ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА г.МИНСКА
1. «Детализация» и «уточнение» регламентов
Во «Введение» имеется следующая норма: «Детализация градостроительных регламентов генерального плана для обоснования видов преимущественного градостроительного использования отдельных земельных участков или их групп в пределах планировочных единиц, а также их возможное уточнение, не изменяющее содержания основных положений генерального плана, осуществляется при разработке градостроительных проектов детального планирования и утверждаются решением Минского горисполкома».
Что именно понимается под «детализация» и «их возможное уточнение»?
Соответствует ли данная норма в части «детализация градостроительных регламентов генерального плана» и «их возможное уточнение» следующему положению: «Установить обязательный статус регламентов для исполнения всеми субъектами архитектурно-градостроительной деятельности и землепользования на территории в границах перспективного развития г. Минска» (пункт 2.3 главы 16), «Регламенты являются обязательными для исполнения всеми субъектами архитектурно-градостроительной деятельности и землепользования на территории г. Минска в границах перспективной городской черты» (пункт 1 части II «Система регламентов»), а также пункту 2 статьи 2 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», согласно которому государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования градостроительной документации (в т.ч. и генеральных планов), утвержденной в установленном порядке?
Содержит ли законодательство какие-либо требования к процедурам «детализации градостроительных регламентов генерального плана» и «их возможному уточнению»»? Если не содержит, то можно «детализировать» и «уточнить» много чего и в любых пределах.
Регламенты относятся к «утверждаемой» части Генерального плана, который утверждается Указом Президента Республики Беларусь. Допустимо ли изменение регламентов Генерального плана Решением Мингорисполкома об утверждении Детальных планов?
Исходя из вышеизложенного, вышеуказанную норму из «Введение» следует исключить.
2. Регламенты территорий историко-культурных ценностей
В пункте 2.4 главы 16 при определении статуса регламентов и область их действия сказано: «Действие установленных генеральным планом регламентов не распространяется на городские территории историко-культурных ценностей, особо охраняемые природные территории и городские территории объектов специального назначения «СП».
При этом:
1) Что именно понимается под «территории историко-культурных ценностей»? Кем и на основании чего выделяются подобные «территории»? Кем и на основании чего определяются их границы?
2) Законодательство выделяет «зоны охраны», «зоны регулируемой застройки» и «зоны охраны природного окружения» историко-культурных ценностей. Но «зоны» и «территории» – это не одно и тоже.
3) Согласно регламента «Планировочные ограничения – регламент Д» в регулирующих зонах могут выделятся «ЗР7 – Зоны охраны историко-культурного наследия», которые устанавливаются «в границах зон исторических районов, комплексов исторической застройки, объектов садово-паркового искусства и археологии в форме зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей» и «Представлены на чертеже «Историко-градостроительный опорный план» (пункт 3.5.1 главы 16). Однако, «территории историко-культурных ценностей» и «Зоны охраны историко-культурного наследия» – не одно и тоже.
4) Если на «территории историко-культурных ценностей» не распространяются установленных генеральным планом регламенты, то какие распространяются? Что именно является нормативной базой развития данных территорий? При этом в Примечании к таблице 2.5.5 части II «Система регламентов» сказано: «Размещение объектов и сооружений на особо охраняемых территориях в зонах историко-культурных ценностей (исторический город и др.) устанавливается с соблюдением регламентов историко-архитектурного опорного плана г. Минска».
Соответственно, необходимо:
1) определить в Генеральном плане, что именно понимается под «территории историко-культурных ценностей», а также соотношение данных «территорий» с «Зоны охраны историко-культурного наследия» (ЗР7).
2) определить, что именно является нормативной базой развития «территорий историко-культурных ценностей» – «регламенты историко-архитектурного опорного плана г. Минска» либо какие-то иные регламенты.
3. Регламенты историко-архитектурного опорного плана г. Минска
В Примечании к таблице 2.5.5 части II «Система регламентов» сказано: «Размещение объектов и сооружений на особо охраняемых территориях в зонах историко-культурных ценностей (исторический город и др.) устанавливается с соблюдением регламентов историко-архитектурного опорного плана г. Минска».
Действительно ли Генеральный план г.Минска содержит «регламенты историко-архитектурного опорного плана г. Минска»? Если не содержит, то необходимо определить данные регламенты.
4. Градостроительные параметры функциональных зон планируемого строительства «уникальных объектов столичного уровня»
В пункте 2.5 главы 16 сказано: «Для функциональных зон планируемого строительства уникальных объектов столичного уровня градостроительные параметры устанавливаются на основе анализа и использования отечественного и зарубежного градостроительного опыта по итогам вариантной либо конкурсной разработки в объеме градостроительного проекта стадии «Детальный план».
При этом:
1) могут выделятся дополнительные функциональные зоны «планируемого строительства уникальных объектов столичного уровня», не предусмотренные Планом функционального зонирования города и Системой регламентов;
2) для функциональных зон «планируемого строительства уникальных объектов столичного уровня» могут устанавливаться особые («уникальные») градостроительные параметры, не предусмотренные Системой регламентов;
3) градостроительные параметры для указанных зон могут устанавливаться не на основе требований, содержащихся в действующем законодательстве Республики Беларусь и Генеральном плане г.Минска, а на основе «анализа и использования» отечественного и абстрактного «зарубежного» градостроительного опыта;
4) действующим законодательством (в т.ч. СТБ 1900-2008 «Строительство. Основные термины и определения») термин «уникальные объекты строительства» не определен. Соответственно, отсутствуют признаки, по которым следует относить объект строительства к «уникальному». При этаких условиях любой объект строительства можно отнести к «уникальному»;
5) нередко вся «уникальность» объекта строительства «городского уровня» заключается в желании «инвестора» для увеличения своей прибыли получить для застройки территории подтип функциональной зоны, не предусмотренный Системой регламентов Генерального плана г.Минска. Например, Жм-св (жилая многоквартирная сверхвысокоплотная). Является ли признаком «уникальности» объекта строительства банальная жажда наживы инвестора-застройщика?
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, при этом каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию и законы (ст.ст. 1 и 52 Конституции Республики Беларусь). «Регламенты являются обязательными для исполнения всеми субъектами архитектурно-градостроительной деятельности и землепользования на территории г. Минска в границах перспективной городской черты» (пункт 1 части II «Система регламентов»)
Соответственно, любые «уникальные» объекты строительства должны размещаться с учетом требований действующего законодательства Республики Беларусь, а также требований Системы регламентов Генерального плана г. Минска.
Исходя из вышеизложенного, пункт 2.5 главы 16 следует исключить.
5. Правила землепользования и застройки г. Минска
В пункте 4.2 главы 3 сказано «Создать эффективный механизм регулирования градостроительной деятельности на основе разработки правил землепользования и застройки г.Минска – документа в котором устанавливаются градостроительные регламенты планировки и застройки Минска, порядок применения такого документа и особый порядок внесения в него изменений».
В пункте 2.1 части II «Система регламентов» действующего Генерального плана сказано: «Порядок регулирования архитектурно-градостроительной деятельности по «общему» и «специальному» регламентам устанавливается «Правилами застройки г. Минска», которые до настоящего времени не разработаны.
Соответственно, в пункте 4.2 главы 3 необходимо определить сроки разработки и утверждения Правил землепользования и застройки г. Минска
6. Проектная численность населения
Согласно таблицы раздела IV «Основные технико-экономические показатели Генерального плана г.Минска»:
Численность населения:
всего на 2030 г. – 2000 тыс. чел.,
в том числе на I очередь (2020 г.) – 1969,4 тыс. чел.
Размещение нового жилищного фонда:
всего на 2030 г. – 11504,2 тыс.кв.м.
в том числе на I очередь (2020 г.) – 5123,3 тыс.кв.м.
Жилищный фонд, подлежащий выбытию:
всего на 2030 г. – 1000,0 тыс.кв.м.
в том числе на I очередь (2020 г.) – 428,0 тыс.кв.м.
Средняя обеспеченность населения общей площадью:
всего на 2030 г. – 26,1 кв.м./чел.
в том числе на I очередь (2020 г.) – 23,7 кв.м./чел.
Анализ данных показателей позволяет сделать следующие выводы
1. Размещение нового жилищного фонда:
до 2020 г. 5123,3 тыс.кв.м.
в 2021-2030 гг. 11504,2–5123,3=6380,9 тыс.кв.м.
2. Жилищный фонд, подлежащий выбытию:
до 2020 г. 428,0 тыс.кв.м.
в 2021-2030 гг. 1000,0–428,0=572,0 тыс.кв.м.
3. Прирост общей площади жилищного фонда составит:
до 2020 г. 5123,3–428,0 =4695,3 тыс.кв.м.
в 2021-2030 гг. 6380,9–572,0=5808,9 тыс.кв.м.
4. Прирост общей площади жилищного фонда при средней обеспеченности населения общей площадью в 26,1 кв.м./чел. к 2030 г. (в т.ч. 23,7 кв.м./чел. к 2020 г.), означает размещение дополнительного к существующему жилого фонда для проживания:
до 2020 г. 4695,3:23,7=198,1 тыс.чел.
в 2021-2030 гг. 5808,9:26,1=222,6 тыс.чел.
Суммарно до 2030 г. 198,1+222,6=420,7 тыс.чел.
Возникает вопрос: для проживания какого населения предназначен дополнительный к существующему жилой фонд? Только для населения г.Минска (улучшение жилищных условий) либо также для жителей иных населенных пунктов Беларуси (миграция в г.Минск)? Если население г.Минска улучшает свои жилищные условия за счет переселения в построенное «новое» жилье, то не занимают ли их места в «старом» жилье «мигранты» из других населенных пунктов Беларуси?
Какое влияние оказывает объемы строительства жилья на миграционные потоки в г.Минск? Имеется ли такие расчеты?
Проанализировать статистические данные по росту численности населения и объемам строительства жилья в г. Минске за последние годы http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/ – разделы «Демография» и «Жилищные условия». Привести данные о численности населения на 01.07.2015 г.
Проанализировать естественный прирост населения (соотношение рожденных и умерших) г.Минска. Если естественный прирост населения практически отсутствует, то за счет кого происходит рост населения города?
По сведениям органов статистики, численность населения г. Минска на 1 октября 2015 года составила 1 млн. 949,4 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года увеличилась на 11 тыс. 124 человека, из них: естественный прирост населения – 4 тыс. 107 человек, миграционный прирост населения – 7 тыс. человек.
Как свидетельствует статистические данные, в последние годы численность населения г.Минска увеличивается на 15-20 тыс.чел. в год.
Исходя из вышеизложенного, реальны ли показатели численности населения: всего на 2030 г. – 2000 тыс. чел., в том числе на I очередь (2020 г.) – 1969,4 тыс. чел.?
Превышение реальной численности населения над проектной (расчетной) приведет к невыполнению многих показателей Генерального плана, которые зависят от проектной численности населения: вместимость и пропускная способность объектов общественного социально-гарантированного обслуживания, обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования (кв.м./чел.) и др.
На совещании по вопросам строительства на территории Минской области жилых районов для жителей Минска 17.01.2014 г. констатировалось, что «Минск является достаточно уплотненным городом, и это начинает сказываться не только на реализации программ жилищного строительства, но и ощущается на инженерно-транспортной инфраструктуре, автомобильной, на экологии города, социальных вопросах...» При этом «…во всех регионах страны отмечается отток трудовых ресурсов из села, происходит уменьшение численности средних и малых городов, сокращение их экономического потенциала» (http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-prov ... orii-7862/).
7. Жилищная обеспеченность обшей площадью
Согласно таблицы раздела IV «Основные технико-экономические показатели Генерального плана г.Минска» средняя обеспеченность населения общей площадью составляет: всего на 2030 г. – 26,1 кв.м./чел., в том числе на I очередь (2020 г.) – 23,7 кв.м./чел.
Между тем, в таблице 2.2.4 «Стандарт жилой среды кв.м. на человека» указан показатель «Жилищная обеспеченность обшей площадью»: 2015 г. – 25,0, 2030 г. – 26,0-30,0».
При этом:
1) неизвестно назначение выделения в стандартах жилой среды показателя «Жилищная обеспеченность обшей площадью»: для каких объектов (существующих либо проектируемых) применяется данный показатель?
2) не ясно, почему в таблице 2.2.4 вместо 2020 г. указан 2015 г.
3) жилищная обеспеченность обшей площадью в целом не соответствует стандарту жилой среды, т.к. показатели «Средняя обеспеченность населения общей площадью» (по таблице «Основные технико-экономические показатели Генерального плана г.Минска») меньше показателя «жилищная обеспеченность обшей площадью» (по таблице 2.2.4 Системы регламентов).
Соответственно, показатель «Жилищная обеспеченность обшей площадью» из таблицы 2.2.4 Системы регламентов необходимо исключить.
8. Развитие жилых территорий
1. В Направлении 2 главы 5 «Стратегия развития жилых территорий» сказано:
«2.1. Установить дифференцированное развитие жилых территорий с размещением новой жилой застройки в зависимости от их расположения в планировочных зонах г. Минска:
- в городском Ядре (I пояс) – за счет выборочной реконструкции и трансформации отдельных участков и строительства градостроительных комплексов интегрированной застройки и возможным размещением в их составе жилых помещений, доля которых не должна превышать 75% построечного фонда;»
Согласно Плана функционального зонирования территории в границах городского Ядра (I пояс) относятся к общественной функциональной зоне типа О1. Согласно Регламента А Системы регламентов застройки общественных зон, зоны типа О1 – это «общественные зоны многофункциональной застройки городского центра с размещением объектов международного, национального и регионального (межселенного) значения». Соответственно, развитие данных территорий должно осуществляться согласно главы 7 «Стратегия развития общественных территорий», а не согласно главы 5 «Стратегия развития жилых территорий».
Согласно п. 21 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 № 428-З «Жилой дом – капитальное строение (здание, сооружение), половину или более половины общей площади которого составляет площадь жилых помещений». Соответственно, «градостроительные комплексы интегрированной застройки с возможным размещением в их составе жилых помещений, доля которых не должна превышать 75% построечного фонда» являются жилыми домами либо включают в свой состав жилые дома. А строительство в зонах типа О1 жилых домов будет противоречить:
1) подпункту 2.1.5 пункта 2.1 главы 7 «Стратегия развития общественных территорий», согласно которому необходимо «Исключить размещение на территории планировочного ядра жилых домов».
2) таблице 2.4.2, пунктам 2.4.2.2 и 2.4.2.5 Системы регламентов
Соответственно, указанную норму из пункта 2.1 главы 5 необходимо исключить.
2. В подпункте 2.1.1 пункта 2 главы 17 «Развитие жилых территорий» сказано:
«2.1.1. Осуществить приоритетное развитие сферы жилищного строительства с учетом сложившейся инженерной и транспортной инфраструктуры и в зависимости от размещения жилой застройки в планировочных зонах г. Минска:
- в планировочном ядре (1 пояс):
- размещение элитных градостроительных комплексов интегрированной жилой застройки на реконструируемых территориях с освоением свободных от застройки участков, уплотнением отдельных участков и сносом малоценного жилого фонда… на пересечении улиц Немига – К.Цеткин, по ул.Шорная, в квартале улиц Кирова – Свердлова –Ульяновская;
- комплексная реконструкция жилых кварталов послевоенной застройки в районе улиц Богдановича – Коммунистической – Куйбышева –Киселева;
- в центральной планировочной зоне (II пояс):
- реконструкция кварталов низкоплотной и среднеплотной многоквартирной жилой застройки послевоенного (1950-1960 годы) строительства, в том числе в районе Золотая Горка…»
Согласно Плану функционального зонирования указанные территории относятся к общественной функциональной зоне типа О1. По вышеуказанным причинам их следует исключить из главы 17 «Развитие жилых территорий».
9. Уровень автомобилизации
В подпункте 2.2.1 пункта 2.2 главы 13 уровень автомобилизации определен следующим образом: «Принять расчетный уровень автомобилизации населения на 2030 год – 370 машин на 1000 жителей».
Между тем, в настоящее время уровень автомобилизации 370/1000 уже превышен и продолжает расти. Так, по сообщениям СМИ, на 1 января 2015 г. в г.Минске было зарегистрировано более 800 тыс. автотранспортных средств. В то же время по состоянию на 1 января 2015 года численность населения Минска составила 1 млн. 938,4 тыс. человек. Соответственно, уровень автомобилизации на 1 января 2015 г. составлял: 800:1938,4х1000=413 автомобилей на 1000 жителей.
В последние годы наблюдается устойчивый рост автомобилизации, при этом какие-либо планы (программы) по его сдерживанию отсутствуют.
Исходя из вышеуказанного, предлагаемый в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 главы 13 показатель расчетного уровня автомобилизации на 2030 г., который ниже реального текущего уровня автомобилизации, вызывает недоумение.
Согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки» при проектировании территорий многоквартирной жилой застройки необходимо предусматривать автомобильные стоянки (паркинги, гаражи) для хранения легковых автомобилей, микроавтобусов и других транспортных средств, принадлежащих гражданам, а их вместимость принимается по расчетному уровню автомобилизации на расчетный срок действия генерального плана населенного пункта. Для районов новой жилой застройки обеспеченность местами стоянки автомобилей следует принимать не менее 25 % от расчетного уровня обеспеченности автомобилями (п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116).
Согласно п. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116 для объектов общественного и производственного назначения вместимость автомобильных парковок следует определять по расчету для конкретного объекта, исходя из его посещаемости, уровня автомобилизации населения, количества персонала, работающего на объекте, и других факторов, а при отсутствии расчетов следует ориентироваться на показатели, приведенные в Приложении В к ТКП 45-3.01-116. При этом согласно Примечания 1 к Приложении В ТКП 45-3.01-116 данные показатели зависят от уровня автомобилизации в конкретном населенном пункте.
Таким образом, обеспеченность любого объекта строительства местами хранения (стоянки, паркинги) и местами стоянки (парковки) зависят от уровня автомобилизации конкретного населенного пункта, установленном в его Генеральном плане.
Заниженное значение расчетного уровня автомобилизации в Генеральном плане населенного пункта на расчетный срок реализации проекта по сравнению с реальным уровнем автомобилизации и тенденциями его постоянного увеличения приведет к недостаточной обеспеченности объектов строительства местами хранения и стоянки автотранспорта. Это приводит к заполнению улиц, проездов и дворовых территорий автотранспортом, что создает угрозу транспортного коллапса на отдельных участках территории населенного пункта.
Соответственно, расчетный уровень автомобилизации на расчетный срок реализации Генерального плана должен учитывать реально сложившийся в настоящее время уровень автомобилизации в конкретном населенном пункте и тенденции его изменения (постоянный рост).
Исходя из вышеизложенного, показатель расчетного уровня автомобилизации на 2030 г. должен составлять не менее 500 автомобилей на 1000 жителей.
10. Использование термина «семья» для расчета уровня автомобилизации
В подпункте 2.2.2 пункта 2.2 главы 10 «Стратегия развития транспортной инфраструктуры» сказано: «Разработать до 2020 года программу мероприятий по регулированию и сдерживанию темпов роста численности индивидуального транспорта на оптимальном уровне автомобилизации из расчета 1 автомобиль на семью…»
Согласно ст. 59 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 09.07.1999 № 278-З «Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления. Другие родственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство». Таким образом, состав конкретной семьи в общем случае определяется в судебном порядке. Соответственно, использование термина «семья» в градостроительстве вообще и для расчета уровня автомобилизации в частности – необоснованно и на практике трудноприменимо.
Соответственно, слова «из расчета 1 автомобиль на семью» необходимо исключить.
11. Мероприятия, связанные с ростом уровня автомобилизации
Пункт 2.2 главы 10 назван «Осуществление мероприятий по сдерживанию роста уровня автомобилизации населения за счет приоритетного развития общественного пассажирского транспорта»
Между тем, еще нигде в мире не удалось сдержать «рост уровня автомобилизации населения» только «за счет приоритетного развития общественного пассажирского транспорта». Для этих целей применяются, прежде всего, административные меры (платный въезд в центр города, запрет на въезд в центр города, только платные и дорогие парковки, розыгрыш ограниченного количества регистрационных номеров в лотерею и т.п.).
Подпункт 1.3.1 пункта 1.3 главы 10 действующего Генерального плана г.Минска предусматривает необходимость «Разработать программу организационных, экономических и технологических мероприятий для реализации и политики регулирования и умеренного сдерживания уровня автомобилизации после 2015 года». Между тем, до настоящего времени данная программа даже не разработана. При этом, реальный уровень автомобилизации в г. Минске уже превышает установленный Генеральным планом оптимальный уровень автомобилизации на 2030 год. В результате стихийные парковки автотранспорта в Минске приобрели массовый характер и стали ощутимой проблемой. Припаркованные на проездах автомобили затрудняют проезд спецтехники (пожарных и скорой медицинской помощи) в экстренных ситуациях. Также припаркованными автомобилями повреждаются газоны.
Соответственно, необходимо:
а) заменить загадочные «технологические мероприятия» на эффективные «административные меры»;
б) слово «умеренного» исключить. При текущем уровне автомобилизации об его «умеренном» сдерживании не может быть и речи.
В итоге пункт 2.2 главы 10 предлагается назвать следующим образом «Осуществление мероприятий по сдерживанию роста уровня автомобилизации населения за счет организационных, экономических и административных мер»
12. Программа мероприятий по регулированию и сдерживанию темпов роста численности автомобильного транспорта
В подпункте 2.2.2 пункта 2.2 главы 10 сказано: «Разработать до 2020 года программу мероприятий по регулированию и сдерживанию темпов роста численности индивидуального транспорта на оптимальном уровне автомобилизации из расчета 1 автомобиль на семью (не более 350 машин на 1000 жителей) с учетом ее поэтапной реализации до 2030 года.». При этом:
1) термин «индивидуальный транспорт» законодательством не определен. Какие-либо основания для разделения автомобильного транспорта на «индивидуальный» и «коллективный» отсутствуют:
а) по целевому назначению любое автомобильное средство является «коллективным», т.к. вмещает не только водителя;
б) по принадлежности автомобильные средства можно разделить на принадлежащие физическим и юридическим лицам. Однако, действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений на количество и типы автомобильных средств, собственником которых могут являются физические лица.
2) необходимо регулировать и сдерживать темпы роста численности не только «индивидуального» транспорта, но и любого иного.
3) использование термина «семья» в градостроительстве вообще и для расчета уровня автомобилизации в частности – необоснованно и на практике трудноприменимо.
Соответственно, слова «индивидуального» и «1 автомобиль на семью» следует исключить.
Исходя из вышеизложенного и с учетом реального текущего уровня автомобилизации а также темпов его роста в последние годы, предлагается изложить подпункт 2.2.2 пункта 2.2 главы 10 в следующей редакции: «Разработать до 2020 года программу организационных, экономических и административных мер по регулированию и сдерживанию темпов роста численности автомобильного транспорта на оптимальном уровне автомобилизации из расчета не более 500 автомобилей на 1000 жителей с учетом ее поэтапной реализации до 2030 года.».
13. Программа реконструкции, благоустройства и озеленения сложившихся районов многоквартирной жилой застройки
В пункте 3.6 главы 5 сказано: «разработать и реализовать программу реконструкции, благоустройства и озеленения сложившихся районов многоквартирной жилой застройки с обеспечением необходимого количества автомобильных стоянок индивидуального легкового транспорта, а также с учетом повышения уровня автомобилизации».
В пункте 3.6 главы 2 действующего Генерального плана также сказано: «Разработать и реализовать программу градостроительной реконструкции всех сложившихся районов многоквартирной жилой застройки с инженерным обустройством автомобильных парковок индивидуального легкового транспорта на придомовых территориях». Между тем, до настоящего времени вышеуказанная программа даже не разработана. Между тем, реальный уровень автомобилизации в г. Минске уже превышает установленный Генеральным планом оптимальный уровень автомобилизации на 2030 год. В результате многие дворовые территории в настоящее время напоминают мехдвор «отстающего» колхоза – самоходный автолом заполнил все, что можно и что нельзя.
Также следует отметить, что пункте 3.6 главы 2 действующего Генерального плана речь идет об обеспечении сложившихся районов многоквартирной жилой застройки автомобильными «парковками», а не «стоянками». Определение терминов «автомобильная стоянка» и «автомобильная парковка» даны в п.п. 3.2 и 3.3 ТКП 45-3.03-227-2010 (с учетом Изменения № 3):
«3.2 автомобильная парковка (парковка): Место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы населенного пункта или прилегающей к ним территории, организованное в соответствии с [1], [2], [3], а также действующими ТНПА, предназначенное для стоянки транспортных средств без предоставления услуг по их хранению
3.3 автомобильная стоянка (автостоянка): Место стоянки транспортных средств, представляющее собой специально оборудованное одно- или многоуровневое инженерное сооружение (гараж, паркинг), предназначенное для хранения транспортных средств и организованное в соответствии с [1], [2], [3], а также действующими ТНПА».
Из данных определений следует, что «на придомовой территории» жилых домов следует размещать не «стоянки», а «парковки», которые представляют собой «Место стоянки…, предназначенное для стоянки транспортных средств без предоставления услуг по их хранению». Для хранения автотранспорта предназначены автомобильные стоянки (паркинги), которые следует размещать не на «придомовой территории», а в коммунальной зоне района.
Выше обосновывалось недопустимость использования термина «индивидуальный транспорт», в т.ч. и легковой. При этом как на парковках, так и на стоянках может стоять и храниться не только «индивидуальный легковой транспорт», но и иной.
Соответственно, необходимо заменить «стоянки» на «парковки», а также исключить «индивидуального легкового».
Исходя из вышеизложенного, первое предложение пункта 3.6 главы 5 предлагается изложить в следующей редакции: «разработать до 2020 г. и реализовать до 2030 г. программу реконструкции, благоустройства и озеленения сложившихся районов многоквартирной жилой застройки с обеспечением необходимого количества автомобильных парковок, а также с учетом повышения уровня автомобилизации».
14. Обеспеченность населения предприятиями торговли
Норматив обеспеченности населения торговой площадью для г. Минска составляет 600 кв.м. на 1000 населения (п. 32 Перечня государственных минимальных социальных стандартов по обслуживанию населения города Минска согласно приложению, утвержденного Решением Минского городского исполнительного комитета от 26.06.2003 № 1013). По сообщениям СМИ, благодаря безудержному строительству в последние годы разного рода «торгово-выставочных» и «торгово-развлекательных» «центров» и «комплексов», установленный социальный норматив будет выполнятся к концу 2015 г.
Согласно раздела IV «Основные технико-экономические показатели» планируется увеличить показатель обеспеченности населения «предприятиями торговли» до 700 кв.м./тыс.жит к 2020 г. и до 1000 кв.м./тыс.жит к 2030 г. Возникают вопросы:
1) с какой целью планируется превысить к 2030 г. установленный в настоящее время социальный норматив на 66 %?
2) за счет каких объектов торговли планируется достичь такого уровня к 2030? За счет крупных торговых объектов?
3) неужели такая «забота о нуждах населения» вызвана острой нехваткой торговых объектов в г.Минске? Особенно этот вопрос актуален в отношении разного рода «торгово-выставочных центров» и т.п. подобных объектов.
4) имеется ли территориальных резерв в г.Минске для реализации таких грандиозных планов по строительству торговых объектов?
Исходя из вышеизложенного, необходимо в разделе IV «Основные технико-экономические показатели» привести показатель обеспеченности населения «предприятиями торговли» в соответствие с действующим социальным нормативом.
15. Обеспеченность населения спортплощадками
Согласно таблицы «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска с прилегающими территориями в пределах перспективной городской черты» в действующей в настоящее время редакции обеспеченность населения спортплощадками на срок реализации проекта (2030 г.) и первый этап реализации (2015 г.) предусматривается на уровне 0,3 га/тыс.жит.
Согласно раздела IV «Основные технико-экономические показатели» проекта корректировки Генерального плана данный показатель составляет 0,1 га/тыс.жит. на срок реализации проекта (2030 г.), в т.ч. 0,09 га/тыс.жит. на I этап реализации проекта (2020 г.).
Между тем, согласно п. 2 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте» государственная политика в сфере физической культуры и спорта основывается на принципе общедоступности. Согласно п. 2 ст. 9 указанного Закона основными направлениями государственной политики в сфере физической культуры и спорта являются: создание условий всем категориям и группам населения для занятия физической культурой и спортом; вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом; физическое воспитание подрастающего поколения; популяризация физической культуры и спорта, здорового образа жизни. Согласно п. 2 ст. 31 указанного Закона для обеспечения права на занятие физической культурой местные исполнительные и распорядительные органы проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с населением по месту жительства.
Исходя из вышеизложенного, в разделе IV «Основные технико-экономические показатели» показатель обеспеченности населения спортплощадками на срок реализации проекта (2030 г.) и первый этап реализации (2020 г.) следует оставить на уровне 0,3 га/тыс.жит., как это предусмотрено в действующей в настоящее время редакции Генерального плана г.Минска.
16. Наименование объектов в Системе регламентов
Система регламентов содержит таблицы с перечнем объектов, разрешенных и запрещенных к размещению в определенных зонах. Некоторые термины, используемые для обозначения объектов, являются неопределенными и многозначными. Например, «специализированные клубы» и «центры досуга по интересам» (пункт 3.2 таблицы 2.4.6), «клубы по интересам открытого типа» (пункт 2.7 таблицы 2.5.5) – чем именно отличаются между собой данные объекты?
Соответственно, необходимо для регламентов в качестве терминов, обозначающих объекты строительства, использовать исключительно однозначно понимаемые термины, либо термины, определенные законодательством. Так, номенклатура организаций здравоохранения утверждена Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.09.2005 № 35; номенклатура организаций образования определена Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З; классификация физкультурно-спортивных сооружений определена Инструкцией о классификации физкультурно-спортивных сооружений Республики Беларусь и требованиях к их работе, утвержденной Постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 05.09.2014 № 58; термин «Клубная установа» определен Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 02.11.2004 № 23 и т.д.
17. Земельные участки для предоставления собственникам жилых домов (долей в праве собственности на одноквартирный или блокированный жилой дом), находящихся на земельных участках в г. Минске, изымаемых для государственных нужд.
В п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 231 «О дополнительных мерах по защите имущественных прав при изъятии в г. Минске земельных участков для государственных нужд» предусматривается решение вопросов о «включении в черту г. Минска земельных участков для предоставления их собственникам жилых домов (долей в праве собственности на одноквартирный или блокированный жилой дом), находящихся на земельных участках в г. Минске, изымаемых для государственных нужд».
Соответственно, в Генеральном плане г.Минска необходимо предусмотреть размещение таких земельных участков.
18. Термин «зеленые линии»
В тексте пояснительной записки используется термин «зеленые линии». Так, в подпункте 3.3.1 пункта 3.3 главы 16 сказано: «на стадии детального градостроительного планирования перечень основных типов параметров застройки дополняется установлением «линий регулирования застройки» и «зеленых линий», которые фиксируют расположение объектов на участке и архитектурно-строительные параметры – высоту зданий и сооружений, характер благоустройства и озеленения».
В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» содержится определение следующего термина: «линии регулирования застройки – предусмотренные градостроительной документацией детального планирования условные линии, предназначенные для отделения в населенных пунктах территорий, в пределах которых должно осуществляться размещение зданий, от иных территорий». Соответственно, «линии регулирования застройки» только «фиксируют расположение объектов на участке», но не регламентируют «архитектурно-строительные параметры – высоту зданий и сооружений». Что тогда фиксирует «высоту зданий и сооружений»?
При этом законодательство не содержит определение термина «зеленые линии», не определено, что именно «фиксируют» данные линии.
Соответственно, в Генеральном плане необходимо дать определение термина «зеленые линии» и определить параметры застройки, которые они фиксируют: только «характер благоустройства и озеленения» либо также и «высоту зданий и сооружений». Если «зеленые линии» определяют только «характер благоустройства и озеленения», то подпункт 3.3.1 пункта 3.3 главы 16 требуется откорректировать в части «архитектурно-строительные параметры – высоту зданий и сооружений», т.к. «линии регулирования застройки» данные параметры фиксировать не могут.
19. Водно-зеленый диаметр г.Минска
В тексте Генерального плана многократно используется термин «водно-зеленый диаметр», при этом не определены объекты, которые в него входят (его составные части). Соответственно, необходимо указать все объекты (территории), которые составляют водно-зеленый диаметр г.Минска.
20. Обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования
1. В пункте 1.7 главы 8 сказано: «Принять расчетный уровень средней обеспеченности озелененными территориями общего пользования на период 2030 года не менее 17 кв.м. на одного жителя, в том числе районного значения (пешеходной «шаговой» доступности) – не менее 10 кв.м. на одного жителя.»
Согласно пункта 9.1.2 и таблицы 9.1 ТКП 45-3.01-116-2008 для г. Минска обеспеченность озелененными территориями общего пользования составляет:
- районного значения – 8-10 кв.м./чел.;
- городского значения – 9-11 кв.м./чел.
Соответственно, обеспеченность озелененными территориями общего пользования для г. Минска составляет 17-21 кв.м./чел.
Таким образом, в пункте 1.7 главы 8 принят минимально допустимая обеспеченность озелененными территориями общего пользования. Какими обстоятельствами это обусловлено?
Между тем, в п. 1.8 главы 5 действующей редакции Генерального плана г.Минска сказано: «Принять уровень средней обеспеченности озелененными ландшафтно-рекреационными территориями общего пользования городского и районного значения на расчетный срок не менее 21 кв.м на одного жителя».
2. В пункте 1.7 главы 8 принят расчетный уровень средней обеспеченности озелененными территориями общего пользования. Исходя из данных Схемы «Обеспеченность озелененными территориями общего пользования (современное состояние)» и Схемы «Обеспеченность озелененными территориями общего пользования (перспектива)» в отдельных планировочных секторах (западном и юго-западном) принят значительно более низкий уровень обеспеченности указанной величиной на перспективу (например, в зоне З.2 – 2,6 кв.м./чел.). При этом для планировочной зоны Ц.6 вместо существующего в настоящее время уровня обеспеченности 6,3 кв.м/чел. принято 4,4 кв.м/чел. на перспективу.
Такая ситуация возможна благодаря тому, что в пункте 1.7 главы 8 не регламентируется расчетный уровень обеспеченности озелененными территориями общего пользования в отдельных планировочных секторах. Соответственно, уровень обеспеченности озелененными территориями общего пользования в отдельных планировочных секторах может быть любым, в том числе и нулевым (?!).
Необходимо установить не только средний уровень обеспеченности озелененными территориями общего пользования по городу, но и минимальный уровень данного показателя по планировочным секторам.
Исходя из вышеизложенного, предлагается:
1. Сохранить в пункте 1.7 главы 8 расчетный уровень средней обеспеченности озелененными территориями общего пользования на период 2030 года не менее 21 кв.м., как это предусматривается в действующей редакции Генерального плана г. Минска.
2. Дополнить пункт 1.7 главы 8 следующими словами: «В планировочных секторах принять уровень обеспеченности не менее 8 кв.м. на одного жителя».
21. Охрана атмосферного воздуха
Согласно п. 2 ст. 22 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» в генеральных планах населенных пунктов должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включающий «информацию о качестве атмосферного воздуха и прогноз изменения качества атмосферного воздуха при размещении планируемых объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
Содержит ли Генеральный план г.Минска данную «информацию» и «прогноз»?
22. Обращение с отходами
Согласно п. 2 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» в градостроительных проектах общего планирования (к которым относятся и Генеральные планы населенных пунктов) должен предусматриваться комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя «определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т.д.) показателей образующихся отходов».
Содержит ли Генеральный план г.Минска «количественные» и «качественные» показатели образующихся отходов?
23. Количественные и качественные показатели выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду
Согласно ст. 15 Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 № 54-З «О государственной экологической экспертизе» заключение государственной экологической экспертизы должно содержать сведения, в т.ч. «количественные и качественные показатели выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду». Соответственно, данные показатели должны содержаться в Генеральном плане населенного пункта.
Содержит ли Генеральный план г.Минска данные показатели?