НОВОСТИ
2001/11/21. Актуальный комментарий / Аналитика: МТС в Беларуси - репетиция международной экспансии / СОТОВИК
--------------------------------------------------------------------------------
В то время, когда большинство аналитиков наперебой обсуждало последние горячие новости на сотовом рынке Москвы (новые тарифы МТС и новогодние предложения Би Лайн), практически незамеченным остался очередной пресс-релиз МТС о начале активного освоения белорусских просторов.
А ведь, на самом деле, это событие можно смело отнести к категории эпохальных (или, как сегодня принято говорить, - знаковых!). Действительно, это первый случай экспансии российского сотового оператора, когда он приступает к строительству сети вне пределов национальных границ.
Уверен, что это лишь «первая ласточка», и уже в ближайшие годы российские операторы будут участвовать в многочисленных зарубежных проектах. Сначала в СНГ (наверное, ближайший из них – Мегафон в Таджикистане), а затем, возможно, и еще дальше от собственных границ…
А накануне была война
Судьба третьей лицензии на предоставление услуг сотовой связи в Беларуси решилась в результате короткой, но весьма напряженной борьбы между местными компаниями (наиболее значимая из них – Белсел, оператор сети NMT-450), компаниями, представляющими «дальнее зарубежье» (из Китая, Индии, Австрии и даже совсем далекой ЮАР), и, наконец, российскими операторами сотовой связи. В последней группе сильнейшими были представители трех ведущих холдингов – Мегафона, ВымпелКома и МТС.
Тендер был объявлен в апреле этого года, а уже в сентябре стало известно о победе МТС. Причем подтвердил это решение лично Александр Лукашенко, что исключало все возможные различия в его трактовке.
По мнению многих аналитиков, цена, заплаченная МТС за лицензию (21MUSD за 49% акций), неоправданно велика. Действительно, если в соответствии с их прогнозами оценку проникновения сотовой связи на рынок Белоруси через 5 лет принять в размере 6-7%, а долю рынка МТС к этому времени - в размере 50%, то, действительно, стоимость лицензии в пересчете на одного абонента составит порядка 100 USD. Это и в самом деле очень немало, да еще для такой относительно небогатой и с высокими уровнями различного рода рисков страны, какой является Беларусь. В качестве сравнения часто приводят стоимость лицензии, полученной МТС на такой перспективный рынок, каким является Северо-Западный регион. По тем же оценкам она не превышает 60 USD в пересчете на одного потенциального абонента.
Так можно ли считать оправданным участие МТС в белорусском проекте?
«Чем дальше будущее, тем лучше оно выглядит» (закон Финнигана)
Не знаю, какое число абонентов планировали специалисты МТС при оценке эффективности вложений в рассматриваемый проект, но одно можно сказать почти определенно. А именно: большинство прогнозов проникновения сотовой связи на развивающихся рынках (не только у нас в стране, но и за рубежом) оказывались ошибочными, и, что характерно, всегда в одну и туже сторону - недооценки роста проникновения.
Если говорить о Беларуси, то еще летом, во время проведения тендера, число абонентов всех сетей на конец этого года планировалось в размере не более 90.000. В пятилетней же перспективе, судя прогнозам даже таких уважаемых компаний, как UFG и Атон, значение проникновения должно составить 6-7%.
На самом же деле, прогнозы и в этот раз оказались излишне пессимистическими. Так, уже сегодня число абонентов в Беларуси превысило 120.000 (порядка 100 тыс. у GSM-оператора «Мобильная Цифровая Связь» (МЦС) и 20 тыс. у оператора сети NMT-450 БЕЛСЕЛ), а до конца 2001 года может прирасти еще на 10-15 тысяч. Если же говорить о пятилетней перспективе, то проникновение будет никак не меньше 10%, что соответствует прогнозам по регионам России (без Москвы и Питера) с отставанием в два-три года.
Факторы, которые в наибольшей степени будут стимулировать быстрый рост проникновения сотовой связи в Беларуси, следующие:
- резкое повышение уровня конкуренции после прихода МТС и вероятного дальнейшего увеличения числа игроков в стандарте GSM до 3-4
- неизбежное усиление интеграции Беларуси с Россией и другими европейскими странами, рост ее инвестиционной привлекательности
- значительная доля территории страны, которая уже покрыта сотовыми сетями (сегодня она приближается к 70%, что в несколько раз больше, чем в России)
Таким образом, если принять более оптимистичный прогноз проникновения (а нам он представляется, скорее, реалистичным), решение МТС представляется не таким уж неоправданным.
Беларусь, конечно же, еще остается зоной относительно высокого уровня риска для иностранных сотовых компаний. В частности, угроза государственного регулирования цен на предоставляемые услуги может оказаться весьма реальной. Но эти и другие причины не изменят главного – эта страна остается очень привлекательной территорией для начала работы нового, энергичного и имеющего достаточные средства оператора.
Глазами МТС
Судя по опубликованному вчера пресс-релизу, намерения МТС очень серьезные. В нем нет данных о планируемом темпе инвестиций (по нашим данным они составят не менее 80-100 MUSD), но отмечено желание компании обеспечить интенсивное развитие сети (плотное покрытие Минска, его пригородов и важнейших трасс), а также привнести на рынок новые виды услуг ( WAP, GPRS, услуги на базе IN-платформы и пр.). Зная характер поведения МТС на других рынках, можно предположить, что их стремление к паритету (а лучше, - преимуществу) по площади покрытия распространится и на белорусский рынок. Думаю, что уже через полтора – два года оно будет не хуже, чем у их основного конкурента – МЦС.
Все это, вместе со значительной известностью торговой марки, умением вести напряженную конкурентную борьбу, существенными финансовыми ресурсами, да и просто значительным опытом, позволит МТС претендовать не меньше, чем на 50% рынка в пятилетней перспективе (эта цифра может снизиться до 30-35% в случае дополнительной выдачи лицензий еще 1-2 операторам).
Взгляд со стороны местных операторов
На их стороне, безусловно, больший опыт работы на местном рынке, а также большая известность и доверие со стороны местного населения. Кроме того, относительно высокая стоимость подключения повышает барьеры перехода между сетями, что в данном случае более выгодно именно для местных операторов.
Вместе с тем, ситуация в Беларуси схожа с ситуацией в Питере, когда у единственного GSM-оператора (в Беларуси – МЦС, в Питере – С-З GSM) фактически нет опыта ведения длительной и изнурительной конкурентой борьбы. И это не способствует повышению эффективности его деятельности.
Очевидно, что с выходом МТС для местных операторов начнется новая жизнь. Потребуется радикальный пересмотр большинства стратегических и тактических аспектов их операционной деятельности. При этом наверняка будет предпринята попытка переосмыслить (а, может быть, и заново создать) долгосрочные конкурентные преимущества.
Все это потребует и более детального анализа потребительского рынка, и большей точности в разработке рыночных предложений и ряда других важнейших изменений.
Уверен, что достаточно опытные местные операторы смогут уверенно справиться с новыми задачами, а возросший уровень конкуренции лишь закалит их в нелегкой борьбе и сделает их работу более профессиональной. В этом смысле цель сохранения в долгосрочной перспективе примерного паритета с МТС представляется весьма достижимой.