НАКАЗАНИЕ ПО ТРЕБОВАНИЮ
С 23 февраля наказание виновника ДТП во многом зависит от желания потерпевшего.
В поправках в Кодекс об административных правонарушениях, вступающих в силу 23 февраля 2009 года, Госавтоинспекция обещала нам более лояльное отношение к некоторым нарушениям Правил дорожного движения. "И где же оно?" - спросит рядовой автолюбитель, ознакомившись с новыми штрафами, которые достаточно высоки. Но изменения есть! И весьма существенные, если копнуть глубже.
И в этом нам поможет начальник отдела административной практики УГАИ УВД Миноблисполкома Александр ХРОМЧЕНКО.
По требованию потерпевшего
В статью 4.5 КоАП "Деяния, влекущие административную ответственность по требованию" включено два весьма важных пункта.
С 23 февраля по требованию будут возбуждаться административные дела по частям 1-3 статьи 18.17 КоАП "Нарушение ПДД лицом, управляющим ТС, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение ТС или иного имущества" и по части 4 статьи 18.23 "Нарушение ПДД пешеходом и иными участниками дорожного движения в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым ТС, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим ТС, потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения ТС, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества".
Что это значит? А то, что за совершенное ДТП водитель только в случае требования потерпевшего о его привлечении будет привлекаться к административной ответственности. Сразу возникает вопрос: что же будет, если такое требование не появится? Получается, что водитель совершил ДТП и остался без наказания? Но это не так. Водитель будет привлечен к административной ответственности за нарушения ПДД, которые в итоге привели к ДТП.
К примеру, если водитель не выполнил требование знака "Уступи дорогу", выехал на перекресток и совершил столкновение, а у потерпевшего водителя нет желания привлекать виновника к административной ответственности за ДТП, то водитель-виновник будет привлечен к административной ответственности за создание аварийной обстановки.
Сам себя
Другой пример: водитель не справился с управлением на скользкой дороге, опрокинулся, повредил только свою машину. В этом случае он не может быть наказан по части 1 статьи 18.17 КоАП "Нарушения ПДД лицом, управляющим ТС, предусмотренные статьями 18.12-18.15 КоАП, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение ДРУГОГО ТС (выделено автором), груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества" (штраф от 3 до 30 б.в. или лишение права управления ТС сроком до двух лет).
В этом случае водителя накажут по части 2 статьи 18.22 за иные нарушения ПДД (статья предусматривает предупреждение или штраф до одной базовой величины, то есть 35.000 руб.).
При этом инспектор ДПС, оформляющий ДТП, может на месте вынести постановление, а водитель на месте оплатит штраф (если его сумма не превышает двух базовых величин).
Если признал себя виновным...
В статье 6.5 КоАП изменена часть 6. Она звучит теперь так: "Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания и возмещение вреда, В СЛУЧАЕ ЕГО ПРИЧИНЕНИЯ (выделено автором), в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях, при наложении штрафа на физическое лицо применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса – не более пяти десятых базовой величины".
"Слова "в случае причинения вреда" выделены не зря – раньше этих слов не было, поэтому эта статья не применялась в сфере безопасности дорожного движения", – говорит Александр Хромченко.
Теперь если водитель согласен с тем нарушением, которое ему предъявляет инспектор, и готов уплатить штраф, то в обязательном порядке к нему должен применяться нижний предел штрафа, предусмотренный санкцией за совершенное правонарушение, а при его отсутствии – не более 0,5 базовой величины. Однако эта часть статьи не распространяется на случаи, когда санкциями статей, которые нарушил водитель, являются лишение права управления и административный арест. То есть данное послабление нельзя применить к статьям 18.16 "Управление ТС в нетрезвом состоянии…", 18.17 "Нарушение ПДД, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждения ТС…", части 2 статьи 18.21 "Невыполнение неоднократных требований сотрудника органов внутренних дел об остановке" и др.
О сроках
Статья 7.6 КоАП "Сроки наложения административного взыскания" – измененным Кодексом предусмотрены более продолжительные сроки наложения административного взыскания. Как и прежде, административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения проверки и разъяснения заявителю права возбудить в суде уголовное дело, взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев (раньше – не позднее одного месяца) со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении проверки.
То есть если постановление по делу об административном правонарушении было обжаловано и направлено на новое рассмотрение, то при новом рассмотрении дела могут проводиться дополнительные процессуальные действия для устранения недостатков. Административное дело может быть приостановлено. И при новом рассмотрении после возобновления на гражданина может быть наложено взыскание не позднее двух месяцев со дня возобновления.
Перетасовали...
Полностью изменена статья 18.14 "Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других ПДД". Основные нюансы таковы. Ранее нарушение правил обгона и выезд на полосу встречного движения там, где обгон разрешен, подпадали под разные части статей и разные санкции. Ответственность за выезд на полосу встречного движения предусматривалась частью 4 статьи 18.14 и составляла 1-5 базовых величин. Теперь же выезд на полосу встречного движения приравнен к нарушениям правил обгона.
И наоборот: ранее за нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части полагалось такое же наказание, как и за нарушение правил обгона, однако теперь ответственность за нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части смягчена с 5-10 до 1-5 базовых величин.
Другие изменения
Значительно уменьшился штраф за создание аварийной обстановки.
Кроме того, теперь по такой серьезной статье, как часть 2 статьи 18.17 КоАП "Совершение иного нарушения ПДД, кроме нарушений по ст.18.12-18.15 КоАП, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, либо повреждение другого ТС, груза, дорожного покрытия…", штраф предусматривается в размере от 2 до 10 б.в. Таким образом, если гражданин признал себя виновным, ему полагается минимальный штраф, и этот штраф (2 б.в.) может быть уплачен на месте (КоАП, как и ранее, ограничивает сумму штрафа, которая может быть уплачена на месте, двумя базовыми величинами). Если же он не согласен, то, как и прежде, составляется протокол, который будет рассматривать начальник ГАИ или его зам. И ответственность будет в пределах всех санкции – от 2 до 10 б.в.
С 23 февраля этого года нарушения по статье 18.16 "Управление ТС лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления ТС такому лицу либо отказ от прохождения освидетельствования" будут рассматривать органы внутренних дел, как это было до 2007 года. Это же касается и части 2 статьи 18.17 КоАП, и некоторых других.
Новое в ПИКоАПе
Что касается прав и обязанностей лиц, в отношении которых ведется административный процесс (статья 4.1 ПИКоАП), теперь такое лицо имеет право не только знакомиться с протоколом административного правонарушения, но также делать выписки из него с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с материалов. При предоставлении такого права, допустим, виновнику, нужно предпринимать меры, чтобы он не мог узнать данные о потерпевшем, его адрес и т.п., то есть те данные, которые не подлежат разглашению.
В статье 8.9 ПИКоАП теперь прописано, что в случае, если санкция предусматривает лишение "прав", взамен временного разрешения изымается и водительское удостоверение, и талон к нему. Если санкция не предусматривает лишения, то изымается только талон к водительскому удостоверению.
Абсолютно новая в ПИКоАПе статья 11.3-1 "Соединение дел об административных правонарушениях". Если физическое лицо совершило два или более административных правонарушений, предусмотренных различными частями статей, то может быть вынесено постановление о соединении дел, дела могут быть рассмотрены одновременно. Суммарно наложенный штраф не может превышать 100 базовых величин, суммарное лишение права управления не может превышать пять лет.
Изменения затронут и тех, кто рассматривает жалобы на постановления. В случае если была подана жалоба на постановление с пропуском срока подачи жалобы (а это 10 суток) и было подано ходатайство о восстановлении срока обжалования, то об отклонении этого ходатайства либо о его удовлетворении должно выноситься постановление.
Основные изменения
* Если водитель совершил ДТП, то наказан за ДТП он может быть только по требованию потерпевшего.
* Если у потерпевшего нет желания наказывать виновника, то водитель, учинивший ДТП, будет привлечен к ответственности за нарушения ПДД, которые привели к ДТП, например за проезд на красный сигнал светофора.
* Если водитель совершил ДТП, а из последствий – только повреждение своего же авто (например, произошло опрокидывание ТС) и больше ничего, то ответит он по статье за иные нарушения ПДД. Штраф при этом составит до 35.000 рублей. "Прав" за это, как порой бывало раньше, никто лишать не будет!
* Если водитель признал себя виновным в совершении нарушения и готов уплатить штраф, то к нему должен применяться нижний предел штрафа за данное нарушение. А в случае его отсутствия – не более 0,5 базовой величины (не более 17.500 руб.). Однако если водитель нарушил статьи, по которым предусмотрено лишение "прав" или административный арест, то ответит он по всей строгости.
Как это будет?
Начальник УГАИ МВД Юрий ЛИТВИН на "Прямой линии" в газете "Рэспублiка": "Если потерпевший участник ДТП напишет заявление о примирении сторон, то ГАИ не будет привлекать виновника к ответственности по статье 18.17 КоАП Беларуси, то есть за совершение ДТП, повлекшего определенные последствия. Но по другим статьям Кодекса ответственность не снимается. Например, водитель проехал перекресток на красный свет, вследствие чего произошло ДТП. Руководствуясь заявлением (при его наличии, конечно) от потерпевшей стороны, мы не штрафуем водителя по статье 18.17, но налагаем взыскание за проезд на красный свет. В зависимости от ситуации – за любое нарушение Правил, повлекшее ДТП".
Если потерпевшей стороны нет как таковой, например, водитель задел крылом опору моста из-за подрезавшего его другого водителя, то, по словам Литвина, "в таких случаях, как правило, мы и сейчас не привлекаем водителя по статье 18.17. Конечно, если нет претензий со стороны дорожных или коммунальных служб".