http://chronojohn.livejournal.com/1081.html
Аудио мифы и реальности: Хай-энд или ювелирные украшения для аудиофила
Расскажу о своем отношении к классу аудиотехники «хай-энд» на личном примере.
Лет 5 назад один мой знакомый решил собрать себе систему кинотеатра для дома. Он привлек меня, как специалиста, для того, чтобы я собрал ему правильный комплект. Сразу скажу, что финансовых трудностей покупатель не испытывал, однако, покупать дорогое оборудование изначально не собирался. Особых музыкальных требований не было, главное, чтобы все было «хорошо». Знакомому были предложены оптимальные (на мой взгляд) комплекты из старших в линейке ресиверов таких фирм как Yamaha, Denon и соответствующих DVD аппаратов. Что касается акустики, то она выбиралась не столько по звуку, сколько по дизайну, и знакомый стал посещать магазины и салоны, торгующие аудиотехникой, в надежде найти то, что ему по душе.
И вот после не очень продолжительных поисков, он позвонил мне и радостно заявил, что нашел то, что он хочет. Выбор его пал на электронику фирмы Thule Audio и на акустику фирмы Piega. Я резонно поинтересовался: почему, собственно, именно это? На что знакомый ответил, что его привлекло цветовое сочетание золотого и черного в отделке корпусов аппаратов и то, что это «хай-энд». Словом, красиво и престижно. Акустика понравилась своим дизайном. Колонки были сделаны из алюминия, они действительно выглядели красиво в металле, но покупателю понравился почему-то черный цвет, который пришлось заказывать и переплачивать чуть-ли не 50% за то, что алюминиевый корпус покрасят черной краской. На мой взгляд варварство, но на вкус и цвет, как говорится,...
Я пытался отчаянно взывать к благоразумию знакомого, предупреждая его о том, что ему, как неподготовленному пользователю, будет непросто управлять этой системой, что в случае технических проблем с аппаратурой я уже ничем не смогу ему помочь, что нюансы звука он вряд-ли различит и т.д. Мои доводы оказались напрасными – черный цвет победил.
Я уже не помню точно, во сколько обошелся комплект из электроники и акустику, но явно больше $20000. В систему входило следующее:
Процессор Thule Space PR250
5-канальный усилитель Thule Space PA250B
DVD Thule DVA250B
Комплект акустики Piega P4XL, P4L.
Установив и подключив все оборудование, я столкнулся с первой проблемой: у DVD проирывателя Thule DVA250 не работал нормально видео выход. Пришлось ехать к продавцу (тогда была фирма с названием «Хай-энд центр») и просить сделать что-либо с нерабочим аппаратом. Аппарат заменили на другой, проблема была решена, и система наконец-то заработала.
Что могу сказать о звуке? Несмотря на то, что акустика в помещении была расставлена не так как надо, а так, как позволяло помещение, система звучала неплохо. Можно ли воплотить подобный звук в данном помещении, потратив при этом, скажем, в 4 раза меньше? Да, абсолютно! Но что куплено, то куплено и знакомый начал наслаждаться своим кинотеатром.
После первых дней общения с системой он понял, что управлять системой при помощи дешевых китайских пультов от Thule он не может. Несмотря на то, что в отделке пультов присутствовал золотой цвет, эргономика была чудовищной: все кнопки были одного размера и одного цвета, надписи читались плохо, а над размещеним самих кнопок никто вообще не думал. Ничего не скажешь – «хай-энд»! – терпи... Честно говоря, я не понимаю, почему к процессору, который стоит $5000 нельзя приложить достойный пульт? Ведь управление процессором подразумевает не только влючение и выключение! В итоге знакомый попросил меня приобрести ему Philips Pronto. После того, как я запрограммировал ему этот пульт, он смог пользоваться системой полноценно.
Прошло пару лет, знакомый позвонил мне и встревоженно заявил, что с системой что-то не то, звука нет. Оказалось, что всего-навсего сгорел усилитель мощности. Ну не беда, подумал я, есть же у них сервис - отвезем туда.
Повез я тяжеленный аппарат в фирменный сервис. Первое, что я увидел, войдя в сервис, были горы коробок с надписью «Odeon». Сначала мелькнула мысль, что я попал явно не к людям, ремонтирующим «хай-энд», но мне ответили, что ремонтом Thule занимаются именно они. Потом, уже в разговоре, я понял, что человек, говоривший со мной, действительно разбирается в вопросе и хорошо знает эту технику. Он объяснил, что аппарат сгорел из-за того, что в последнем поколении Thule стал применяться поверхностный монтаж компонентов (SMD), а поскольку вся внутренняя плата находится под напряжением даже в режиме Standby (грамотно, ничего не скажешь!), она постоянно греется и через 2-3 года эксплуатации эти аппараты вылетают. Мастер сразу предупредил меня, что починить аппарат будет очень непросто, т.к. детали к этой технике им никто не поставляет, а замену требуют очень многие компоненты, которые просто так не купишь. Специалист посоветовал мне самому поискать детали и пообещал сделать аппарат, когда все необходимое будет собрано. Я оставил аппарат в сервисе и пустился на поиск деталей. Поиск деталей не был моим главным приоритетом в жизни, поэтому детали я собрал только через несколько месяцев. Привезя их в сервис, я обнаружил, что сам сервис исчез без следа. От него осталась только дверь, ни объявления, ни записки – ничего... Вместе с сервисом исчез и усилитель за $5000!
К счастью, хозяин аппарата человек серьезный, и дарить кому попало даже сломанный аппарат тогда не собирался. Я не знаю как, но аппарат он нашел в каком-то другом сервисе, естественно, не отремонтированным. К тому времени, продукция кудесников из Дании привлекла другого дистрибьютера, и появился новый сервис, который теперь официально чинил Thule. Усилитель благополучно перекочевал в другой сервис. Пошел второй год, как обладатель «хай-энд» системы, уже не такой счастливый, сидел без звука...
Тем временем, меня приглашают на очередную конференцию по «хай-фай» и я узнаю, что на ней будут представители Thule. Как же я обрадовался! Мне уже очень хотелось поговорить с теми людьми, которые создали эту «чудесную» технику и спросить их, как же ее теперь чинить? На конференцию приехал сам Anders Thule, проектировщик и создатель знаменитых аппаратов. Я не стал его смущать «глупыми» вопросами в ходе его презентации. По окончании я отвел его в сторонку и задал свои вопросы с глазу на глаз, чтобы он не краснел перед аудиторией. Я пересказал ему всю детективную историю с аппаратом и спросил его, что мне теперь делать и как чинить аппарат. Велико же было мое удивление, когда сам конструктор аппарата сказал мне, что его починить НЕЛЬЗЯ, он не ремонтируется! «Как же мне быть тогда?» - спросил я. Anders ответил, что он продаст мне новый аппарат по «очень сладкой» цене, а про починку моего аппарата предложил забыть. Вот так! Я передал знакомому этот вариант, и тот сразу согласился купить новый аппарат, понимая, что ремонт может длиться вечно. Заплатив более $3500, он стал обладателем второго усилителя, а больной аппарат перекочевал в кладовку «до лучших времен».
Радость наша была преждевременной. Я подключил новый аппарат к системе и стал проверять работу. Велико же было мое удивление, когда через пару минут прослушивания исчез звук. Подойдя к системе, я обнаружил, что на красном сегментном дисплее процессора стали хаотично появляться символы, которые сильно напомнили те, которые я видел в старом фильме «Хищник», когда побежденный алиен запустил отсчет самоликвидации. Я инстинктивно сделал два шага назад, и через пару секунд индикатор погас совсем. Взрыва не произошло (и на том спасибо)...
Ремонт процессора в сервисе «Qualitech» что на улице Алабяна (именно этот сервис официально чинит Thule) продолжался несколько месяцев, причем безрезультатно. Хозяин аппарата, уже окончательно возмущенный тем, что около двух лет он не может ни смотреть телевизор, ни слушать музыку, нашел сам какой-то сервис, где ему пообещали починить аппарат. Я сначала не поверил, но эти ребята действительно вернули к жизни процессор, и после 2-х годичного перерыва система заработала вновь!
Мои выводы из этой печальной истории:
Покупая технику по сумасшедшим ценам, покупатель вправе рассчитывать на адекватную если не надежность аппарата, то по крайней мере техническую поддержку купленной техники.
Наглядный пример того, в какую ситуацию может попасть не искушенный в вопросах звука покупатель, погнавшись за такой техникой в качестве ювелирного украшения или предмета престижа.
Покупатель с таким уровнем музыкальных требований к своей системе мог бы потратить по меньшей мере раз в 5 меньшую сумму, получив при этом технику, сопоставимую по качеству звука, но превосходящую по функционалу, надежности, эргономике и технической поддержке.
В заключение скажу свое отношение к продукции Thule Audio.
Действительно, усилители Thule звучат очень хорошо, они обладают хорошими показателями мощности, притом относительно компактны. Стоят ли они своих денег? Поскольку я не рассматриваю их как ювелирное украшение, то отвечаю: НЕТ. Подобного звука я бы добился, купив, хотя-бы тот же Marantz за четверть цены.
Естественно, я не сужу о всем классе техники «хай-энд» по этому частному случаю. Однако, принцип, по котрому делаются очень многие дорогостоящие аппараты, здесь виден очевидно.
Меня самого часто привлекают аппараты, которые сделаны виртуозно с эстетической точки зрения. Приятно на них смотреть, даже когда они не звучат. Но поскольку я прежде всего СЛУШАЮ, а потом уже СМОТРЮ НА эту технику, мой разум берет верх, и я предпочитаю технику, которая прежде всего звучит, а уже потом выглядит.
P.S. Теперь главное, чтобы последний уцелевший компонент системы – DVD проигрыватель жил долго и счастливо! Мне кажется, что он переживет всех, т.к. фактически это аппарат фирмы Philips, только снабженный другим блоком питания, некоторыми новыми деталями и золотыми контактами выходов. Правда по цене в 10(!) раз дороже своего донора...