Вопрос: Предприятие с долей собственности государства планирует организацию торжественного празднования Нового года. Для проведения торжественного мероприятия привлекается сторонняя специализированная организация. Необходимо ли при закупке подобных услуг соблюдение порядка выбора исполнителя, как при государственных закупках?
Ответ: В соответствии с подпунктами 1.1 - 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 529 "О государственных закупках" (далее - Указ о государственных закупках) государственными закупками признаются закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств (полностью или частично) республиканского и местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, кредитов, льготируемых за счет средств бюджетов, в том числе для государственных нужд, и закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые бюджетными организациями.
При осуществлении государственных закупок выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) производится в соответствии с Положением о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утверждаемым Указом о государственных закупках (далее - Положение), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. В связи с этим по общему правилу к закупке услуг по проведению торжественных мероприятий применяются нормы законодательства Республики Беларусь о государственных закупках.
В то же время согласно подп. 2.8 пункта второго Положения его действие не распространяется на ряд случаев, одним из которых является закупка товаров (работ, услуг) в рамках осуществления творческого проекта либо творческой деятельности в области искусства и культуры.
Согласно подпункту 1.12 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 04.06.1991 N 832-XII "Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь" (далее - Закон) творческая деятельность - это вид культурной деятельности, который включает художественное творчество и другую интеллектуальную деятельность, которая завершается появлением нового, не существовавшего ранее самостоятельного результата интеллектуальной деятельности в области культуры. В свою очередь, культура согласно подпункту 1.1 пункта 1 указанной статьи Закона определяется как совокупность культурных ценностей, ориентированных на удовлетворение духовных потребностей людей и созданных (переработанных) в результате деятельности человека или тесно связанных с такой деятельностью.
Особенностью подобной деятельности является то, что ее ценность трудно заранее оценить, а равно и объективно сопоставить с деятельностью субъектов, занимающихся подобной деятельностью. В этой связи в какой-то степени можно говорить о том, что такие услуги подпадают и под действие другого исключения, предусмотренного подп. 2.5 п. 2 Положения - когда оно не распространяется на закупки товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) только одним юридическим или физическим лицом, в том числе если только конкретное юридическое или физическое лицо обладает исключительными правами на поставку данных товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Таким образом, для принятия решения о необходимости соблюдения процедуры выбора исполнителя при закупке услуг по проведению торжественного мероприятия необходимо определить, является ли такая услуга действительно в рамках осуществления творческого проекта либо творческой деятельности в области искусства и культуры или нет. В том случае, если услуги действительно носят творческий характер (разработка оригинального сценария, постановка, режиссура, оригинальное декорирование помещения, иные действия подобного рода, которые могут быть причислены непосредственно к творческой деятельности и т.д.), соблюдение Положения при выборе исполнителя для оказания подобных услуг не требуется. Если же планируемая деятельность исполнителя заключается лишь в посредничестве по аренде помещения и иного имущества, приобретению продуктов питания и т.д., то такие действия не могут расцениваться как творческая деятельность, а потому подпадают под действие общих норм законодательства Республики Беларусь о государственных закупках. В равной степени это относится и к услугам развлекательных заведений (ресторанов, кафе и иных объектов общественного питания), деятельность которых в абсолютном большинстве случаев не может быть отнесена к творческой деятельности в области искусства и культуры. Также их деятельность не может рассматриваться как услуги, оказываемые только одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, независимо от особенностей меню или элементов декора помещения.