ДЕПУТАТУ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
по Коласовскому 106-му избирательному округу
Полянской Г.В.
Уважаемая, Галина Владимировна!
Инициативная группа граждан, подписавших коллективное обращение против застройки территории в границах улиц Богдановича - Орловская - Карастояновой - Некрасова, за сохранение и развитие этой территории как единой зелёной парковой зоны, рассмотрела ответ администрации Советского района Минска на обращение и ответ Мингорисполкома на Ваш депутатский запрос по теме обращения.
Просим ответить на вопросы, касающиеся застройки данной территории, а также учесть мнение общественности относительно общего порядка проведения общественных обсуждений градостроительных проектов и вопросов охраны окружающей среды при реализации этих проектов.
1. По мнению общественности, богатый растительный мир территории РУП «Институт мелиорации» вместе с парком «Дружбы народов» составляет единую зелёную зону и представляет огромную ценность и перспективу для жителей всего города, поэтому застройка этой территории затрагивает общественный интерес.
Просим инициировать вынесение на общественное обсуждение результатов вневедомственных экспертиз проекта детального планирования территории в границах улиц Богдановича - Орловская - Карастояновой - Некрасова на основе градостроительной документации, замечаний и предложений общественности по данному проекту.
2. В ответах сообщается, что строительство здания Суда Советского района по улице Богдановича осуществляется согласно проекту, по которому получены заключения РУП «Главгосстройэкспертиза» №99-15/10 от 16.03.2010 (с дополнением №99А-15/10 от 08.06.2010) и №05-01/1081 от 11.02.2011. Также, что разработка градостроительного проекта детального планирования в границах улиц Богдановича - Орловская - Карастояновой - Некрасова была выполнена с привлечением специалистов РУП «Центрального НИИ комплексного использования водных ресурсов» (ЦНИИКИВР).
Просим запросить указанные, а также другие имеющиеся заключения, касающиеся проектирования и строительства в границах улиц Богдановича - Орловская - Карастояновой - Некрасова.
3. Согласно отчёту по Договору №12/95 «Гидроэкологическое обоснование размещения объектов реконструкции площадки БелНИИМиЛ», выполненному в 1996 году, необходимость экологического обоснования возможности размещения строительных объектов на территории РУП «Институт мелиорации» обусловлена размещением их на водосборной площади древней реки Переспа, а также в зоне влияния водозабора «Новинки», используемого для водоснабжения Минска. Большая часть скважин водозабора пробурена на водоносные горизонты, имеющие постоянную гидравлическую связь с горизонтом грунтовых вод. Уровень антропогенной преобразованности естественных ландшафтов в рассматриваемом районе достиг предельных значений и в этих условиях опасно расширять территории существующих транспортных и коммунальных участков. Работа выполнена сотрудниками ЦНИИКИВР, ИПиПРЭ АНБ, БелНИИПградостроительства, Белпромпроекта.
Данные обстоятельства являются достаточным основанием для проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой и уже осуществляемой строительной деятельности. Согласно Постановлению №30 от 17 июня 2005г. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь определяет целесообразность проведения ОВОС для объектов хозяйственной и иной деятельности.
Просим обратиться в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь для проведения ОВОС планируемого строительства в границах улиц Богдановича - Орловская - Карастояновой - Некрасова для определения всех видов воздействия на окружающую среду, соответствующих изменений в окружающей среде и прогнозирования её состояния.
4. На презентации проекта детального планирования в границах улиц Богдановича - Орловская - Карастояновой - Некрасова сообщалось о планах расширения улицы Богдановича до 8 полос. Такое расширение улицы, наряду с размещением здесь квартала дипломатических представительств иностранных государств и строительством Суда Советского района по улице Богдановича, приведёт к значительному увеличению воздействия шума на окружающую среду, поскольку основным источником шума в городской застройке является транспорт.
Известно, что длительное воздействие шума отрицательно сказывается на здоровье человека. Воздействие шума может стать причиной преждевременной заболеваемости, в частности, повышения артериального давления, нарушений деятельности сердца и развитию неврозов и психических расстройств.
В целях исполнения Закона Республики Беларусь "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь утверждена Инструкция 2.1.8.10-12-3-2005 "Оценка риска здоровью населения от воздействия шума в условиях населенных мест".
Просим обратиться в органы санитарного надзора и гигиены для проведения замера существующего уровня шума и проведения оценки риска здоровью населения от воздействия шума после размещения здания Суда и квартала дипломатических представительств на улице Богдановича в месте подъезда к этим объектам. Исследования по оценке риска осуществить в соответствии с полной (базовой) схемамой согласно Руководству "Порядок проведения оценки риска для здоровья населения от воздействия химических веществ, загрязняющих окружающую среду", утвержденному Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь.
5. В соответствие с Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и Положением «О порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» гражданам обеспечено право на благоприятную среду обитания и предусмотрено их участие в обсуждении и принятии решений по вопросам градостроительного планирования развития территорий. При этом решения исполнительных и распорядительных органов по вопросам планирования и застройки населённых пунктов принимаются после проведения общественных обсуждений. Между тем удаление значительной части объектов растительного мира и начало строительства вдоль ул.Богдановича произошло в апреле-мае 2011 года, хотя общественное обсуждение градостроительного проекта проводилось 27.06.2011.
Кроме того, в соответствии с законом «О растительном мире» Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь должно согласовывать строительство зданий, для которых требуется удаление объектов растительного мира, а администрация Советского района Минска должна информировать граждан о планируемом удалении объектов растительного мира.
При этом, удаление объектов растительного мира допускается только при наличии утверждённой в установленном порядке проектной документации, прошедшей государственную экологическую экспертизу. Помимо этого, удаление объектов растительного мира не должно повлечь неблагоприятных изменений в состоянии окружающей среды (среды обитания человека) или отдельных природных объектов. Оценка неблагоприятности должна проводиться в установленном законо-дательством порядке сравнительного анализа экономической и экологической обоснованности потребностей в удалении объектов растительного мира. Наконец, должны быть предусмотрены компенсационные выплаты, которые используются только на воспроизводство объектов растительного мира путём компенсационных посадок.
Просим запросить все предусмотренные законом разрешительные документы, касающиеся удаления объектов растительного мира и его воспроизводства, осуществления строительства в границах улиц Богдановича - Орловская - Карастояновой - Некрасова.
6. Согласно Положению «О порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» Организатор, в числе прочего:
• создаёт на постоянной основе комиссию по проведению общественных обсуждений;
• осуществляет подготовку, публикацию в средствах массовой информации и размещает в глобальной сети Интернет извещения о проведении общественного обсуждения, а также сведений о результатах общественного обсуждения;
• дополнительно оповещает заинтересованных лиц о проведении общественного обсуждения путём размещения информации на досках объявлений у подъездов жилых домов.
По мнению общественности процедура оповещения горожан не эффективна и не обеспечивает необходимого масштаба и уровня информирования граждан, предусмотренного ратифицированной парламентом Республики Беларусь Орхусской конвенции. Это подтверждают опросы участников общественных обсуждений - люди отмечают, что узнали о предстоящем обсуждении случайно, поскольку у них нет традиции, а зачастую и возможности, регулярно читать газеты, тем более «Минский курьер» - газету с очень ограниченным тиражом, и отслеживать изменения информации, представленной администрациями районов Минска в глобальной сети Интернет.
Хотя Положение прямо предписывает дополнительно оповещать граждан путём размещения информации на досках объявлений у подъездов жилых домов, это предписание систематически нарушается, что произошло, в частности, при подготовке общественного обсуждени проекта детального планирования в границах улиц Богдановича - Орловская - Карастояновой – Некрасова. ЖЭС №85 не исполнил это предписание и даже жильцы домов, проживающие на подведомственной этой службе территории не были извещены, не говоря уже о жителях домов, проживающих по другим улицам, ограничивающих территорию данного проекта детального планирования.
Публикацию сведений о предстоящем общественном обсуждении в средствах массовой информации и размещение этих сведений в глобальной сети Интернет нельзя считать достаточным средством извещения или оповещения граждан. Люди не обязаны отслеживать возможное появление информации об общественном обсуждении (когда власти надумают её разместить) в прессе или сети Интернет. Необходимым и обязательным, то есть первоочередным, а не дополнительным, следует считать оповещение заинтересованных граждан путём размещения информации на досках объявлений у подъездов жилых домов.
Это несложно сделать через ЖЭСы на подведомственной им территории. Наоборот, дополнительно следует размещать эту же информацию в прессе и сети Интернет, поскольку многие обсуждения затрагивают интересы большинства горожан, а не только заинтересованных лиц, проживающих вблизи территорий градо-строительных проектов.
Целесообразным и необходимым следует считать, также, проведение общественных обсуждений результатов вневедомственных экспертиз проектов детального планирования на основе градостроительной документации, замечаний и предложений участников общественных обсуждений.
Просим довести это мнение до уполномоченных органов городской власти.
7. В ответе Мингорисполкома сообщается, что «.. исполнительным комитетом рассмотрено коллективное обращение жителей домов, примыкающих к парку «Дружбы народов» по вопросу несогласия с разработанным УП «Минскградо» градостроительным проектом детального планирования ..». Это свидетельствует о небрежном отношении чиновников к обращению граждан, а также, о явном желании представить коллективное обращение как мнение кучки недовольных жителей, проживающих вблизи парка «Дружбы народов». Между тем, в тексте обращения подчёркивается, что ценность и перспектива этой территории как единой зелёной зоны для жителей района и всего города огромна. С жителями Советского района Минска солидарны жители других районов, что подтверждают подписные листы граждан к Обращению с требованиями сохранения и развития территории в границах проекта детального планирования по улицам Богдановича - Орловская - Карастояновой - Некрасова исключительно как единой зелёной парковой зоны.
Подписные листы отражают мнение 600 горожан, проживающих, в том числе, на улицах:
Сурганова, Кнорина, Бакинская, Горецкого, Жукова, Гамарника, Фабричная, Тургенева, Собинова, Белецкого, Академическая, Киселёва, Цнянская, Есенина, Нововиленская, Старовиленская, Неманская, Шугаева, Червякова, Народная, Белинского, Щепкина, Денисовская, Сердича, Осипенко, Маяковского, Тикоцкого, Верхняя, Чёрного, Тиражная, Кропоткина, Кедышко, Мавра, Корженевского, Гая, Беды, Кульман, Каховская, Чернышевского, Механизаторская, Куйбышева, Восточная, Жуковского, Кольцова, Притыцкого, Грушевская, Гикало, Якубова, Космонавтов, Заславская, Мазурова, Одинцова, Щедрина, Кунцевщина, Ульяновская, Панченко, Центральная, Могилёвская, Плеханова, Толстого, Алибекова, Казинца, Фрунзе, Кошевого, Никифорова, Радужная, Радищева, Лынькова, Острошицкая, Сухаревская, Руссиянова, Логойского тракта …
Опрос горожан, их активность в ходе сбора подписей, свидетельствует, что при необходимости в защиту окружающей среды, в поддержку улучшения качества жизни может быть собрано и 6000 или даже 60000 подписей. Это является конкретным выражением понимания населением Минска экологического императива эпохи, представленного в «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г.».
И эти подписи будут собраны, чтобы чиновники Мингорисполкома наконец поняли, что планы застройки города (и генеральный план в том числе) не могут быть предметом купли-продажи и коррупции, а призваны служить законным интересам всех жителей.
Не люди в жертву города, а город для людей !
Сегодня Интернет и туризм сделали доступными и наглядными современные тенденции градостроительства, представления о рекреационной, социальной и эстетической роли зелёных насаждений в городе. Люди не желают рисковать собственным здоровьем и ухудшением качества жизни ради коммерческих или ведомственных интересов чиновников. Современный город нельзя превращать в производственный цех, когда из-за отравленного воздуха, пыли и шума нельзя ни днем, ни ночью уже окно открыть, а по генеральному плану города можно изучать заболеваемость детей и взрослых.
Систематически и в массовом масштабе происходит загрязнение естественных водоёмов и источников питьевой воды в Минске. Трудно даже представить каких масштабов достигло загрязнение природных вод в настоящее время, если ещё в 1998 году в газете «Строительство и недвижимость» об этой проблеме писала Наталья Павлович (Приложение).
О неблагополучной ситуации с водозабором «Новинки», в зоне которого в нарушение законодательства задолго до проведения общественного обсуждения началась застройка по плану детального планирования в границах улиц Богдановича - Орловская - Карастояновой - Некрасова, сообщил в интервью газете «Минский курьер» от 03.12.2010 заместитель начальника производства «Минскводопровод» УП «Минск-водоканал» Анатолий Черноморец: «.. Под влияние городской среды попал самый старый водозабор «Новинки». Скважины, пробуренные еще в 1932 году, снабжают два административных района - Советский и Цент¬ральный. Ежедневно здесь добывают около 60 тысяч кубометров воды. И без того в зоне санитарной охраны водозабора располагается птицефабрика, а сейчас почти вплотную приблизились многоэтажки. По мнению гидрогеологов и ряда других экспертов, возведение нового микрорайона негативно повлияет на водозабор, особенно в начале активной застройки. Тем не менее закрывать важный питьевой источник столица не намерена. Без «Новинок» будет сложно осуществить полный переход на водоснабжение горожан из артезианских скважин ..».
Просим довести это мнение (вместе с Приложением) до председателя Мингорисполкома и Президента Республики Беларусь.
Инициативная группа граждан
Наивные были граждане.
Думали, что ИХ депутат Полянская ГВ, используя свое высокое положение, поручит выполнять наказ избирателей и все интересующее запросит. Разогнались!
Получили через нее ответ, потом месяц добивались повторного обсуждения.
Обсуждение состоялось.
Пришли недовольные чиновники из Мингорисполкома, Комитета архитектуры, городского Комитета охраны среды.
Юлили по полной - и что все разрешения есть, и что наш Отчет уже устарел и у них есть новый отчет.
Разумеется, ничего не показали.
Бедного Анатолия Черноморца (тоже был) заставили отдуваться за свое интервью. Было видно - порядочный мужик, хорошо, если не уволили после встречи.
Чиновники очень не хотели говорить о странной КНС в парке.
Вдоль Богдановича ДО СИХ ПОР нет ливневой канализации.
Еще при Советах в земле делали глиняные заградительные фильтры, чтобы ливневые и поверхностные воды (которые загрязнены) отводились от воронки водозабора Новинки, которая располагается как раз под территорией парка. Поэтому, вроде, и нужна была эта изначально Насосная Станция, откачивающая стекающие ливневые воды в Свислочь. Наверное, давно эти фильтры разрушены, понастроили домов кругом, а вот с фекальной канализацией в этом районе проблемы (по мнению некоторых специалистов). Пришлось превратить НС в КНС и теперь летом (когда дверь сооружения открыта) запах говна чувствуется ощутимо. Не исключено, что часть фекальных стоков идет по прежнему в Свислочь, часть неизбежно попадает в водозабор. Если это имеет место - это преступление.
Напоследок, о почти детективной истории.
Вскоре после повторного обсуждения до инициативной группы дошли слухи, что якобы по просьбе Полянской ГВ власти собираются передать изъятую территорию Института мелиорации парку и отказываются от строительства дипгородка. Слухи шли от местного отделения Белая Русь.
Решив все проверить, разыскали это отделенеие (в жилом доме за кукурузой возле магазина Товары для женщин), заходим - там два члена Белой Руси: секретарь и какой-то молодой типа комсомольца. Пьют чай с тортиком. Желаем приятного аппетита и спрашиваем про парк. Отвечают, мол, да, Радоману дано распоряжение и готовятся документы по передадаче территории института парку. А где это опубликовано? Скоро будет опубликовано в центральной прессе, отвечают. Выходим с песней на устах и мыслями - какая все же чудесная у нас страна, какая истинная демократия - надо только разбудить народную инициативу. Песня давно потухла, а публикаций не дождались.
Вот такая почти военная деза.