Лешик:
А почему не используют Т80
Т-80 принципиально отличается другим типом двигателя -- не дизель, а газовая турбина (больше похожая на реактивный движок)
Даёт высокую удельную мощность, не боится морозов, есть плюсы в компоновке, многотопливность без потери мощности (танковые дизеля тоже не особо привередливы к качеству топлива, но с ощутимой потерей мощности) и тп. Плюс на танке устанавливалась новая СУО (система управления огнём), значительно лучшая, чем на Т-72.
Но -- за счёт всего этого танк дорог и требователен к обслуживанию, а у ГТД высокий расход топлива и совершенно другие методики ремонта. Поэтому на экспорт во всякие Папуасии Т-80 не шёл никогда, да и в СССР, после того, как нефть перестала быть "бесплатной" -- не прижился.
Поставив на него дизель получили Т-80УД (Д - дизель), тоже не самый удачный танк по критерию "стоимость-эффективность" (хотя во многом потому, что его производство развернуть толком не успели), а немного модернизировав Т-80УД -- Т-84 (циферку сменили, типа это же новый украинский танк, а не советский Т-80).
Украина развивает Т-84 просто потому, что его производство там территориально (в Харькове) осталось от времен СССР. А других танков на Украине не делали (пр-во Т-64 закончилось ещё в середине 1980-х).
Т-72 -- это танк-солдат. Продолжатель концепции Т-34 (не лучше противника по ТТХ, но просто, дёшево, много, обслуживается подручными средствами). Поэтому их много и они везде.
Т-90 -- это, грубо говоря, модернизированный Т-72 с СУО Т-80. Начат конструированием в СССР, но массово строиться пошёл, когда у России уже появились деньги (в середине 2000-х).