Вот что говорит Сукманов в Белгазете:
"Хочется верить, что фильм южноафриканского дебютанта Нила Бломкампа взбудоражил-таки общественность, разгорячил киноманскую кровь. Его уже называют событием года, экстравагантной сенсацией, нетипичным «провинциальным» блокбастером, обскакавшим голливудских тяжеловесов. С одной стороны, это продукт масс-культа, бережно следующий канонам фантастического экшна. С другой - фильм представляет собой авторское высказывание, обращенное к реальности, дерзкое, серьезное, полное неутешительных выводов. Ни дать ни взять - фильм-мутант, который интригует оригинальной формой, забавляет острым сюжетом, но оставляет о себе в памяти след сродни саднящему рубцу.
О чём кино. Первый сюрприз, который преподносит «Район N9» - это его сюжет. Представьте, что космический корабль с пришельцами терпит бедствие в районе Йоханнесбурга. Гигантская летающая тарелка зависает над южноафриканским мегаполисом, а ее инопланетная монстрообразная команда препровождается землянами в огороженное гетто, названное «Районом N9». Проходят годы, и человечество уже не с любопытством, а с раздражением смотрит на деклассированных обитателей злачного района. Братья по разуму, прозванные людьми «моллюсками», никак не социализируются. Они пугают местных жителей своим неадекватным поведением и ведут себя в точности как согнанные в резервации нелегалы и беженцы: копаются в помойках, бродяжничают, пакостят и плодятся как кролики.
Когда недовольство горожан достигает апогея, власти принимают решение переселить креветочных инородцев из пригородных трущоб в отдаленную глушь. Ответственным за выселение назначается чинуша Викус ван дер Мерв, невыразительный и трусоватый герой истории. В кино таких принято называть «один из нас». Клерк рьяно берется за выполнение своих обязанностей. Он выбивает подписи о добровольном выселении шантажом, лаской или подкупом, не подозревая, что в скором времени судьба сыграет с ним злую шутку. Пролив на себя в ходе рейда каплю инопланетной жидкости, нерасторопный Викус медленно и мучительно трансформируется в «одного из них». «Герой дня» в одночасье становится изгоем, объявленным во всеюаровский розыск. Теперь, чтобы вернуть себе человеческий облик, он вынужден объявить войну людям и искать союзников в стане пришельцев.
Сходную мутацию переживает и сам фильм. Если первая его половина сатирически заострена и представляет собой политическую аллегорию на тему апартеида, то последующие злоключения героя оборачиваются мрачным триллером о противостоянии человека бездушной системе. Мытарства персонажа, которого загоняют в угол, вызывают все меньше поводов для улыбок. Стёб переходит в череду леденящих ужасом сцен, а в экшне берет верх гнетущее чувство тревоги.
Переломным моментом в картине становится сцена в секретной лаборатории, куда конвоируют героя, в организме которого происходят необратимые изменения. Когда миролюбивого обывателя (читай - «одного из нас») подвергают беспрецедентной пытке оружием - заставляют стрелять в живых существ, - становится очевидным, что автор прекращает жанровую игру в поддавки. Он уже бередит низкие истины и насильно втягивает зрителя в экзистенциальный кошмар. Приключенческое кино перестает быть безобидным. Гротеск уже не вызывает смех.
Как снято. В пока еще оригинальном для Голливуда жанре псевдодокументального кино - mockumentary. Нил Бломкамп снимает «Район N9» в эстетике телерепортажа. Тут и имитация новостных выпусков, и выдержки из интервью с вроде как реальными очевидцами событий. Цифровое видеоизображение и рубленые монтажные планы производят должный эффект. НЛО над Йоханнесбургом выглядит так же достоверно, как атомный гриб над Хиросимой. Космические монстры вызывают стойкую ассоциацию с беднейшими представителями стран третьего мира. Бломкамп вводит прием прямого репортажа не с целью соригинальничать и произвести впечатление. Фантастический сюжет для него - отличный повод, чтобы поговорить о делах земных.
Что важно. Чего он, собственно, добивается, этот Бломкамп? Ему нужно пробить брешь в инфантилизме любителей развлечений, бросить вызов индустрии грез и заставить людей ответственно взглянуть на происходящие в мире процессы дегуманизации. Однако в своих выводах Бломкамп не занимает позицию радикала-правозащитника. Он снимает не просто фантастическое, так же как и не просто социальное, кино. Этот фильм - не о контактах третьей степени и не о бедствиях третьего мира. Это манифест нетерпимости, которая разъедает все живое - людей и монстров. Мысль о том, что человек обретает душу и сострадание, лишь оказавшись в шкуре чудовища, может служить разве что ложным утешением. На деле, как показывает Бломкамп, что люди, что монстры, по сути, стоят друг друга."