Вопрос: ИМНС наложен запрет на регистрационные действия в ГАИ на автомобиль, который планируется к реализации для погашения задолженности по заработной плате. Обязана ли ИМНС снять данный запрет?
Ответ: В законодательстве отсутствует прямая обязанность налоговых органов снять запрет совершения регистрационных действий на автомобиль для реализации его в целях погашения задолженности по заработной плате. Вместе с тем организация вправе обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган.
Обоснование: Взыскание налога, сбора (пошлины), пеней за счет имущества плательщика (залогодателя, поручителя), за исключением имущества, указанного в ст. 62 - 64 НК, производится на основании:
- исполнительной надписи нотариуса о взыскании таможенным органом налога, сбора (пошлины), пеней за счет имущества плательщика - физического лица, в том числе являющегося ИП;
- решения суда о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней за счет имущества плательщика (залогодателя, поручителя).
До обращения к нотариусу или в суд налоговый или таможенный орган вправе принять решение о наложении ареста на имущество плательщика (залогодателя, поручителя) (п. 1 ст. 65 НК).
Налоговые органы и их должностные лица имеют право, в частности: в случаях, установленных НК, приостанавливать операции по счетам, электронным кошелькам плательщика, а также налагать арест на имущество плательщика; в отношении плательщиков (за исключением физических лиц, не являющихся ИП), имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням, вводить временное ограничение на снятие ими транспортных средств с учета. Решение руководителя (его заместителя) налогового органа о введении такого ограничения, принятое по установленной форме, не позднее дня, следующего за днем его принятия, направляется плательщику (подп. 1.2, 1.8 п. 1 ст. 107 НК).
Гражданское законодательство основывается, в частности, на следующих принципах:
- субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (принцип равенства участников гражданских отношений);
- граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (принцип свободы договора);
- добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений предполагается, поскольку не установлено иное (принцип добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений) (абз. 5, 7, 8 ч. 2 ст. 2 ГК).
В силу ст. 8 ГК граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат согласно п. 1 ст. 210 ГК собственнику.
Согласно ст. 108 НК налоговые органы и их должностные лица обязаны:
- действовать в строгом соответствии с законодательством, корректно и внимательно относиться к плательщикам, их представителям, не унижать их честь, достоинство, деловую репутацию;
- вести учет плательщиков (в установленных случаях - иных обязанных лиц) в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) и других установленных законодательством реестрах;
- осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней, а также за правильностью взимания, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов, сборов (пошлин);
- осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, процентов по ним, разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- взыскивать неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налога, сбора (пошлины), пеней и обеспечивать неисполненное налоговое обязательство начислением пеней;
- вести учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных плательщиками сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, составлять и представлять налоговую отчетность по форме и в порядке, установленным законодательством;
- ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать на официальном сайте Министерства по налогам и сборам в сети Интернет в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам, перечень организаций и ИП, имеющих на 1-е число месяца, следующего за отчетным, задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням, контроль за которыми возложен на налоговые органы. Перечень должен содержать сведения об учетном номере плательщика, полном наименовании организации, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, дате погашения задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням;
- давать разъяснения плательщикам по вопросам применения налогового законодательства, в том числе по согласованию с Минприроды или его территориальными органами (областными, Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды) - по вопросам определения налоговой базы экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;
- осуществлять в пределах компетенции административные процедуры;
- проводить проверки;
- требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;
- направлять (вручать) плательщику или его представителю свои решения;
- передавать в порядке, установленном законодательством, материалы проверок, иные материалы по фактам нарушений законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность, в органы уголовного преследования в соответствии с их компетенцией;
- отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов;
- соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках;
- принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и проводить в установленном порядке их проверку.
Налоговые органы несут также и другие обязанности, установленные законодательными актами.
Налоговые органы при осуществлении контроля за исполнением иным обязанным лицом налогового обязательства плательщика исполняют обязанности, установленные НК.
Не допускается привлекать налоговые органы для исполнения обязанностей, не возложенных на них законодательными актами (ст. 108 НК).
Вышеуказанные нормы права свидетельствуют о том, что в законодательстве отсутствует прямая обязанность налоговых органов снять запрет совершения регистрационных действий на автомобиль для реализации его в целях погашения задолженности по заработной плате. Вместе с тем приведенные нормы законодательства также свидетельствуют о том, что организация вправе обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган.