Ответить
  • Аркаша Куратор teamАвтор темы
    офлайн
    Аркаша Куратор team Автор темы

    16555

    12 лет на сайте
    пользователь #224621

    Профиль
    Написать сообщение

    16555
    # 22 апреля 2013 15:25 Редактировалось Аркаша, 15 раз(а).

    Симптомы: цепь не переходит на соседние высшие или низшие звезды, перескакивает сама.

    Диагноз 1: требуется настройка переключателя. Зачастую самая распространенная проблема спустя 100-150 км пробега после покупки нового вела. Самый простой, и в общем то рекомендуемый способ в случае свежекупленного агрегата - затянуть его на первое плановое ТО. Многие продавцы могут отменить гарантию, если его не пройти в их СЦ. Там говорите, что сзади глючит, они всё настроят. Если же первое ТО уже давно пройдено, руки у вас растут не из ж..., вы дружите с головой и можете отличить отвертку от паяльника - настроите всё сами. Описывать всё это текстом довольно сложно, поэтому вот толковый наглядный видос.

    Диагоз 2: засранные рубашки троса переключателя или поврежденный трос. Тут всё просто - прочистить рубашки и смазать трос. Смазывать можно той-же смазкой, что и цепь.
    Если трос поврежден - лучше его заменить. Как временная мера - возможно поврежденную жилу расплести до места, где трос проходит без рубашки (обычно это на заднем пере и верхней трубе рамы), и аккуратно обрезать так, что бы кончик жилы не торчал и не расплетался дальше.


    Диагноз 3:
    укатанная в хламину кассета или растянутая напрочь цепь. Или же оба фактора. Лечится удушением жабы, покупкой и заменой кассеты и цепи. В особо запущенных случаях еще и заменой передних звезд.

    Симптомы: при педалировании, в одном из положений педали слышится характерный щелчок. Посторонние щелчки при езде и в частности при поворотах.

    Диагноз 1: Если у вас шатуны с креплением под квадрат, возможно ослаб крепежный винт шатуна. Тут всего лишь нужно подтянуть его. Для этого обычно используется ключ для педалей с шестигранной головкой, или просто шестигранник.

    Диагноз 2: В подседельную трубу попала грязь. Просто достаньте седло, прочистите подседельный штырь и саму трубу тряпкой.

    Диагноз 3: Грязь в местах пересечения спиц на колёсах. Обычно четко проявляется при поворотах во время езды. Просто протрите от грязи места пересечения спиц на колёсах.

    Проблемы с ободными тормозами

    Симптомы: слабое торможение

    Диагноз 1: Растянут трос. Зачастую самая распространенная проблема спустя 50-70 км пробега после покупки нового вела. Самый простой, и в общем то рекомендуемый способ в случае свежекупленного агрегата - затянуть его на первое плановое ТО. Многие продавцы могут отменить гарантию, если его не пройти в их СЦ. Там говорите, что тормоза слабые, они всё настроят. Если же первое ТО уже давно пройдено, руки у вас растут не из ж..., вы дружите с головой и можете отличить отвертку от паяльника - настроите всё сами. Вся настройка в данном случае заключается в следующем
    1) Отпустить винт, крепящий трос к одному из рычагов на тормозе.
    2) Затянуть трос чуть-чуть дальше. Обычно на 1-2 мм.
    3) Зажать винт, крепящий трос.
    4) Проверить работу. Если торможение недостаточно сильное, повторить п. 1-3 до достижения нужной силы торможения.

    Диагноз 2: Пытаетесь тормозить говёными дешевыми однокомпонентными колодками при езде под дождем. Это вполне нормальная их работа при мокром ободе. Лечится заменой колодок на вменяемые трехкомпонентные.

    Диагноз 3: Колодки изношены. Тут просто нужно их заменить.

    Симптомы: скрип и скрежет во время торможения

    Диагноз 1: после езды по грязи, песок, попавший на колодки, превратился для обода в абразивный резак. Обычно это характерно для дешевых однокомпонентных колодок. Лечится заменой колодок на вменяемые трехкомпонентные. Как временная мера - снять колодки и выколупать из них алюминиевую стружку. Временной мерой лучше не увлекаться - стружка - это часть обода. А он не бесконечный по толщине.

    Проблемы с дисковыми гидравлическими тормозами

    Симптомы: слабое торможение. ручка проваливается на максимум

    Диагноз 1: в гидролинию попал воздух. Лечится прокачкой тормоза. Тут всё довольно просто, но делать всё нужно очень аккуратно, если решите делать это сами. Описывать процесс бессмысленно, так как для каждого производителя и даже модели тормозных систем очень много ньюансов. Если решите делать сами - поищите детальное описание процесса прокачки для своей модели тормозов в интернете и в путь. Главное помнить одно - спешка нужна только при ловле блох. Если в чем то сомневаетесь - лучше отдайте мастеру.

    Диагноз 2: на колодки попало масло. Лечится разными способами, в зависимости от материала колодок. Лучший - обработать колодки и ротор специальной жидкостью для обезжиривания колодок тормозных систем. Способ для экстрималов - заехать на хорошую горку с хорошей прямой видимостью и асфальтовым покрытием, начать съезжать с неё, паралельно прижимая ручку тормоза, но не до полной остановки. В итоге от трения колодки будут разогреваться и масло испарится. Главное - думайте о собственной безопасности и безопасности окружающих.

    Симптомы: ротор (диск) трется об одну из колодок

    Диагноз 1:
    косо установлено колесо. Лечится ровной установкой колеса в дропауты. Если колесо установлено ровно, но диск всё равно трёт совсем немного, то делаем следующее:
    1) Ослабляем винты крепления калипера так, что бы он свободно мог смещаться в пределах крепежных отверстий. (Важно - ослаблять нужно винты, которые крепят непосредственно калипер (к вилке или адаптеру), а не винты крепления адаптера).
    2) Зажимаем ручку тормоза, тем самым фиксируя калипер по центру плоскости ротора.
    3) Не отпуская ручку тормоза, зажимаем винты крепления калипера.

    Некоторые роторы при движении байка на большой скорости по гладкому покрытию могут звинеть, соприкасаясь с колодками. Это совершенно нормально и делать с этим ничего не нужно. Если раздражает - катайтесь в наушниках :)

    Диагноз 2: один из поршней калипера выходит из корпуса калипера больше, чем другой. Лечится разведением поршней простой отверткой. Обычно причина этому - нажали ручку тормоза при снятом колесе.

    Чем мыть цепь?

    В продаже имеются различные моющие средства - очистители цепи. Они хорошо очищают цепь от грязи, но достаточно дороги. Можно использовать растворители, которые продаются в хозяйственных магазинах - керосин, уайт-спирит. Это дешевле, но пользоваться ими следует вне помещения. Бензин использовать не рекомендуется.

    Как мыть цепь?

    Если у вас нет машинки для чистки цепи, то можно снять цепь с велосипеда, и прополоскать ее в ванночке с растворителем или моющим средством, прочистив труднодоступные места щеточкой ( можно использовать старую зубную щетку) . Если на цепи есть замок, то это самый лучший способ. Для неразъемной цепи каждая операция размыкания звена уменьшает срок службы, поэтому такой способ следует оставить только для глубокой очистки, а после катания по грязи лучше все-таки пользоваться машинкой.

    Цепь должна быть смазанной. Опять же, тем, кто катается по сырой / грязной или пыльной / песчаной местности, смазывать цепь приходится чаще, чем любителям асфальтовых дорожек парка.

    Что надо смазывать в цепи?
    Смазка должна находиться под роликами цепи. Снаружи цепь смазывать не нужно - смазка только наберет на себя много грязи и пыли, которая проникнет внутрь цепи, под ролики. Поэтому после смазки цепь должна оставаться сухой снаружи.

    Чем смазывать?

    Аэрозольные смазки. Поставляются в аэрозольных баллончиках.

    • Плюсы - аэрозоль умеет проникать в самые труднодоступные места смазываемого узла.
    • Минусы - часто получается, что аэрозольная смазка попадает не туда, где она нужна, а как раз наоборот, где она совсем не нужна (на обода, покрышки, и пр)

    Жидкие смазки. Поставляются в флакончиках-масленках. В принципе, можно использовать автомобильное трансмиссионное масло.

    • Плюсы - точечное применение. Используя медицинский шприц, можно капнуть маслом точно в промежутки между роликами и боковыми пластинами звеньев.
    • Минусы - не все, но многие такие смазки на морозе густеют, и не могут попасть в нужное место цепи.

    Двухкомпонентные смазки.
    Поставляются в флакончиках-масленках. Это- попытка убить сразу двух зайцев и сделать смазку одновременно густой и жидкой. Такое масло представляет собой густую смазку, разведенную в растворителе, так, что оно является жидкостью (консистенция - как у воды). При смазке такая жидкость легко затекает под ролики цепи. Потом растворитель испаряется и внутри остается густая смазка.

    • Плюсы - как и у всякой жидкой смазки, возможно точечное применение.
    • Минусы - требуется время для высыхания растворителя, то есть после смазки кататься можно только через несколько часов.

    Пример двухкомпонентной смазки - White Ligthning. Как написано в аннотации, если смазать этим маслом чистую цепь, то потом не обязательно ее мыть перед каждой смазкой - White Ligthning, высохнув, не пускает грязь внутрь. Но смазывать надо часто(через каждые 50-100 км)

    Густые смазки.
    Поставляются в банках или тюбиках. Пример такой смазки - ЛИТОЛ-24. В принципе, их тоже можно использовать для цепей, но у таких масел есть огромный минус - очень трудно доставить масло в нужное место цепи. Можно, конечно, проварить цепь в горячем масле, но тогда придется, во- первых для каждой смазки снимать цепь с велосипеда, а потом, перед установкой, чистить ее снаружи... Получается, что густые масла для цепи подходят слабо.

    Когда смазывать цепь?
    Как определить, что пора? Пора, когда цепь при вращении педалей начнет слегка поскрипывать, или через каждые 100-150 км. В зависимости от того, что наступит раньше.

    Как смазывать цепь?
    Смазывать можно только чистую цепь. По хорошему ее надо вымыть до такого состояния, когда растворитель останется прозрачным, а при изгибании цепи в поперечном направлении не будет слышно песочного хруста. Не помешает помыть и звездочки системы и кассеты. (а то грязь с них попадет в чистую цепь)

    Потом цепь надо просушить, или на худой конец протереть чистой тряпочкой, потому что растворитель будет разрушать свежее масло.

    Потом можно приступать с смазке. Если используем жидкую или двухкомпонентную смазку, то, не снимая цепь с велосипеда, капаем из масленки или из медицинского шприца в пин между роликом и боковой пластиной звеньев цепи. Это надо проделать для каждого звена цепи (вращая педали назад)

    Запомните, с какого звена начали смазку, чтобы не пойти на второй круг, или считайте уже смазанные звенья. Если масло попало на обод, тормозной диск, покрышку, то уберите его тряпочкой.

    После того, как все звенья будут смазаны, покрутите педали в обратном направлении в течение нескольких минут, после чего насухо протрите тряпочкой цепь и звездочки кассеты.

    Если вы не катаете зимой, то велосипед лучше подготовить к следующему сезону. Времени много - можно перебрать трансмиссию, смазать втулки, если что-то с критическим износом - заменить.

    Хранение:
    Хранить велосипед лучше всего в квартире. Балкон, холодный и сырой подвал тоже допускается, если вам совершенно до балды, в каком состоянии велосипед будет после зимовки. Мороз и сырость очень плохо влияют на стальные и резиновые компоненты. Если вы согласны весной выехать и потом весь сезон ремонтировать велосипед - ваше право.
    Хранить его можно как в подвешенном состоянии(если в квартире не особо много места) так и в обычном. Для подвешивания существует куча разных приблуд. С креплением как за колесо(не рекомендуемый способ), так и за раму.

    Несколько рекомендаций по подготовке велосипеда к зимовке:
    - установите цепь на самые маленькие звездочки. То есть в такое положение, при котором возвратные пружины и троса переключателей будут с наименьшим натяжением;
    - следите за давлением в колесах, не допускайте чтобы велосипед стоял на спущенных колёсах;
    - смажьте цепь, это спасет ее от коррозии;
    - снимите электронные аксессуары (аккумуляторы, велокомпьютер). Их храните отдельно.

    Under construction :)

  • HeartBeat Velo Team
    офлайн
    HeartBeat Velo Team

    14716

    10 лет на сайте
    пользователь #455642

    Профиль
    Написать сообщение

    14716
    # 19 декабря 2021 21:03 Редактировалось HeartBeat, 2 раз(а).
    Вадимко:

    HeartBeat, то же самое с блокировкой вилки
    не веришь - поставь экшон камеру

    Я и без экшон камеры в состоянии рассмотреть, что при педалировании не в седле вилка раскачивается и мешает.

  • ruserman Velo Team
    офлайн
    ruserman Velo Team

    14862

    12 лет на сайте
    пользователь #211049

    Профиль
    Написать сообщение

    14862
    # 19 декабря 2021 21:27
    HeartBeat:

    Я и без экшон камеры в состоянии рассмотреть, что при педалировании не в седле вилка раскачивается и мешает.

    Мне бы твои проблемы :roll: прямо боль

  • aliexx Senior Member
    офлайн
    aliexx Senior Member

    1400

    12 лет на сайте
    пользователь #217824

    Профиль
    Написать сообщение

    1400
    # 19 декабря 2021 21:33
    SPY.home28:

    Пашевичу лучше отдать на 0ТО, все будет по делу и без неожиданностей.

    Это кто, где ? Присутствовать, наблюдать за работой позволяет ?

    SPY.home28:

    при самостоятельной переборке порвал хитрый болтик отскока

    Видел там в мануале такой, это который полый - его сломать наверно легко, если не знать. Это как механики раньше ломали сливные пробки на бмв, они там тоже полые были когда-то.

    Osskak:

    Если лень покупать, то лучше отдать механику

    Да не лень, и понятно что работа тоже копейки. Просто вбил в гугл RockShox 5wt Suspension Oil, например - и его полно, но всё не в стране. Неужели же там какая-то чудо жидкость, которую нельзя повторить ?
    Ну и почитал мануал - ничего там сложного, руки на месте, инструменты в основном есть, кроме этого.. короче, вставлятеля верхних уплотнений - но я их пока не собираюсь доставать. До кучи, интересно, действительно ли там есть эта проставка, которую извлечь, и ход станет 120 мм. Ну просто хочу сделать сам, из удовольствия.

    ruserman:

    Тут еще надо учесть, что не все овал правильно делать умеют, не стал бы китайским доверять, только Absolutblack или SRAM пожалуй, ну может еще и Гарбарюк.

    Так а что конкретно у китайцев там может не получиться ? Кусок металла, сам овал по пропорциям они просто скопировали у мейджоров - а остальное это только качество изготовления и материала, если речь конкретно о звезде.

    Вадимко:

    HeartBeat, то же самое с блокировкой вилки
    не веришь - поставь экшон камеру

    Один за пару лет 28к накатал, другой вообще только на велике круглый год, великов разных поменял - и два полярных мнения )
    Ну - и как тут не заморочиться не проверить самому ?)

    Добавлено спустя 2 минуты 43 секунды

    HeartBeat:

    при педалировании не в седле вилка раскачивается и мешает.

    Даже макетный сантур раскачивается - это как раз очевидно. А что мешает - ну да, по физике вроде должно мешать - но в быту, если не гнаться за секундами - то запросто эти помехи могут быть сильно преувеличены.

  • Bierman Senior Member
    офлайн
    Bierman Senior Member

    39435

    15 лет на сайте
    пользователь #73770

    Профиль
    Написать сообщение

    39435
    # 19 декабря 2021 21:37

    предстоит замена трансмиссии и если с кассетой и цепями все понятно то со звездой есть вопросы..
    была 32т буст и оффсет 3мм.. если ставить на 34 то оффсет брать тот же?
    что то цены на алю звезды слегка негуманные.. 60 ойро.. хорошо хоть стальные по 10

    Nu’ det tid til druk og hor!
  • aliexx Senior Member
    офлайн
    aliexx Senior Member

    1400

    12 лет на сайте
    пользователь #217824

    Профиль
    Написать сообщение

    1400
    # 19 декабря 2021 21:38 Редактировалось aliexx, 1 раз.

    Дел

  • ruserman Velo Team
    офлайн
    ruserman Velo Team

    14862

    12 лет на сайте
    пользователь #211049

    Профиль
    Написать сообщение

    14862
    # 19 декабря 2021 21:38
    aliexx:

    Это кто, где ? Присутствовать, наблюдать за работой позволяет ?

    Минчанин? Вообще мастеров хватает, например

    Не уверен, что понаблюдать дают за работой, хотя...

    Добавлено спустя 1 минута 8 секунд

    Bierman, Тоже бустовую с 3мм бери, стальную если нет весодрочерства в крови)

    Добавлено спустя 3 минуты 31 секунда

    aliexx:

    Неужели же там какая-то чудо жидкость, которую нельзя повторить

    Можешь fork oil в мотомагазинах глянуть, демпфер МС не сильно привередлив, аналог найдется. Но с другой стороны брать литруху ради условных 100мл которые раз в пару лет обновлять :-? проще уж точно сервесмену отнести.

  • HeartBeat Velo Team
    офлайн
    HeartBeat Velo Team

    14716

    10 лет на сайте
    пользователь #455642

    Профиль
    Написать сообщение

    14716
    # 19 декабря 2021 21:44 Редактировалось HeartBeat, 1 раз.
    aliexx:

    Один за пару лет 28к накатал, другой вообще только на велике круглый год, великов разных поменял - и два полярных мнения )

    Да потому что Вадимка - шоссер, все не самые элементарные подъемы на внеасфальтовых покатушках почему-то пешком топал, но авторитетное мнение по работе вилки на подъемах имеет.

    Bierman:

    что то цены на алю звезды слегка негуманные.. 60 ойро.. хорошо хоть стальные по 10

    Есть же и недорогие алю, только стальные все равно практичней.

  • Den32793270 Senior Member
    офлайн
    Den32793270 Senior Member

    1606

    10 лет на сайте
    пользователь #447634

    Профиль
    Написать сообщение

    1606
    # 19 декабря 2021 22:00
    Вадимко:

    то же самое с блокировкой вилки

    Очень полезная вещь, пользуюсь постоянно) Даже несмотря на некоторое неудобство из-за отсутствия удаленной)

    HeartBeat:

    Ни в чем. Если верить рекламе, сильно повышают эффективность педалирования, но при этом практически никем из серьезных профиков не используются

    Вот и я думаю. Иначе бы они вытеснили стандартные круглые)

    Добавлено спустя 3 минуты 14 секунд

    Bierman:

    если ставить на 34 то оффсет брать тот же?

    Да, у меня стоит на такой же трансмиссии 34 звезда с 3мм оффсетом. Чейнлайн же собъется, если поставить другую.

    Ум богатеет от того, что он получает. Сердце — от того, что оно отдает.
  • aliexx Senior Member
    офлайн
    aliexx Senior Member

    1400

    12 лет на сайте
    пользователь #217824

    Профиль
    Написать сообщение

    1400
    # 19 декабря 2021 22:04
    ruserman:

    Можешь fork oil в мотомагазинах глянуть, демпфер МС не сильно привередлив, аналог найдется.

    Спасибо. Поиск, кстати, сразу сверху какие-то такие и выдает, мотоциклетные.

    ruserman:

    Но с другой стороны брать литруху ради условных 100мл которые раз в пару лет обновлять

    Я бы вообще в идеале покатал бы с месяцок на заводском, не делая вообще ничего - с точки зрения сравнить потом, это был бы самый чистый эксперимент, и даже на эти полтора сантиметра хода в блокировке забил бы пока. Но тут Осскак меня немного озадачил вероятностью стружки, и чето я загнался немного )
    Если бы не доставка в разы дороже покупки - купил бы два флакона оригинала по пятерке евро, и все дела.

    HeartBeat:

    Да потому что Вадимка - шоссер

    .. а шоссеров тут гнобят, я читал - но Вадимка чудом выжил )

  • Den32793270 Senior Member
    офлайн
    Den32793270 Senior Member

    1606

    10 лет на сайте
    пользователь #447634

    Профиль
    Написать сообщение

    1606
    # 19 декабря 2021 22:06

    aliexx, Саше (Личный веломастер) отдавай, все сделает хорошо. Сам обслуживаюсь у него)

    Ум богатеет от того, что он получает. Сердце — от того, что оно отдает.
  • HeartBeat Velo Team
    офлайн
    HeartBeat Velo Team

    14716

    10 лет на сайте
    пользователь #455642

    Профиль
    Написать сообщение

    14716
    # 19 декабря 2021 22:09 Редактировалось HeartBeat, 1 раз.
    aliexx:

    Но тут Осскак меня немного озадачил вероятностью стружки, и чето я загнался немного )

    Так для нулевого ТО не нужно в демпфер лезть, стружка в штанах может быть.

  • itto Senior Member
    офлайн
    itto Senior Member

    14747

    12 лет на сайте
    пользователь #204502

    Профиль
    Написать сообщение

    14747
    # 19 декабря 2021 22:12

    HeartBeat, а что скажешь про мнение из видео айловбайк, что раскачку нужно правильной техникой компенсировать?

  • HeartBeat Velo Team
    офлайн
    HeartBeat Velo Team

    14716

    10 лет на сайте
    пользователь #455642

    Профиль
    Написать сообщение

    14716
    # 19 декабря 2021 22:29
    itto:

    HeartBeat, а что скажешь про мнение из видео айловбайк, что раскачку нужно правильной техникой компенсировать?

    Посмотрел, у него проблемы с логикой: если у вас техника как у профика - то вам блокировка не нужна. Зачем тогда сами профики пользуются блокировкой?
    Ну и в любом случае до техники профиков нам всем далеко, так что блокировка тем более не помешает.

  • itto Senior Member
    офлайн
    itto Senior Member

    14747

    12 лет на сайте
    пользователь #204502

    Профиль
    Написать сообщение

    14747
    # 19 декабря 2021 22:31
    HeartBeat:

    Зачем тогда сами профики пользуются блокировкой?

    Реклама? :-?

  • Den32793270 Senior Member
    офлайн
    Den32793270 Senior Member

    1606

    10 лет на сайте
    пользователь #447634

    Профиль
    Написать сообщение

    1606
    # 19 декабря 2021 22:33
    HeartBeat:

    Ну и в любом случае до техники профиков нам всем далеко, так что блокировка тем более не помешает.

    :100500:

    Добавлено спустя 36 секунд

    itto:

    Реклама?

    Нет, просто там дорога каждая секунда и каждый ватт))

    Ум богатеет от того, что он получает. Сердце — от того, что оно отдает.
  • Olbaps Senior Member
    офлайн
    Olbaps Senior Member

    3493

    9 лет на сайте
    пользователь #635748

    Профиль
    Написать сообщение

    3493
    # 19 декабря 2021 22:37
    Den32793270:

    дорога каждая секунда и каждый ватт))

    г. зн, што 95% яна не патрэбна)

    памяць аб "народных" будзе жыць вечна!
  • HeartBeat Velo Team
    офлайн
    HeartBeat Velo Team

    14716

    10 лет на сайте
    пользователь #455642

    Профиль
    Написать сообщение

    14716
    # 19 декабря 2021 23:06 Редактировалось HeartBeat, 3 раз(а).
    itto:

    HeartBeat:

    Зачем тогда сами профики пользуются блокировкой?

    Реклама? :-?

    Просто никакая техника не заменит блокировку. Мне лень искать хороший пример, но вот в последней гонке сразу заметил (смотреть на скорости 0.25). Видно, что Нино в отличие от остальных едет с незалоченной вилкой, и ту самую раскачку, которую не видит Вадимка.

  • SPY.home28 Senior Member
    офлайн
    SPY.home28 Senior Member

    9946

    8 лет на сайте
    пользователь #1120356

    Профиль
    Написать сообщение

    9946
    # 19 декабря 2021 23:49
    HeartBeat:

    Нино в отличие от остальных едет с незалоченной вилкой

    Самый глупый, получается :-? (нет)

  • Olbaps Senior Member
    офлайн
    Olbaps Senior Member

    3493

    9 лет на сайте
    пользователь #635748

    Профиль
    Написать сообщение

    3493
    # 19 декабря 2021 23:52

    SPY.home28, аморт залочыў, і ў ялту добра)

    памяць аб "народных" будзе жыць вечна!
  • HeartBeat Velo Team
    офлайн
    HeartBeat Velo Team

    14716

    10 лет на сайте
    пользователь #455642

    Профиль
    Написать сообщение

    14716
    # 19 декабря 2021 23:53
    SPY.home28:

    HeartBeat:

    Нино в отличие от остальных едет с незалоченной вилкой

    Самый глупый, получается :-? (нет)

    Четвертым в итоге и приехал. Чуваки, которые пользовались локаутом, его объехали :D
    Это в ответ тому блогеру, у которого при правильной технике раскачки нет. Видно же, что она есть.