Khren,
В любой проблеме, как известно, две стороны медали.
Конечно, я с Вами согласен, что для крупномасштабных проектов могут (но не должны!) устраиваться тендеры. Основная цель которых, в принципе, оптимальна - найти лучших специалистов за меньшие деньги, а если правильнее, то золотую середину. Но ясно и другое, что участвовать в тендере может и хочет именно тот, у кого или не слишком много работы или она не устраивает по финансовым соображениям, т.к. хочется чего-то большого и серьезного, а так же иногда может двигать просто имидж или желание засветится в рекламных целях. В этом случае, конечно, компания или дизайнер может поработать и просто так, для мусорки. Так как, как Вы правильно говорите, все равно закажут специалистов с Запада, но это уже другая история и корни ее надо искать в желании чиновников вывести деньги за пределы страны с возвратом некоторой части в их собственный карман.
Все таки не будем о великом. Давайте поговорим о мелких проектах. Есть такой у нас журнал ProДизайн - между прочим получившим приз на международном фестивале в Польше за дизайн и достаточно уважаемый среди дизайнеров, так вот там была статья о нашем рынке и оплату за все это. Конкретно там велся разговор о разработке фирменного стиля предприятия. Так вот, большинство заказчиков, привыкшее жить на халяву, не хочет платить за разработку фирменного стиля и 300-400 долларов, при том, что реально это должно и оценивается в смежных странах в тысячи долларов.
Кроме того, читал как-то в Идеях Вашего Дома рекомендации о том, как разработать заказчику дизайн своего интерьера. Там было такое высказывание, что заказчик для лучшего результата должен обратиться в пару-тройку фирм и попросить сделать эскизный проект. Там же указывалось, что за бесплатно это никто не сделает и стоимость такого рода услуг оценивалась в 500 дол. на фирму. Итого заказчик должен был заплатить за предварительные наброски 1500, плюс еще сам проект. И это считается нормой! Это же не тендер на миллионы долларов, в конце концов.
Недавно был такой случай – одна моя клиентка (слава богу расстались в дружбе и согласии) 5 дней подряд приходила в один салон элитной сантехники и сидела по пять часов, выбирая разные варианты. В результате задурила все мозги девушкам, просила еще все новые и новые варианты и так ничего не купила. Она же посетила 3 магазина плитки, где ей сделали раскладки и опять же купила в другом месте. Везде дизайнеры работали на мусорку, хорошо что большинство из них на окладе хоть каком-то. Тоже самое происходит в мебельных салонах. Правда некоторые за разработку проекта берут предоплату, которая потом в случае заказа учитывается.
Есть такие заказчики, которые привыкли ценить только свою работу. Они без всякой совести и скромности могут зарабатывать несколько тысяч в месяц и считать, что другим этого не надо. Дизайнеры, архитекторы, художники в их представлении должны довольствоваться копейками и выпивкой, рисовать шедевры за бутылку и вообще считают, что заказчик всегда прав К последней фразе я хотел бы приплюсовать такую фразу: "На ту сумму, которую он оплачивает!". Если он хочет сделать шедевр за 3 копейки - он его не получит. Хочешь получить хорошо - готов заплатить по нормальной таксе, а хочешь в превосходных эпитетах - заплати еще больше.
Для аналогии приведу примеры с одной моей знакомой-дизайнером. Пришла она как-то в квартиру к подруге, у которой сделали ремонт. У нее спросили? "Ну как положена плитка?" На что моя знакома ответила: " А сколько ты заплатила?". Она: "4 доллара за метр". Моя знакомая ответила: " За 4 доллара - хорошо!" А потом добавила (мысленно), что если бы 8 или 10 долларов - то очень плохо.
Заказчик, приглашая дешевых строителей, дизайнеров и пр. должен отдавать себе отчет в том, почему они такие дешевые. Не от того, что они такие добрые и пушистые, а от того, что у них нет нужного круга клиентов и опыта, который ведет к повышенному спросу, нехватке рабочего времени и автоматическому увеличению цены. У нас же ценятся специалисты, которые выполняют заведомо большую работу за заведомо меньшие деньги. И наше отношение будет напрямую с этим ассоциироваться. Вот пришел к вам сантехник и поставил унитаз за 3 копейки. Вы: "Какой мастер!". Пришел этот же сантехник, но поставил уже за 5 копеек. Вы: "Мастер!". За 7 копеек. "Нормальный такой мастер". За 9 - "Ну мастер, как мастер". За 12 - "У, хапуга!". Хотя качество установки будет одинаково во всех случаях.
А у нормального дизайнера рано или поздно все получается и ожегшись пару раз на такого рода заказчиках, он посылает таких подальше и работает с теми, кто ему более симпатичен в моральном и финансовом (а куда без этого) плане, так как он ценит свое время и уважает самого себя.