Ребята, давайте рассмотрим все известные и малоизвестные, применямые термины, как офицальные так просто разговорные, при словесном описании звука, музыки, общей системы, проводков, характер звучания и т.д.
Это выкладывали мои друзья и хорошие знакомые. На одном форуме....
Теплота и Брилианс (Warm & Brilliance )
Warm (Теплота)- термин используемый для описания приятной гладкости в музыке .
Напарником теплоты считается брилианс (Brilliance) - относится к яркости , четкости и звонкости.
Так же бриллианс - ультравысокие частоты
Конечно же наличие любых этих качеств хорошо в меру. Если звуковые поля будут слишком теплые , сцена может восприниматься неприятно темной , если слишком бриллианса - звук жесткий , хрупкий и металлический
Баланс тепла и бриллианса (BASS RATIO) достигается за счет соотношения время реверберации (Reverberation Time ) низкой частоты по отношению к времени реверберации (RT) высокой частоты . Таким образом основным показателем теплоты есть Bass Ratio
Clarity (Ясность) - соотносится как на сколько чисто вы слышите качество музыки.Можете ли вы услышать отдельно каждую ноту в быстром соло , или же вы отмечаете тенденцию размывания нот друг в друге ?? Некоторое смешивание часто желаемое в музыке , но для речи больше ясности приводит к улучшению разборчивости
Ясность производится когда комната имеет высокий коэффициент ранней звуковой энергии (early sound energy) к затуханию (later reverberant energy)
Ранняя звуковая энергия (early sound energy) - это то что доходит от источника прямого звука до слушателя в течение 80 миллисекунд
Индекс ясности (Clarity Index, C80) - логарифмическое отношение ранней звуковой энергии, прибывающей в первые 80 мс, по отношению к поздним затуханиям , прибывающим после 80 мс:
Близость (Intimacy) - чувство близости к источнику звука минуя акустику либо другой источник звука . Начиня с акустики помещений , это впечатление обычно присутствует в небольших помещениях , в больших же залах этого достичь тяжелее. В помещениях (где инсталлируется звук) которые были разработаны без учета близости , слышащий чувствует отдельность и отдаленность от произведения .
Близость количественно измеряется первоначальным дефицитом времени задержки (ITDG - initial time-delay gap)
Эта величина (ITDG) определяется разницей во времени между прибытием первого прямого звука и прибытием первого значительного отражения в определенном положении приемника. Если пространство имеет относительно короткий ITDG, оно называется более интимным , больше ITDG указывает на меньшую близость.
Меньшие залы, как правило, имеют более короткие начальные пробелы в времени задержки.
Поскольку ITDG может зависеть от положения слушателя , то будет лучше занять позицию примерно в центре комнаты для прослушивания
Кроме акустики помещений , данное явление может характеризовать качество звука в системе в целом или отдельно взятого аппарата.
Близость еще иногда соотносят с эффектом присутствия
Пространственность (Spaciousness) - или чувство пространства . Термин был введен для обозначения чувства слушателя окутанного звуком. Есть два аспекта пространства исходя из акустики помещений и восприятия звука : ширина аудитории источника
(Auditory Source Width - ASW) и окутывание слушателя (Listener Envelopment LE)
ASW описывает, на сколько большой и широкий источник звука влияет на слушателя. LE, тем временем, описывает как слушатель чувствует окружение музыки , а не слушать ее, как будто через окно.
Исследования определили , что поздние отражения, или те, которые прибыли из сторон, играют основную роль в восприятии. Различие между ASW и LE зависит от того, когда эти боковые отражения прибыли. Раннее боковые отражений (в течение 80 мс прямого звука ), похоже, влияют на ASW, а поздние боковые отражения (после 80 мс прямого звука) влияют на LE.
dynamic headroom ( динамический запас ) -возможность компонента корректно воспроизводить высокую скорость , высокие уровни изменения сигнала , большие за те которые обычно имеют место в воспроизведении
Точность: степень, в которой выходной сигнал с компонента или системы воспринимается как реплицирование звуковых качеств его входного сигнала. точное устройство воспроизводит то, что на записи, что может быть или не быть точным представлением оригинального звука.
Агрессивность : Звук воспроизводится чрезмерно впереди и слишком яркий
Воздушность : Относится к средним частотам которые звучат светло , нежно и открыто , и, кажутся неограниченными в верхнем расширении . Качество воспроизведения систем с очень гладкими и очень распространенными HF частотами .
Окружающая среда (Ambience) : Впечатления от акустического пространства, такие как выполнение зала , в котором была произведена запись.
Аналитический звук : Очень подробное воспроизведение , почти на грани избыточного .
Артикуляция (Articulate): разборчивость голоса (ов) и инструментов и взаимодействия между ними.
Атака: передний край звука (ноты) и способность системы отмечать и воспроизводить атаки переходных процессов в музыке.
Баланс: 1) субъективные отношения между относительной громкостью верхней и нижней половины звукового спектра, "тональный баланс". 2) относительной громкости инструментов в выполнении группы. 3) Равенство уровеней сигнала между левым и правым стерео каналами, позволяет моно материалу изображатся в центре. Также называется баланс каналов.
Ballsy: описание системы, которая звучит громко , энергично , и висцерально.
Басс: звуковые частоты примерно от 60 Гц и 250 Гц.
Bloated 1) При описании фантомного изображения : чрезмерно широкое . 2) При описании звука в целом: слишком богатый и теплый звук
Неясность (Blurred): Плохие переходные характеристики. Неясные и не в фокусе стерео образы .
Звук с придыхом (Airy ): слышимый воздух в духовых инструментах таких как флейта или саксофон. Хороший ответ в верхней середине или на верхах .
Brilliance - 6 кГц до 16 кГц диапазон управляет яркостью и четкостью звуков - бриллианс . Слишком много внимания в этой области может произвести к сибилянтам в вокале.
сибилянты - окрас звучания с преувеличенными звуками S © на вокале
закрытый звук - не хватает деликатности , открытости , воздуха и мелких деталей
когерентность (согласованность) - степень интегрированости звука - очень хороший термин и важная характеристика на мой взгляд .
Разрешение - качество воспроизведения которое позволяет слышать и различать отдельные музыкальные линии (партии) , отдельные голоса и инструменты в больших музыкальных составах
Глубина - иллюзия акустического расстояния находящегося за спикерами , дает впечатление оригинального пространства через колонки , так же соотносится со слоистостью и прозрачностью
Прозрачность - аналог "как изображение на фотографии" , больше прозрачности - более четкое слуховое изображение
Сухой звук - мелкозернистая текстура звука , недостаток послезвучий , слишком заглушенный бас
Скучный звук - безжизненный , приглушенный , завуалированный звук . Возможная причина спад ВЧ на 5kHz
Динамика - подача энергии и широкой динамики , соотносится со скоростью а так же с контрастом больших и малых объектов
Euphonic - привлекательный вид искажений , что воспринимается за оригинальный звук . Часто встречается в ламповых усилителях
Эффект - качество шокирующей силы , начиная с глубокой атаки баса , которая производит ощущение висцерального давления
Утопленный звук - далеко звучащий по глубине звук , преувеличенная глубина как правило из за выпуклой середины
Нейтральный звук - звук без окраса , ровная частотная характеристика
Открытый звук - качество деликатного, детализированного и воздушного звука . Создает впечатление безграничности на верхних частотах
Презенс / Присутствие - создает впечатление что музыкальный инструмент находится в комнате прослушивания
Саундстейдж / сцена - термин относится к размещению стерео изображения , что повторяет оригинальное размещение . Натуральный саундстейдж имеет пропорции в высоте , длине , ширине
Текстура - воспринимаемый паттерн или структура воспроизводимого звука разной природы. Текстура создает впечатление что продолжительный поток звуковой энергии состоит из отдельных частичек (как зерно фотографии)
Тепло - с точки зрения частот , это приблизительный диапазон 50Hz-400Hz.
Вес - хорошие характеристики низких частот , сопровождение музыкального объекта весом
Еще пару интересных темок ...
Бинауральный эффект - способность человека и высших животных определять направление на источник звука. Из-за того, что уши расположены на некотором расстоянии, звук приходит к ним, различаясь по фазе и интенсивности, что ведет к различию импульсов, поступающих в центральную нервную систему от правого и левого уха, и дает возможность определять направление.
Бинауральная запись - двухканальная (стерео) аудио запись, предназначенная для воспроизведения через наушники/мониторы (сигнал каждого канала направляется в соответствующее ухо). Таким образом достигается ощущение восприятия источников звука в их оригинальной позиции в пространстве.
Декремент - основная величина при расчетах затухания. Декремент - характеристика быстроты затухания двух колебаний, следующих друг за другом в одну и ту же сторону.
Прозрачность звучания - возможность временного и качественного различения отдельных источников в обшей звуковой картине. Частичные параметры: регистровая прозрачность звучания. Временная прозрачность. Разборчивость текста. Слитность звучания. Стереофоническое разрешение. Острота локализации, отображаемая ширина точечных источников звука. Примеры недостатков: перекрытия между отдельными звуковыми линиями (результат нарушения музыкального или акустического баланса).
Пространственное впечатление от звучания - это восприятие совместного действия источников звука и их пространственного окружения. П.В. характеризует связь между размером помещения и количеством исполнителей. Оценка П.В. включает ощущение звуковой перспективы в глубину и ширину. Взаимное соотношение: объёма помещения и размеров звучащего тела, музыкального содержания и акустических свойств студии. Частичные параметры: впечатление о размере помещения. Продолжительность реверберации. Соотношение прямых и отраженных звуков (акустический баланс). Акустическая атмосфера. Тембр пространственного звука. Объёмность звучания создаваемая многоплановостью звуковой картины. Примеры недостатков: многопространственность - звучание отдельных голосов (инструментов) расположенных как бы в разных помещениях, отличающихся акустикой. Искажение тембра простраственного звука. Нарушение акустического баланса.
Стерео база - расстояние между двумя мнимыми источниками звука на стерео панораме.
Стереовпечатление – это ощущение пространственного распределения и разрешающей способности звучания. Стереофонический баланс. Частичные параметры: ширина звуковой картины (стерео база), угол слушания, распределение направлений, стереофоническое равновесие. Примеры недостатков: суженная звуковая картина, провал середины, замена сторон, недостаточное переходное затухание, противофаза между каналами или микрофонами.
Тональная окраска. Звучание, в котором сохранено равновесие между всеми регистрами — низким, средним и высоким — принято называть тонально сбалансированным. Нарушение баланса чаще всего воспринимается слушателем как тональная окраска. Она достаточно точно выявляется экспертом с абсолютным слухом, хотя ее и принято называть субъективной. Также эксперт обращает внимание на тональную чистоту воспроизводимых аппаратурой звуков музыкальных инструментов.
Динамика. Понятие „динамика" определяет способность тракта сохранять верный громкостной ход, громкостные изменения музыкальных инструментов. От правильности передачи динамики зависит, какие оттенки и контрасты изменения громкости музыкальных инструментов мы услышим. Когда речь идет об оттенках, говорят о микродинамике, когда о контрастах — о макродинамике.
Артикуляция. Это качество, оценивающее четкость „произнесения" (воспроизведения) звуков. „Артикулированный" звук — значит, произнесенный внятно и четко. Оценка артикуляции в разных регистрах позволяет судить о четкости и очерченности звуков музыкальных инструментов. Если звуки в каком-либо регистре „смазаны", то говорят, что звукопередача не артикулирована. Так же можно оценивать звучание инструментов при живом прослушивании. Неодинаковая артикуляция в разных регистрах и на разных громкостных уровнях часто нарушает музыкальный баланс: слушатель концентрирует внимание на хорошо артикулированных звуках, при том что плохо артикулированные кажутся ему второстепенными.
Отношение шум/тон. Любой музыкальный звук включает в себя шумовой призвук звукоизвлечения. При живом исполнении тон и шумовой призвук звукоизвлечения неотделимы друг от друга и являются составными частями тембра. Шумовой призвук звукоизвлечения играет очень важную роль, он часто „ведет" музыкальную мысль, входит в состав интонации, участвует в „кристаллизации" тембра инструмента. Шумовой призвук звукоизвлечения содержит более высокие спектральные составляющие, чем сам тон. При воспроизведении записи часто случается, что разного рода искажения приводят к разрушению целостности тембра и шумовой призвук звукоизвлечения воспринимается слушателем отдельно от самого извлекаемого тона. Иногда этот призвук кажется неестественно громким, иногда, наоборот, он замаскирован тоном. Следует обратить особое внимание на такой характер воспроизведения — это первый признак разрушения тембра.
Тембр. Это самая важная характеристика звука. Можно даже сказать, что тембр — это и есть сам звук. Обычно тембр определяется как сумма основного тона и обертонов, которые получаются по закону природных колебаний за счет кратных основному тону колебаний голосовых связок, струны или воздушного столба в духовых инструментах. Однако тембр слагается из очень многих, бесконечных по количеству, составляющих. Это и отклики самих корпусов инструментов, и отклики помещения, где находится звучащий инструмент, и шумовой призвук звукоизвлечения, и атака, и тон, и гармоники колеблющегося элемента инструмента.
Передача тембра является визитной карточкой ценовой категории аппаратуры.
Интонационные связи. Значение слова „интонация" не вызывает вопросов. Это слово часто употребляется в обиходе, причем, как правило, применительно к речи. Словари дают научное определение интонации: это повышение или понижение тона при произнесении фразы. Интонация придает высказыванию большую выразительность, но она не относится к основным речевым факторам, формирующим смысл; в речи все слова имеют какое-то значение, и даже если они будут произнесены монотонно (то есть без интонации), мы в большинстве случаев сможем представить, о чем идет речь. А что же такое интонация в музыке? Здесь она как средство выразительности играет гораздо более важную роль: за звуками и аккордами невозможно закрепить определенного значения, и интонация является одним из средств создания музыкального образа.
Несмотря на то что интонация, по определению, всего лишь повы-шение или понижение тона, она невозможна без изменения громкости интонирующего голоса или инструмента. В музыке изменение тона при интонировании возможно только в небольших пределах, а именно в тех, где высота звука, варьируясь, еще сохраняет свое нотное название (этот интервал называют зоной). Таким образом, музыкальная интонация — это незначительные изменения высоты и громкости звука.
От воспроизводящей аппаратуры требуется точная передача изме-нений каждого звука. Но вслушиваться непосредственно в эти изменения и тем более оценить их передачу аппаратурой невозможно. Мы можем оценить только результат. Тот, кто считает, что он в состоянии определить, насколько выразительно передан тот или иной звук, прав лишь отчасти.
В хорошем исполнении интонации музыкальных звуков тесно взаимосвязаны, независимо от того, одного и того же инструмента это звуки или разных. Интонируемые музыкальные звуки создают музыкальный образ, а во времени это музыкальные события. Полнота восприятия музыкальных событий во многом зависит от того, насколько точно аппаратура передает интонационные взаимодействия звуков. Музыкально чувствительный человек очень чуток к этой передаче.
При правильной передаче интонационных взаимодействий все звуки оказываются равными по значимости. Сочетаясь друг с другом, они создают музыкальные образы, их взаимодействие оказывается целесообразным. При плохой передаче интонационных взаимодействий звуки воспроизводятся „разрозненно", в их следовании не видится особой целесообразности, очень часто источники звука неестественно четко локализуются по ширине стереобазы, с явным нарушением музыкальной вертикали.
Тембровые связи. Тембр, как мы уже говорили, это основная характеристика звука. Именно он порой поднимает стоимость аппаратуры на необозримую высоту; если тембр плохой, то столь высокая цена неоправданна. Но отдельно оценить передачу тембра так же невозможно, как и передачу интонации, более того, это сделать даже сложнее, поскольку передача интонации — это частный случай передачи тембра.
Человек реагирует не только на отдельно взятые тембры, но и на их совокупность, которая и создает музыкальный образ. Отличается воспроизведение музыки разными комплектами. Отличаются тембры одних и тех же инструментов при звучании их в разных концертных залах: в одном зале тембры могут казаться обедненными, в другом они будут оказывать на слушателя большее воздействие, в третьем же приобретут такие сказочные качества, которые не передаст никакая аппаратура. Но где бы мы ни слушали прекрасное живое исполнение, мы сможем его определить. Мы его узнаем только потому, что услышим гораздо больше музыкальных событий, чем на любом аудиотракте. Хорошая передача тембровых взаимодействий предполагает „тембровую" локализацию образов музыкальных инструментов, а не „визуальную". При правильной, „тембровой" локализации звуки могут находиться пространственно друг за другом, но при этом должно сохраняться их четкое тембровое разделение и относительные размеры. В таком случае эксперт говорит, что звуки хорошо эшелонированы. При неправильной, „визуальной", локализации звуки кажутся локализованными по ширине стереобазы, и, несмотря на то что они располагаются как бы на разной глубине сцены, они никогда не перекрываются, а звучат словно самостоятельно, независимо друг от друга, поскольку нарушены их относительные размеры. Очень часто низкие звуки почти таких же размеров, как средние и даже высокие, а значит, они локализованы лучше, чем в реальности. Именно в этом случае аудиофилу кажется, что он „видит" музыкальные инструменты и их точные размеры.
Музыкальная вертикаль. Верная передача тембров сохраняет музыкальную вертикаль. Расскажем о ней на примере оркестровой вертикали. Так как инструменты имеют совершенно различный характер звучания, то они по отношению друг к другу всегда занимают особые места в пространстве — скажем, духовые, где бы ни располагались в оркестре, всегда кажутся крупнее. В концертном зале звучащая труба или флейта создают впечатление наполненности пространства, их звуки будто идут со всех сторон. Группа скрипок имеет более „жесткий" звук и локализуется более четко. Звуки скрипок всегда кажутся мельче, чем звук трубы, фагота или флейты (особенно натуральной деревянной). Звуки виолончелей, как более низкочастотные, видятся всегда крупнее скрипок, но не могут затмить духовых, так как их характерный тембр „растекается" по залу и своей индивидуальностью сильно отличается от других звуков. Словом, звуки разных инструментов в оркестре имеют какие-то пропорции относительно друг друга и характерную цветовую палитру. Данную особенность композитор использует для выражения самых загадочных образов и красок. Эти соотношения в оркестровке, сложные межинструментальные аккорды, сочетающиеся образы и т. п. создают так называемую оркестровую вертикаль (частный случай музыкальной вертикали). Видимо, такое название это явление получило вот по каким причинам. Во-первых, определенный тембр всегда занимает в нашем воображении определенную высотную нишу — нам кажется, что свистящие и высокочастотные звуки расположены выше и более сфокусированы, чем низкочастотные, которые „растекаются", не фокусируются и заполняют все пространство с центром тяжести внизу. Иными словами, в нашем сознании формируется особое расположение по вертикали разных по объему звуков. Во-вторых, в партитуре все партии инструментов, имеющих разный тембр, располагают друг под другом. Глядя в партитуру, музыкант читает оркестровку произведения как бы по вертикали, а разворачивающиеся во времени события, создаваемые каждым инструментом,— по горизонтали. Когда нарушены тембровые соотношения и размеры звуков, когда „цветность" тембров усредняется, разрушается весь смысл сложноорганизованного музыкального повествования. Подобные искажения эксперт называет искажениями (разрушениями, нарушениями) оркестровой вертикали. Но вертикаль разрушается не только в оркестровых записях. Звуки одного и того же инструмента тоже имеют разную высоту, а следовательно, относительно разные размеры — низкие звуки, взятые, скажем, на фортепиано, кажутся крупнее высоких. Поэтому тембровые искажения могут нарушить музыкальный образ, создаваемый пианистом. Тогда уже говорят о плохой передаче музыкальной вертикали. Итак, верная передача музыкальной вертикали — это передача всех соотношений между звуками: и громкостных, и тембровых, и относительных размеров.
шнурки - кабеля(акустические, межблочные, всевозможные