Круто ты попал. На «1М»
Как устроена машина клипов
Тоня ИВАНОВА
Первый музыкальный канал — проект белорусской компании «Добровидение» — задумывался как платформа для поддержки и популяризации отечественной музыкальной культуры. Это значит, что в фокусе внимания редакторов и программных директоров должна быть продукция белорусских исполнителей. Но это в теории. На практике же, чтобы попасть в play-list единственного музыкального канала страны, нужно совершить набор определенных ритуальных действий.
1. Сторговаться
Существует определенные схемы взаимозачетов. Не секрет, что у того или иного исполнителя есть приблизительная рыночная стоимость выступления. Путем несложного арифметического действия, разделив предполагаемый гонорар на стоимость единичной ротации клипа, канал устанавливает индивидуальные финансовые отношения с каждым артистом. Интересно, что некоторые из артистов, еще не успевших снять клип (по разным причинам), все равно работают на «1М», участвуя в его промо-акциях с расчетом на будущие ротации будущих роликов. Определенные льготы существуют для тех исполнителей, которые снимали свои видеошедевры на базе канала (группы Spasenie, «Л.О.М.»). Вполне логично организовать «обмен» некоторого количества показов на размещение заказа на производство клипа.
2. Заплатить
Это только MTV работает за идею. А у нас считать умеют. О стоимости единичной ротации, как и о других финансовых вопросах, распространяться не принято. Но можно сравнивать. Единичный показ клипа в эфире украинского музыкального канала обходится исполнителю или группе от 10 до 100 у.е. (в зависимости от рейтинга канала и самого исполнителя), в России — около 300. По некоторым данным, в Беларуси цифра на порядок ниже. И обусловлена дополнительными (см. выше) факторами.
Однако, несмотря на все финансовые или родственные отношения, связывающие Первый музыкальный с белорусскими артистами, отечественных исполнителей в эфире катастрофически мало. «Тэлепартацыя-2005» в комплекте с «5-кай лепшых» положения не спасает, являясь средством искусственного увеличения количества видеоклипов отечественного разлива, но отнюдь не гарантом качества продукции. Считать «белорусским эталоном» наскоро смонтированные концертные съемки или неуклюжие опыты с примитивными компьютерными программами (вспомним хотя бы неподражаемую Владу, преуспевшую именно в этих форматах) решительно не хочется. Хороший клип стоит денег, а их в белорусский шоу-бизнес по-прежнему вкладывают неохотно. Соотношения «Тэлепартацыя» — новые клипы» примерно такое, как «Песня года» — новые песни». Пустоты в эфире заполняются подручным материалом. В отечественных поп-сферах ходит байка про Егора Хрусталева, который в день записи очередной «Песни года» позвонил фронтмену популярной группы с интригующим вопросом: «Что вы делаете сегодня вечером?» — «Репетируем». — «Нет, снимаетесь в «Песне года». Исчерпав клиповый лимит буквально за пару месяцев практически ежедневного эфира, в разных комбинациях на экран возвращаются ранее вылетевшие из борьбы видеоролики, как те же «Госьці».
Есть и еще одна причина, почему белорусские лица не смотрят с экрана первого и единственного музканала страны. Согласно некоторым источникам, Первый музыкальный принадлежит людям из российского шоу-бизнеса. Можно предположить, что финансово провальные акции канала компенсируются за счет многократных эфиров российских исполнителей второго (а то и третьего) эшелона типа «Самозванки».