Ответить
  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 27 января 2014 23:58

    Николай Черкашин
    Памяти экипажа С-80

    СМЕРТЬ В РЕЖИМЕ МОЛЧАНИЯ

    Эта женщина была окружена ореолом мрачной тайны. Ее муж, ко-
    мандир подводной лодки, погиб со всем экипажем в Баренцевом море. Никто не знал - как, где и почему. Об этом предпочитали не расспрашивать - особый отдел еще не закрыл следствие.
    Вдова командира работала метрдотелем ресторана «Космос» в портовом пригороде Мурманска - Росте. Ресторан по нынешнем понятиям - второразрядный кабак, но для нас, подводников, выбиравшихся в столицу Заполярья из отдаленных баз, «Космос» представал фешенебельнейшим заведением, где каждый вечер шумел и сверкал скоротечный праздник жизни. Его хозяйкой была, строгой и внимательной, одетой всегда в черное платье, была она - Светлана. И каждый год - 27 января - ей приносили в заснеженном морозном Мурманске свежие цветы. Число роз всегда было четным...
    * * *
    Шестидесятые годы начались для Северного флота более, чем мрачно: из корабельного списка пришлось вычеркнуть сразу три подводные лодки. Даже в войну такое случалось нечасто... Сначала бесследно исчезла в море дизельный ракетоносец С-80.Потом рванули торпеды в носовом отсеке Б-37, стоявшей у причала в Полярном. Чудовищной силы взрыв разворотил и соседнюю подводную лодку С-350. Погибли сто двадцать два моряка. При-чины взрыва не выяснены до сих пор. Не исключалась диверсия — шла Холодная война...
    Средняя дизельная подводная лодка С-80, приспособленная для запуска крылатых ракет, 25 января 1961 года вышла в дальний полигон Баренцева моря - туда, где сейчас покоится на грунте атомный подводный крейсер «Курск». Вышла не надолго - на несколько дней. На борту - 68 человек, включая второго командира. Последний раз субмарина дала о себе знать в 23.00 26 января. Командир капитан 3 ранга Анатолий Ситарчик доложил, что все задачи боевой под¬готовки выполнены, и просил «добро» на возвращение в базу. «Добро» дали. Но в 00 часов 47 минут 27 января радио¬связь прервалась. С-80 в Полярный не вернулась. В тот же день комфлота выслал на поиски два эсминца и спасательное судно. Район, в котором исчезла С-80, отстоял от побережья на 50 миль и занимал площадь 384 квадратные мили. Глубины — от 200 метров и ниже. Зимний шторм швырял корабли, моряки тщетно пытались разглядеть сквозь снежные заряды черный силуэт субмарины или хотя бы черное масляное пятно на воде.
    На следующий день по флоту объявили аварийную тревогу, и на поиски С-80 вышли еще два эсминца, четыре малых противолодочных корабля, корабль разведки и спасательное судно.
    Полярный притих в недобром пред¬чувствии. Увы, день, точнее, глухая арктическая ночь не принесла никаких вестей. Тогда начался массированный по¬иск с привлечением авиации, подводных лодок и рыболовецких судов с их придонными тралами и поисковой аппаратурой. Вдоль береговой линии летали пограничные вертолеты. Радиотехнические посты просеивали на своих экранах каждое пятнышко засветки.
    О мертвых — либо хорошее, либо ничего. Это этическое правило не распространяется на моряков. Командир отвечает за все, что случилось на корабле и с кораблем, даже если он мертв.
    Не миновала эта участь и навечно 36-летнего командира С-80 капитана 3 ранга Анатолия Дмитриевича Ситарчика.
    Вот что писал о нем и об обстоятельствах катастрофы его бывший непосредственный начальник, командир дивизии подводных лодок Северного флота, а впоследствии Адмирал Флота Георгий Егоров:
    « Подводные лодки с крылатыми ракетами на борту - сложные по устройству корабли. Поэтому нам (офицерам штаба - Н.Ч.) приходилось часто выходить в море на этих кораблях, изучать личный состав, особенно командиров. Тогда-то я и обратил внимание на одного из них. В море он допускал оплошности, часто нервничал, что совершенно недопустимо для подводника. Я не раз обращался к командующему подводными силами контр-адмиралу Г. Т.Кудряшову с просьбой отправить этого командира на тщательную медицинскую проверку для определения его психологического состояния, но этого сделано не было.
    Вскоре я снова вышел в море на той же подводной лодке для проверки корабля и всех его систем на глубоководное погружение с уходом на рабочую глубину до 170 метров.
    Испытания показали, что прочный корпус, все забортные отверстия, механизмы в основном удовлетворяют предъявляемым требованиям. Но снова возникли серьезные претензии к командиру корабля. Поэтому я приказал начальнику штаба дивизии капитану 1-го ранга Н.М. Баранову не отправлять лодку в море, а заняться совершенствованием подготовки командира и личного состава непосредственно в базе».
    Распоряжение комдива не выполнили и «выпихнули» С-80 в полигон для отработки плановой курсовой задачи. О, этот всемогущий идол - план!
    Капитан 1 ранга Егоров находился на мостике плавбазы «Иртыш», когда из перехваченной радиограммы узнал, что С-80 отправлена в море.
    «Поэтому, — писал Георгий Михайлович, — не вступая в полемику, а ссылаясь на тяжелый прогноз погоды, дал радиограмму в штаб подводных сил: «В связи с приближающимся ураганом прошу ПЛ С-80 срочно возвратить в базу».
    Приближение шторма уже чувствовалось по многим признакам.
    Я приказал отправить в море часть лодок с рейда и погрузиться на глубину в назначенных районах. И, находясь на мостике плавбазы «Иртыш», которую на якорях носило с борта на борт ураганной силы ветром 25—30 метров в секунду при сплошных снежных зарядах, следил по локации за состоянием кораблей на рейде. От командиров лодок периодически поступали док¬лады о положении дел. Прошла радиограмма от подводной лодки С-80. Поскольку она была адресована штабу подводных сил, мы не смогли ее раскодировать. Полагал, что моя просьба выполнена, что командир С-80 подтвердил приказание штаба о возвращении и лодка направляется в базу.
    Уже на рассвете получаю тревожный доклад: «Узел связи флота постоянно вызывает подводную лодку С-80. Ответа от нее нет».
    С ураганом шутки плохи. Каких только не возникло тогда предположений о причинах молчания корабля. Командир С-80, не получив распоряжения штаба о возвращении в базу, мог пойти на погружение, чтобы укрыться от шторма под водой.
    Решение тренировать экипаж при плавании под РДП в условиях тяжелого шторма в полярную ночь не вызывалось ни какой необходимостью. Мои сомнения относительно возможностей этого командира, к несчастью, подтвердились.
    После подъема лодки с грунта проверка журнала радистов показала, что приказа штаба подводных сил о возвращении С-80 в базу, что могло предотвратить катастрофу, на корабль не поступало. Значит, моя просьба командованием подводных сил не была удовлетворена».
    Сомнения относительно возможностей...
    Известно, что мнения начальников и подчиненных часто расходятся. Вот бывшему лейтенанту, а ныне Герою Советского Союза вице-адмиралу запасу Евгению Чернову командир С-80 помнится совершенно другим человеком: «Это был смелый, решительный и грамотный подводник. Отец его генерал-авиатор, погиб во время войны. Анатолий Дмитриевич выходил в море в отцовском летном шлеме и его перчатка. Это был его талисман. Не знаю, взял ли он с собой эти реликвии в тот последний выход...»
    Только через неделю после исчезновения С-80 — 3 февраля — рыбаки с траулера РТ-38 обнаружили в трале аварийный буй, которым обозначают место, где затонула лод¬ка. На нержавеющей табличке разобра¬ли тактический номер — С-80.
    К сожалению, никто из рыбаков не мог сказать, где и когда они затралили буй. Штурманы схватились за свои линейки и циркули, пыталясь по расчетам вероятного дрейфа уточнить место. На¬несли на карты район, где штормом могло оборвать буй. Искали до 16 февра¬ля. К этому сроку в отсеках С-80 никого бы в живых не было.
    Взять бы чуть севернее всего на полторы мили, и лодку бы нашли. Но никто не пересек 70-ю, будто заколдо¬ванную параллель. Правда, если бы тог¬да и обнаружили С-80, помочь ей было бы нечем — мощную судоподъемную фирму «ЭПРОН» по воле Хрущева давно
    «Под аварию» главкому ВМФ СССР удалось выбить деньги на развитие спаса¬тельных средств. Самое главное — спроектировали и построили «Карпаты», специальное судно для подъема затонувших лодок.

    «В их жилах не свернулась кровь...»

    Подлодку нашли 23 июля 1968 года. С-80 лежала на твердом грунте на ровном киле, накренившись на правый борт.
    Первые обследования с помощью спускаемой водолазной камеры показали: оба аварийно-спасательных буя — носовой и кормовой — отданы. Значит, под¬водники были живы по меньшей мере в обоих кормовых отсеках. Верхний рубочный люк задраен. Никаких видимых повреждений ни легкий корпус, ни прочный не имели. Особое внимание обратили на рули: все горизонтальные застыли в положении «на всплытие», вертикальный же был переложен «лево на борт». Именно по этим последним «телодвижениям» корабля была состав¬лена потом версия гибели.
    После долгих проволочек и кадровых неурядиц была сформирована экспедиция особого назначения (ЭОН). Ее командир капитан 1 ранга Сергей Минченко — безусловный герой этой судо¬подъемной эпопеи. Ведь начинать при¬ходилось практически с нуля. Правда, в строй только что вступил спасатель под¬водных лодок «Карпаты». Но поднять с глубины 200 метров подводную лодку — задача более чем сложная.
    Минченко вспоминает:
    — С-80 перетащили в безлюдную бухту Завалишина, что под Териберкой, и поставили на понтоны. Как быть дальше? Специалисты из минно-торпедного управления уверяли государственную ко¬миссию, что при осушении отсеков торпеды, пролежавшие столько лет под водой, при перепаде давления могут взорваться. Они почти убедили руководство не рисковать и подорвать лодку, не осушая ее, не извлекая тел погибших. При этом терялся весь смысл напряженнейшего труда — поднять корабль, чтобы выяснить причину гибели!
    Однажды вечером ко мне приходит минер, капитан 2 ранга (фамилию, к сожалению, не помню): «Разрешите, я проникну в первый отсек и приведу торпеды в безопасное состояние!» Риск огромный, и все-таки я разрешил. Очень важно было выяснить все обстоятельства катастрофы. Ночью отправились с ним на С-80. Кавторанг, одетый в легководолазное снаряжение, скрылся в люке. Я страховал его на надстройке. Наконец, он вынырнул: «Все. Не взорвутся.»
    Утром — совещание. Докладываю: работать можно. Как, что, почему?! Рас¬сказал про ночную вылазку. Взгрели по первое число за самовольство. Но председателем госкомиссии был Герой Советского Союза вице-адмирал Щедрин, сам отчаянный моряк. Победителей не судят. Отсеки осушили. Началась самая тягостная часть нашей работы: извлечение тел.
    Рассказывает вице-адмирал запаса Ростислав Филонович:
    - Мне пришлось первому войти в отсеки С-80. На это право претендовали и особисты, и политработники, но решили, что сначала субмарину должен осмотреть кораблестроитель. Я вошел в лодку с кормы - через аварийный люк седьмого отсека. Тела подводников лежали лицом вниз. Все они были замаслены в соляре, который выдавило внутрь корпуса из топливных цистерн. В первом, втором, третьем и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большинство тел извлекли именно из носовых отсеках. Вообще, все тела поражали своей полной сохранностью. Многих узнавали в лицо - и это спустя семь лет после гибели! Медики говорили о бальзамирующих свойствах морской воды на двухсотметровой глубине Баренцева моря...
    * * *
    То, что открылось глазам Филоновича, даже в протокольном изложении ужасно. Хлынувшая в средние отсеки вода прорвала сферические переборки из стали толщиной в палец, словно бумагу. Лохмы металла завивались в сторону носа — гидроудар шел из пятого дизельного отсека. Вода срывала на своем пути механизмы с фундаментов, сметала рубки и выгородки, калечила людей... В одном из стальных завитков прорванной переборки Филонович заметил кусок тела. Почти у всех, кого извлекли из четвертого и третьего отсеков были разможенны головы.
    Участь тех, кого толстая сталь при¬крыла от мгновенной смерти, тоже была незавидной: они погибли от удушья. Кислородные баллончики всех дыхательных аппаратов (ИДА) были пусты. Но прежде чем включиться в «идашки», моряки стравили из парогазовых торпед сжатый воздух в носовой отсек.
    Когда взяли пробы воздуха из «подушек» в первом, третьем и седьмом отсеках, то кислорода вместо нормальных 22% оказалось: в первом - 6,9%, в третьем - жилом - 3,1%, в седьмом - кормовом - 5,4%.
    Не все смогли выдержать пытку медленным удушьем. В аккумуляторной яме второго (жилого) отсека нашли мичмана, который замкнул руками шину с многоамперным током... Еще один матрос затянул на шее петлю, лежа в койке. Так и пролежал в петле семь лет...
    Остальные держались до последнего. В боевой рубке на задраенной крышке нижнего люка обнаружили тела старпома - капитана 3 ранга В. Осипова и командира ракетной боевой части (БЧ-2) капитан-лейтенанта В. Черничко. Первый нес командирскую вахту, второй стоял на перископе как вахтенный офицер. Кто из них первым заметил опасность — не скажет никто, но приказ на срочное погружение из-под РДП отдал, как требует в таких случаях Корабельный устав, капитан 3 ранга Осипов.
    Тела командира С-80 и его дублера капитана 3 ранга В. Николаева нашли в жилом офицерском отсеке. По-видимому, оба спустились в кают-компанию на ночной завтрак. Катастрофа разыгралась столь стремительно, что они едва успели выскочить в средний проход отсе¬ка...
    Рассказывает бывший главный инженер ЭОН - экспедиции особого назначения, ныне контр-адмирал-инженер Юрий Сенатский.
    — В бухту Завалишина, где стояла на понтонах С-80, подогнали СДК (средний десантный корабль). В десантном трюме поставили столы патологоанатомов. Врачи оттирали замасленные лица погибших спиртом и не верили своим глазам: щеки мертвецов розовели! В их жилах еще не успела свернуться кровь. Она была алой...
    Кончина шестидесяти восьми подводников на С-80 была воистину мученической. Врачи уверяли, что на своем запасе отсечного воздуха подводники вполне могли протянуть неделю. Неделю ждать помощи и уходить из жизни в бреду удушья...
    - Они пели «Варяга»! - уверял меня капитан медслужбы Валерий Коваль. Мы пили спирт вместе с остальными участниками «дезинфекции» С-80 после извлечения трупов, и капитан готов был вцепиться в любого, кто усомнился бы в его словах. - Понимаешь, в кают-компании был накрыт стол... Они прощались. Они пели...
    Так ему хотелось... Так он видел.

    Потом погибших уложили в гробы, и СДК с приспущенным флагом двинулся в Полярный, в бухту Оленью.
    Когда тела экипажа С-80 были преданы земле, точнее вечной мерзлоте Оленьей губы, кадровики совершили свой ритуал - в комнате для сжигания секретных бумаг предали огню удостоверения личности офицеров и мичманов погибшей лодки.
    На капитана 1 ранга Бабашина легла еще одна нелегкая обязанность: рассылать родственникам погибших подводников их личные вещи. Было куплено 78 одинаковых черных фибровых чемоданов. В каждый положили по новенькому тельнику, бескозырке... У кого сохранились часы — положили и их. Перетрясли баталёрки, нашли письма, книги, фотоаппарат. И поехали по всему Союзу фибровые чемоданы и цинковые гробы с «грузом 200». Потом, спустя четверть века, полетят над страной «цинки» афганцев в «черных тюльпанах». А тогда молча, скрытно, секретно хоронили моряков...
    С той поры прошло 36 лет. Не Бог весть какая древность. Но за это время на флоте сменилось не одно поколение, так что узнать теперь что-либо о погибших чрезвычайно трудно. Лишь отрывочные сведения от тех, кто когда-то сам служил на С-80 или дружил с кем-то из экипажа. Вот что рассказал о капитан-лейтенанте Викторе Черничко его сослуживец капитан 1 ранга в отставке Бабашин:
    — В памяти остался как весельчак, гитарист, лыжник, боксер. Нос, как у всех боксеров, был слегка кривоват, но это даже ему шло... Успеху у женщин эта его «особинка» не мешала. А вообще-то, был добрый семьянин, отец двоих детей. Заядлый лыжник. Иной раз прибегал прямо к подъему флага, сбрасывал лыжи — и в строй.
    Высококлассный ракетчик, выпускник Севастопольского военно-морского училища имени Нахимова. Он уже получил назначение на большую ракетную подлодку 651-го проекта. Мог и не ходить в море, но взялся подготовить своего преемника - командира ракетной группы Колю Бонадыкова. «Последний раз, - говорил, - схожу, и все». Вот и сходил в последний раз...
    Точные обстоятельства гибели С-80 не установлены и по ею пору. Есть лишь версии, более или менее убедительные.
    С-80 относилась к классу средних дизельных торпедных подлодок. Но в отличие от других (лодок 613-го проекта было построено свыше двухсот) она могла нести и две крылатые ракеты, расположенные в герметичных контейнерах за рубкой. По сути дела, была испытатель¬ной платформой для нового морского оружия.
    Была и еще одна техническая особенность, возможно, сыгравшая роковую роль.
    — Шахта РДП (труба для подачи воздуха к дизелям с перископной глу-бины. — Н. Ч.) на С-80 была шире, чем на других «эсках», — говорит моряк-подводник старший мичман В. Казанов. — В тот день море штормило и был хороший морозец. Волна, как видно, захлестывала шахту, и на верхней крышке намерз лед. Лодка пошла на глубину, а крышка не закрылась... Вода рванула в пятый отсек, где два моряка пытались уберечь корабль от катастрофы. Мы их там и нашли...
    А вот выводы Сергея Минченко:
    — Положение вертикального руля С-80 — 20 градусов на левый борт — говорит о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, что¬бы избежать столкновения. Никаких скал и рифов в районе плавания не было. Скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном...
    Что же это за «неизвестное судно», которое неожиданно оказалось в полигоне боевой подготовки? Никаких советских кораблей, рыболовецких траулеров там в тот день не было. Это подтверждают все оперативные службы. Но если вспомнить, как часто появлялись и по¬являются поныне в прибрежных водах Кольского полуострова иностранные подводные лодки, нетрудно предположить, что командир С-80 увидел в перископ корабль-разведчик, шедший без отличительных огней и потому особенно малозаметный в полярную ночь да еще в слабосильную оптику. Вполне понятен был интерес военно-морской разведки НАТО к необычной подводной лодке с ракетными контейнерами.
    Итак, у С-80 не было прямого столкновения с неизвестным кораблем, но был опасный маневр, вы¬званный появлением этого корабля в запретном районе. Маневр, который в силу случайности стал роковым.
    Важно отметить, что С-80 не жертва обстоятельств, а боевая потеря, понесенная флотом в ходе самой тихой, но отнюдь не бескровной подводной охоты в океане.
    Последнюю точку над «i» в моем расследовании трагедии С-80 поставил ее бывший старпом, переведенный за несколько лет до гибели субмарины на другой корабль, а ныне вице-адмирал запаса Евгений Чернов:
    - Лодки не должны тонуть, как вы понимаете, при срочном погружении из-под РДП даже при обмерзании поплавкового клапана. В любом случае подача воздуха к дизелям из атмосферы перекрывается мощной захлопкой. Как только С-80 стала уходить на глубину, матрос-моторист бросился перекрывать воздушную магистраль, из которой била вода. Он отжимал рычаг захлопки вправо, а надо было — влево. Парень жал с такой силой, что согнул шток. Он был уверен, что перекрывает, на самом же деле открывал по максимуму. В чем дело? В пустяке. Матрос этот был прикомандирован с другой лодки, где воздушная магистраль перекрывалась не влево, а поворотом рукоятки вправо. Матрос не знал этой особенности. Выходит, вино¬вен в гибели С-80 тот, кто не успел или забыл предупредить его об этом. Кто? Командир отделения? Старшина команды? Командир группы? Инженер-механик? Кому легче от того, что вина за катастрофу распределилась по этой цепочке? Тем более что подобных «чужаков» на лодке было семь человек, не считая офицеров-дублеров. Порочная практика прикомандирования специалистов с других кораблей за несколько часов до выхода в море, увы, существует и поныне, несмотря на все приказы и инструкции. Нечто похожее произошло и на атомной подводной лодке К-429 в 1983 году - там было прикомандированы 47 человек их 87 по штату. Но эта уже другая с история с тем же печальным финалом.

    https://www.facebook.com/nikolaj.cerkasin1/posts/662339760473745? ... =notify_me

  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 3 февраля 2014 19:02

    Журналист, писатель-маринист, автор исторических исследований, офицер-подводник, обладатель премий по литературе — все это о нашем прославленном земляке Николае Андреевиче Черкашине.

    http://vsr.mil.by/2014/01/30/nikolaj-cherkashin-ya-kazhdyj-god-vo ... v-belarus/

  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 14 февраля 2014 23:07

    Стартует общественно-патриотическая акция «Морские крылья Отечества» в рамках Международного проекта «Морское братство – нерушимо!»

    http://www.postkomsg.com/activities/198629/

    http://www.livekuban.ru/node/540992

  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 15 февраля 2014 09:32 Редактировалось Марсовый, 2 раз(а).

    Участники международного общественно-патриотического проекта «Морское братство – нерушимо!» с 14 по 21 февраля 2014 года проведут очередную общественно-патриотическую акцию под названием - «Морские крылья Отечества». Акция будет посвящена ратному подвигу белорусов - военных лётчиков морской авиации в Великой Отечественной Войне 1941-1945г.г.
    Поводом для проведения российско-белорусской акции «Морские крылья Отечества» стало возвращение на родину имен морских летчиков - белорусов, погибших в жестоких битвах за небо и побережье Чёрного моря.
    Останки морских летчиков-белорусов вместе с боевыми машинами были найдены членами ВПК «Подвиг» из города Геленджик, где ранее состоялся один из этапов акции «Морской Сталинград». Акция «Морской Сталинград» общественно-патриотического проекта «Морское братство – нерушимо!» была посвящена выдающемуся белорусу, военачальнику, Герою Советского Союза вице-адмиралу Георгию Холостякову. Вице-адмирал Холостяков - почетный гражданин города-героя Новороссийска и города Геленджика, где в 1942 году располагалась военно-морская база Черноморского флота, которой он командовал, и откуда ушел в бессмертие легендарный морской десант на Малую Землю.
    МОРСКИЕ КРЫЛЬЯ ОТЕЧЕСТВА
    О боевых буднях военно-морской авиации информации очень мало. И не потому, что здесь не достает романтики и героизма, а скорее потому, что в заслуженной славе наших воздушных армий, их великих побед скромные военно-воздушные силы ВМФ нацелены были на решение стратегических задач сугубо флота. Лётчики в тельняшках, как и все моряки, сражались с врагом в небе над морскими просторами, сталкиваясь со всеми опасностями этих двух стихий. И как у всех моряков, риск был один – не вернуться к родному берегу.
    Большое значение также имела высокая степень секретности, обычная для всех подразделений флота, которая после распада СССР «помогла» незаслуженному забвению многих героических страниц истории военно-морской авиации. Они необходимы сегодня для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Родине. Честным и пронзительным произведением, рассказывающем о героизме морских летчиков в годы Великой Отечественной Войны, стал художественный фильм известного ленинградского кинематографиста Семена Арановича «Торпедоносцы», который с документальной точностью рассказал о беспримерном подвиге Североморцев.
    Сотни экипажей морской авиации не вернулись из боевых заданий. Их имена не вписаны золотом в мрамор обелисков… Родным и близким негде возложить цветы и поклониться их праху. Почти все они погибли вместе со своими боевыми машинами далеко от берегов в морских пучинах до конца выполнив свой священный долг перед Родиной. Сотни самолетов по сей день лежат на дне Черного и Азовского, Балтийского и Северного морей, Тихого океана, в Приазовских плавнях и горно-лесистых районах Кубани и Кольского полуострова…
    Проведенная работа по установке памятных поклонных крестов в городах Севастополе и Новороссийске в честь моряков-героев братских народов стала основой для новых мероприятий, задуманных участниками международного общественно-патриотического проекта «Морское братство – нерушимо!».
    План мероприятий общественно-патриотической акции «Морские крылья Отечества»
    I этап
    Дата проведения: 14 февраля 2014 года.
    Место проведения: город Краснодар, Российская Федерация.
    Организаторы: Краснодарская региональная патриотическая организация ветеранов МВД «Щит и Меч» и Геленджикский ВПК «Подвиг». Мероприятия пройдут при содействии Администрации Губернатора Краснодарского края с участием представителей консульства Республики Беларусь в Краснодарском крае и представителей Постоянного комитета Союзного государства.
    В программе:
    1. Торжественные мероприятия, посвященные памяти летчиков-белорусов, павших в боях за Черноморское побережье Кубани.
    2. Митинг, в основе которого - торжественная передача родственникам найденого членами ВПК «Подвиг» г. Геленджика останков погибшего летчика, старшего сержанта Пшенко Николая Михайловича, уроженца Лепельского района Витебской области.
    II этап
    Дата проведения: 18 февраля 2014 года.
    Место проведения: ГУ “Национальный пресс-центр Республики Беларусь”, ИКК «Линия Сталина».
    Организаторы: Общественно-патриотическое движение «Морское братство – нерушимо!» и Национальный пресс-центр РБ при содействии Постоянного комитета Союзного государства и Министерства Информации Республики Беларусь, БФПВИ «Память Афгана».
    В программе:
    1. Пресс-конференция с организаторами акции «Морские крылья Отечества».
    Участники: делегация Краснодарского края, руководители представительства Краснодарского края в Республике Беларусь, представители Постоянного комитета Союзного государства, журналисты Союзных и Белорусских СМИ, информационное агентство Министерства Обороны Республики Беларусь «Ваяр», руководители благотворительного фонда «Память Афгана», ветераны ВВС и ВМФ, военной разведки, родственники морских летчиков героев-белорусов, отдавших жизнь за Черноморское побережье Отечества.
    2. Посещение пантеона морской славы Беларуси на ИКК «Линия Сталина» Благотворительного фонда «Память Афгана», возложение цветов к памятнику «Морякам земли Белорусской от благодарной России». Передача представителям Администрации Минской области гильзы с землей с места гибели летчика Михалковича Никиты Филлиповича, уроженца Красно-Свободского района Минской области, деревни Жилихово, погибшего в боях за Черноморское побережье Кубани.
    III этап
    Дата проведения: 18-19 февраля 2014 года.
    Место проведения: город Лепель, Витебская область, Беларусь.
    Организаторы: Администрация города Лепель, активисты движения «Морское братство – нерушимо!» при содействии Постоянного комитета Союзного государства, Витебское отделение белорусского Союза офицеров, Союза ветеранов Военной разведки республики Беларусь и Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане.
    Очередной этап акции «Морское братство – нерушимо!», посвященный летчикам-героям, запланирован в городе Лепель и Лепельском районе, откуда был родом погибший на Черноморском побережье Кубани, уроженец Лепельского района старший сержант Пшенко Николай Михайлович, который был найден поисковым отрядом «Подвиг». Останки героя будут преданы земле с соблюдением торжественного воинского церемониала. В программе - посещение музея; мероприятия, подготовленные Администрацией Лепельского района; передача реликвий от Краснодарского края, связанных с подвигом героя.
    IV этап
    Дата проведения: 20 февраля 2014 года.
    Место проведения: город Могилев, Беларусь.
    Прибытие участников акции в город Могилев, Родину кавалера Ордена Боевого Красного Знамени, гвардии младшего лейтенанта Горовцова Сергея Касьяновича, останки которого найдены поисковым отрядом «Подвиг». Сергей Касьянович - выпускник старейшего Медицинского техникума Могилева (ныне Медицинский колледж). Проведение вечера памяти подвига морского летчика в здании медицинского колледжа и передача фрагментов самолета, на котором летал герой, гильзы с землей с места гибели и мемориальной доски в честь морского героя от патриотов Геленджика и Краснодара.
    V этап
    Дата проведения: 21 февраля 2014 года.
    Место проведения: город Быхов, Могилевская область, Беларусь.
    Заключительное мероприятие акции «Морские крылья Отечества» - торжественный митинг на площади Героев в городе Быхове, где во времена СССР базировалось 57-ое Смоленское Краснознаменное ракетоносное авиационное соединение. Морская крылатая гвардия Быхова и ее доблестная история - одна из ярких страниц белорусского морского наследия. В Быхове до сих пор существует площадь Героев, открытие которой состоялось 6 июля 1969 года. Здесь установлены бюсты тридцати Героев Советского Союза, воевавших в разных полках в составе 36-ой авиационной дивизии дальнего действия, которая впоследствии была переименована в 57-ую морскую ракетную авиадивизию Балтийского флота. С 1946 по 1996 года она размещалась в авиа-гарнизоне Быхов-1. Всего Героев Советского Союза, служивших в авиационной дивизии – 32, один Герой России. Ни одно воинское соединение на территории Беларуси и СНГ ничего подобного не имеет. Бюсты героев созданы талантливыми руками летчиков.
    По инициативе участников проекта «Морское братство – нерушимо!» на площади Героев будет открыт Памятный знак Дружбы братских народов и установлены три флагштока - с российским, белорусским и советским военно-морским флагом, который был спущен 17 лет назад и вновь будет поднят во время торжественной церемонии. Проект одобрен Администрацией города Быхов и поддержан ветеранами 57-ой МРАД.
    Автор и руководитель проекта «Морское братство – нерушимо!»

    Арсений Крицкий
    Тел.: +375 25 5194295, e-mail: arhangel-pawel@yandex.ru

    Координатор проекта «Морское братство – нерушимо!» в РБ
    Пётр Бойко
    Тел. +375 29 6120256, e-mail: diver@[censored]

  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 15 февраля 2014 23:34

    III этап акции "Морские крылья Отечества".Дата проведения: 18-19 февраля 2014 года.Место проведения: город Лепель, Витебская область, Беларусь.Организаторы: Администрация города Лепель, активисты движения «Морское братство – нерушимо!» при содействии Постоянного комитета Союзного государства, Витебское отделение белорусского Союза офицеров, Союза ветеранов Военной разведки республики Беларусь и Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане.Очередной этап акции «Морское братство – нерушимо!», посвященный летчикам-героям, запланирован в городе Лепель и Лепельском районе, откуда был родом погибший на Черноморском побережье Кубани, уроженец Лепельского района старший сержант Пшенко Николай Михайлович, который был найден поисковым отрядом «Подвиг». Останки героя будут преданы земле с соблюдением торжественного воинского церемониала. В программе - посещение музея; мероприятия, подготовленные Администрацией Лепельского района; передача реликвий от Краснодарского края, связанных с подвигом героя.

    http://iskatelklada.tuapse.ru/featuresawesomeness-inside/velikaya ... /91-cyaika

  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 16 февраля 2014 22:19 Редактировалось Марсовый, 1 раз.

  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 18 февраля 2014 17:55 Редактировалось Марсовый, 1 раз.

    Старт акции "Морские крылья Отчизны" в Минске - Капсулу с землей с места гибели белорусского летчика Никиты Михалковича вручили его родным

    http://www.belta.by/ru/all_news/society/Kapsulu-s-zemlej-s-mesta- ... 60366.html

    Добавлено спустя 1 час 53 минуты 33 секунды

  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 18 февраля 2014 22:27

    Видеоотчёт по акции Морские крылья Отечества -

    http://belapan.com/archive/2014/02/18/media_letchiki_v1/

  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 22 февраля 2014 07:25

    Natasha Charif
    Доступно всем в Интернете -
    20 февр. 2014 г.

    навряд ли кто-то еще захочет рассердить русских да еще и на их территории :-)
    Vivien Gren опубликовала запись в сообществе Рожденным в СССР посвящается. (Этот день в истории СССР):

    Из писем гитлеровского солдата Эриха Отта, отправленных из Сталинграда.

    23 августа 1942 года:
    «Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле. Мы достигли желанной цели – Волга. Но город еще в руках русских. Почему русские уперлись на этом берегу, неужели они думают воевать на самой кромке? Это безумие.»

    Ноябрь 1942 года:
    «Мы надеялись, что до Рождества вернемся в Германию, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов! Сталинград - это ад! Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха. Матросы, на лютом морозе, идут в атаку в тельняшках. Физически и духовно один русский солдат сильнее целой нашей роты…»

    Последнее письмо датировано 4 января 1943 года:
    «Русские снайперы и бронебойщики - несомненно ученики Бога. Они подстерегают нас и днем и ночью, и не промахиваются. 58 дней мы штурмовали один – единственный дом. Напрасно штурмовали… Никто из нас не вернется в Германию, если только не произойдет чудо. А в чудеса я больше не верю. Время перешло на сторону русских.»

  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 22 февраля 2014 19:22 Редактировалось Марсовый, 1 раз.

    Акция "Морские крылья Отечества" в г. Лепеле.

    http://belapan.com/archive/2014/02/20/media_letchik/

    Добавлено спустя 1 час 36 минут 7 секунд

    Акция "Морские крылья Отечества" проекта "Морское братство-нерушимо!".

    http://www.ntv.ru/peredacha/segodnya/m23700/o226176

  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 28 февраля 2014 19:53 Редактировалось Марсовый, 1 раз.

    В этом году Беларусь отмечает 70-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. За долгие годы много слов уже сказано, но их никогда не будет достаточно, чтобы описать подвиг советского народа. Ни дня не должно пройти без воспоминаний о погибших. Подтверждение тому - белорусско-российская акция памяти «Морские крылья Отечества», которая на днях завершилась в Быхове.

    http://[spam]/news/soyuz/1302.html

  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 2 марта 2014 11:54

    Морские крылья Отечества. Арсенал 02.03.2014.

  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 14 марта 2014 15:49

    Проект "Морское братство - нерушимо!"
    Основная идея проекта – основываясь на народной дипломатии, всемерно содействовать укреплению связей братских славянских народов. А кому как не военным морякам – организованному, дисциплинированному, патриотически настроенному наиболее передовому и многочисленному отряду нашего общества выполнять такие задачи.
    "Основываясь на морском братстве – крепить братство славян!" - наш лозунг.
    У моряков амбициозные планы, в том числе строительство учебного флота союзного государства и организация морского образования как российской молодежи, так и белорусской. А белорусские мальчишки мечтают о море.
    Координаторы проекта, наблюдатели и участники говорят об успешном начале. Впереди большие планы и очень много работы.

    http://orientiry.info/video/22456/

    Как это ни парадоксально, но некоторые депутаты Верховной Рады, позиционирующие себя как демократы, требуют запретить в Украине Коммунистическую партию, партию Регионов, а господин Яценюк – один из лидеров оппозиции – вообще договорился до того, что нужно лишить русскоязычное население Украины гражданства.
    На фоне всего этого даже новость из Львова о том, что там вандалы уничтожают памятники советским воинам, погибшим во времена Великой Отечественной, защищая украинскую землю, в частности на площади Рынок демонтировали Памятник Советскому Солдату, прошли почти незамеченными. Мол, до истории ли сейчас?
    На этом фоне настоящим подвигом во имя памяти неизвестных солдат Великой Отечественной стал международный проект «Морские крылья Отечества». На этой неделе на родную землю в Беларусь вернулись имена и останки троих наших земляков, погибших более 70 лет назад в боях за Кубань. То есть сражались они, что символично, за мирное небо над Чёрным морем – тем самым, рядом с которым в эти мирные дни проходили олимпийские сражения

    http://ont.by/programs/programs/kontyry/topics/00114431

  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 17 марта 2014 06:50

    Создан и начинает работать сайт о кораблях 7-й ОПэСК СФ http://atlantika.ucoz.ru/ . Нужна ваша помощь. Просьба заходить, регестрироваться и выкладывать материалы, которые, на ваш взгляд, касаются кораблей, входящих в состав 7-й ОПэСК СФ, о людях, служивших на эскадре. Нужны ваши фото, воспоминания, интересные рассказы, все это войдет во 2-ю часть книги об эскадре. 1-я вышла в прошлом году в Санкт-Петербурге. Автор Белов Геннадий Петрович. Пишите, какие еще разделы на ваш взгляд должны быть на сайте, чтобы полностью охватить эту тему.

    http://atlantika.ucoz.ru/

  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 21 марта 2014 20:20

    Марская слава Бацькаўшчыны
    Дзень стварэння рэгулярнага ваенна-марскога флоту Расіі прыпадае на 20 кастрычніка. І хоць у Беларусі свайго мора няма, ды слаўных маракоў — вельмі шмат.
    http://www.golas.by/index.php?subaction=showfull&id=1382599293&ar ... m=&ucat=4&

  • Марсовый MemberАвтор темы
    офлайн
    Марсовый Member Автор темы

    268

    14 лет на сайте
    пользователь #249183

    Профиль
    Написать сообщение

    268
    # 17 мая 2014 21:22

  • cwevaler Member
    офлайн
    cwevaler Member

    105

    9 лет на сайте
    пользователь #1241166

    Профиль
    Написать сообщение

    105
    # 1 октября 2014 01:20

    Да действительно ранее было замечено, прекрасно марсовый ведет тему. и сколько патриотизма. Настоящий флотский. Только вот проект Морское Братство, не сильно ли в нем популизма? и ряженых ? если людям это интересно то наверно не обязательно присваивать себе звания и прикреплять, те награды которых не достоен.

    Добавлено спустя 1 минута 47 секунд

    А с памятником действительно молодцы. что сделали , спасибо тем кто к этому подталкнул, и спасибо тем кто это сделал.! Два направления.

  • cwevaler Member
    офлайн
    cwevaler Member

    105

    9 лет на сайте
    пользователь #1241166

    Профиль
    Написать сообщение

    105
    # 1 октября 2014 20:22
    alfoedr:

    а причем флот СССР, в котором вы создали свое братство, к флоту царской России, которую этот же СССР и уничтожил?
    бред какой-то

    ну а потом Россия уничтожила СССР и как бы и не было энтих 80 лет.. понимаете ли маятник

  • 1494525 Neophyte Poster
    офлайн
    1494525 Neophyte Poster

    2

    9 лет на сайте
    пользователь #1494525

    Профиль
    Написать сообщение

    2
    # 26 ноября 2014 23:40

    Общественно-патриотический проект «Морское братство — нерушимо!» уже давно стал своего рода брендом Союзного государства. О мероприятиях, проведенных в рамках данного проекта, хорошо знают не только в Беларуси и России, но и во многих других странах. После одного из последних — открытия в Витебской области памятных знаков в честь легендарного флотоводца вице-адмирала Иллариона Повалишина о деятельности движения «Морское братство — нерушимо!» узнали в Дании и пригласили его руководителя Арсения Крицкого посетить эту страну.
    Накануне этой поездки наш корреспондент встретился с Арсением Борисовичем, чтобы поговорить о том, что сделано активистами движения за время его создания, об успехах и неудачах, узнать о планах на будущее. Хотелось также больше узнать о человеке, организовавшем общественно-патриотическое движение «Морское братство — нерушимо!». К слову, служил он в морской пехоте, день которой мы отмечаем сегодня.

    http://vsr.mil.by/2014/11/27/arsenij-krickij-morskoe-bratstvo-nerushimo/

  • 1494525 Neophyte Poster
    офлайн
    1494525 Neophyte Poster

    2

    9 лет на сайте
    пользователь #1494525

    Профиль
    Написать сообщение

    2
    # 14 декабря 2014 19:14 Редактировалось 1494525, 1 раз.

    "Морские крылья Отечества" в проекте "Морское братство-нерушимо!"
    Вышла очередная книга о Лепельской земле. Вернее - о лепельчанине. Называется она «Вяртанне з небыцця». Авторы: Валерий Тухто и Маргарита Аникей, учителя Слободской школы. Любая книга лепельских авторов - сенсация для района. Эта - тем более. Дело в том, что она о человеке, воскрешённом из небытия через семь десятилетий забвения. Случай уникальный.

    http://lepel.by/news_733.html

    Добавлено спустя 35 минут 37 секунд