Ответить
  • akvilonis MemberАвтор темы
    офлайн
    akvilonis Member Автор темы

    141

    20 лет на сайте
    пользователь #15398

    Профиль
    Написать сообщение

    141
    # 19 июля 2005 21:33 Редактировалось Werth, 88 раз(а).

    Распределение выпускников и работа молодых специалистов
    Регулярно обновляется и дополняется. Последнее обновление 02.02.2018
    (Добавлен примерный текст жалобы ректору на действия комиссии по распределению, добавлен ответ из Министерства образования о сроках принятия решения о (пере-)распределении, ранее добавлена Жалоба в прокуратуру на невыдачу документов)

    Законодательство в области распределения выпускников и работы молодых специалистов:

    Кодекс об образовании
    Статья 48. Поддержка выпускников
    Статья 83. Распределение выпускников
    Статья 84. Направление на работу выпускников
    Статья 85. Перераспределение выпускников
    Статья 86. Последующее направление на работу выпускников
    Статья 87. Предоставление выпускникам права на самостоятельное трудоустройство
    Статья 88. Возмещение в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего

    Постановление Совета Министров от 22.06.2011 № 821
    О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих

    Порядок распределения выпускников, перераспределения выпускников, молодых специалистов, молодых рабочих (служащих)
    Порядок направления на работу выпускников и последующего направления на работу выпускников, молодых специалистов, молодых рабочих (служащих)
    Гарантии и порядок трудоустройства выпускников
    Положение о порядке возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего
    Порядок расчета средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего
    Положение о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих

    Трудовой кодекс Республики Беларусь

    Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»

    Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД) - ПО ОТРАСЛЯМ

    Статьи. Комментарии специалистов

    Т.В.РАХУБО,
    консультант отдела
    трудового законодательства
    юридического управления
    Министерства труда и социальной защиты
    Республики Беларусь

    А.И.ШТЕЙНЕР,
    главный государственный инспектор
    Гомельского областного управления
    Департамента государственной
    инспекции труда Министерства труда
    и социальной защиты Республики Беларусь

    Материал подготовлен с использованием
    правовых актов по состоянию
    на 10 августа 2011 г.

    На подготовку специалиста высокой квалификации государство затрачивает значительные финансовые средства. Поэтому требования к подготовленному за счет бюджетных средств специалисту относительно места и срока работы у определенного нанимателя представляются весьма обоснованными.
    Кроме того, на практике нередкими являются случаи, когда молодому специалисту, получившему образование на платной основе, затруднительно найти рабочее место по специальности. Поэтому вопросы, связанные с распределением и направлением на работу выпускников, специалистов, рабочих, служащих, являются весьма актуальными.
    В целях совершенствования и более детального регулирования распределения, перераспределения и направления на работу выпускников учреждений образования Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 22.06.2011 N 821 "О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих" [1] (далее - постановление N 821).
    Постановлением N 821 утверждаются несколько положений, регулирующих вопросы, связанные с распределением, направлением на работу и возмещением затраченных государством средств на подготовку специалистов, целевой подготовкой специалистов, рабочих, служащих.
    Постановление N 821 вступает в силу с 1 сентября 2011 г. Со вступлением постановления N 821 в силу признаются утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь, перечисленные в нем, в том числе нормативный правовой акт, которым руководствуются при распределении выпускников и молодых специалистов в настоящее время, - Положение о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 N 1702 (далее - Положение N 1702) [2].
    Основные условия распределения выпускников закреплены в Кодексе Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании) [3]. Необходимо отметить, что Кодекс об образовании вступает в силу одновременно с постановлением N 821 - 1 сентября 2011 г. Однако в постановлении N 821 вопросы, связанные с распределением и направлением на работу выпускников, прописаны более детально.
    Постановлением N 821 в том числе утверждено Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование (далее - Положение N 821).
    В ст. 83 - 88 Кодекса об образовании закреплены основополагающие аспекты распределения и направления на работу выпускников.
    В Кодексе об образовании приводится значение некоторых терминов, которые также используются в постановлении N 821 и утвержденных им положениях.
    Так, согласно п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании:
    выпускник - лицо, получившее образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;
    организация - заказчик кадров - организация, заявившая о своей потребности в кадрах путем заключения соответствующего договора о взаимодействии или о подготовке научного работника высшей квалификации (специалиста, рабочего, служащего) либо путем подачи заявки на подготовку специалистов, рабочих, служащих;
    целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих - подготовка специалистов с высшим образованием, специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием, рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов для организаций, находящихся в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тысяч человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах, а также подготовка рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и для организаций, расположенных в иных населенных пунктах.
    Необходимо отметить, что для выпускников, получивших высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, в соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 84 Кодекса об образовании срок обязательной работы устанавливается не менее пяти лет, для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, - не менее трех лет, для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, - не менее двух лет.
    Согласно п. 2 Положения N 821 распределение и направление на работу выпускников может осуществляться не только учреждением образования, но и государственным органом, в подчинении которого находится данное учреждение. Также Положением N 821 установлено, что государственный орган принимает решение о распределении и направлении на работу выпускников подчиненных учреждений образования в случаях:
    - необходимости централизованного регулирования кадрового обеспечения подчиненных организаций;
    - выявления регулярных нарушений законодательства при осуществлении распределения, направления на работу выпускников подчиненными учреждениями образования.
    При этом перераспределение и последующее направление на работу выпускников осуществляются учреждением образования.
    Необходимо отметить, что в Положении N 821 законодателем в отдельную главу выделен порядок направления на работу выпускников и последующего направления на работу выпускников, молодых специалистов, молодых рабочих (служащих). На практике наиболее часто возникали спорные вопросы, связанные непосредственно с направлением молодых специалистов на работу. Поэтому более детальное регулирование данного положения законодателем представляется весьма актуальным.
    Положением N 821 вносятся существенные изменения в порядок распределения выпускников, молодых специалистов и молодых рабочих.
    Так, в настоящее время выпускники, получившие среднее специальное или высшее образование, распределяются на работу в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией в первую очередь в государственные организации и организации с долей собственности государства в их уставных фондах согласно договорам о подготовке специалистов, заявкам на специалистов этих организаций.
    Положением N 821 вводится новое понятие - "базовая организация".
    Понятие "базовая организация" является более широким, поскольку Положением N 821 не устанавливается, что это в обязательном порядке должна быть государственная организация либо организация с долей собственности государства.
    Пунктом 12 главы 2 Положения N 821 определяется, что выпускники распределяются в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией с учетом поданных в учреждение образования организациями - заказчиками кадров заявок на подготовку и заключенных с организациями - заказчиками кадров договоров о взаимодействии. При этом устанавливается, что базовая организация имеет преимущественное право на удовлетворение своей потребности в специалистах с высшим образованием, специалистах и рабочих со средним специальным образованием, рабочих и служащих с профессионально-техническим образованием из числа выпускников соответствующего учреждения образования.
    При наличии нескольких базовых организаций удовлетворение их потребностей в специалистах с высшим образованием, специалистах и рабочих со средним специальным образованием, рабочих и служащих с профессионально-техническим образованием осуществляется в порядке очередности, определяемой исходя из даты заключения соответствующих договоров о взаимодействии.
    Более детально регулируется вопрос распределения выпускников в организации на основании их письменных запросов. Так, Положением N 821 установлены конкретные случаи, когда письменный запрос заказчика кадров и иной организации о распределении к ним конкретных выпускников в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией удовлетворяется, а именно:
    - эти выпускники включены в банк данных одаренной молодежи и банк данных талантливой молодежи;
    - запросы поступили из организаций, в которых эти выпускники проходили производственную и преддипломную практики или преддипломную практику;
    - отсутствуют места работы согласно поданным в учреждение образования организациями - заказчиками кадров заявкам на подготовку, заключенным с организациями - заказчиками кадров договорам о взаимодействии, письменным запросам иных организаций.
    Таким образом, при прохождении практики у учащихся и студентов появляется дополнительный стимул зарекомендовать себя квалифицированными специалистами с целью получения в дальнейшем приглашения на работу от данного нанимателя.
    Положением N 821 устанавливается дополнительная обязанность организации - заказчика кадров. Так, в настоящее время организации, которые не имеют возможности трудоустроить по распределению заявленных ранее выпускников, должны сообщить об этом в учреждение образования не позднее чем за два месяца до начала распределения. С момента вступления в силу постановления N 821 организации - заказчику кадров будет необходимо не позднее чем за 2 месяца до начала распределения направить в учреждение образования письменное подтверждение о возможности трудоустройства заявленных выпускников с указанием сведений, предусмотренных в планах распределения выпускников.
    В Положении N 821 содержатся нововведения, связанные с использованием термина "направление на работу". Так, в п. 18 Положения N 821 указывается, что направление на работу выпускников, получивших в дневной форме получения образования послевузовское образование за счет средств республиканского бюджета (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), осуществляется комиссией по направлению на работу в соответствии с заключенными договорами о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, подготовке научного работника высшей квалификации на платной основе за счет средств юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) не позднее чем за два месяца до окончания учреждения образования.
    Также Положением N 821 установлено, что учреждение образования в течение срока обязательной работы по договору о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) осуществляют последующее направление на работу выпускников, молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) при условии изменения или расторжения договора о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего).
    Кроме того, в Положении N 821 указаны основания, при наличии которых учреждения образования в течение сроков обязательной работы осуществляют последующее направление на работу молодых специалистов (выпускников), направленных на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, а именно:
    - отказ нанимателя в приеме на работу выпускнику, направленному на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета;
    - невозможность предоставления места работы в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией по окончании военной службы по призыву в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях при желании выпускника работать по направлению на работу;
    - перевод молодого специалиста с его согласия от одного нанимателя к другому (п. 4 ч. 2 ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь) по согласованию между ними в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией;
    - расторжение с молодым специалистом трудового договора в случаях, предусмотренных в п. 3 ст. 88 Кодекса об образовании;
    - возникновение у молодого специалиста обстоятельств, при которых место работы выпускнику предоставляется в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 83 Кодекса об образовании.
    Главой 4 Положения N 821 установлены гарантии, предоставляемые выпускникам, и порядок их трудоустройства. Нормы, закрепленные в указанной главе, в целом не отличаются от норм соответствующей главы Положения N 1702, однако имеются и некоторые изменения.
    Так, если выпускник, получивший свидетельство о направлении на работу, без уважительной причины не прибыл к месту работы в срок, указанный в уведомлении к свидетельству о направлении на работу, наниматель обязан в месячный срок уведомить об этом учреждение образования (ранее наниматель был обязан уведомить учреждение образования в трехдневный срок).
    Согласно п. 31 Положения N 821 выпускник, получивший свидетельство о направлении на работу, прибывший к месту работы в срок, указанный в свидетельстве о направлении на работу, и получивший отказ нанимателя в приеме на работу в соответствии со свидетельством о направлении на работу, обязан обратиться в учреждение образования за перераспределением, последующим направлением на работу. Однако срок, в течение которого выпускник обязан обратиться за перераспределением, в Положении N 821 не указан.
    Также увеличен срок (с трехдневного до месячного), в течение которого наниматели и выпускники, получившие свидетельство о направлении на работу, молодые специалисты, молодые рабочие (служащие) обязаны письменно сообщать в учреждения образования о приеме на работу выпускников, молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) или увольнении молодых специалистов, молодых рабочих (служащих). Указанный срок начинает течь со дня приема на работу или увольнения.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
    1. О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 июня 2011 г., N 821 // ИБ "КонсультантПлюс: Беларусь" [Электронный ресурс]. - Минск, 2011.
    2. Положение о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 10 дек. 2007, N 1702 // ИБ "КонсультантПлюс: Беларусь" [Электронный ресурс]. - Минск, 2011.
    3. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 N 243-З // ИБ "КонсультантПлюс: Беларусь" [Электронный ресурс]. - Минск, 2011.

    ВОПРОСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
    ВСЕ О МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТАХ ВМЕСТЕ С КОДЕКСОМ ОБ ОБРАЗОВАНИИ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ НА РАБОТУ ВЫПУСКНИКОВ (часть 1), ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ (часть 2), МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ НАПРАВЛЕН НА РАБОТУ В БЮДЖЕТНУЮ СФЕРУ (часть 3) - В.П.СНЕТКО, 2011.

    Может кому-то поможет мой опыт увольнения молодого специалиста (и не только молодого) по ст. 41 ТК

    Исковое заявление в суд

    Решение суда

    P.S. Для увольнения по ст 41 ТК достаточно просрочки выплаты зарплаты/отпускных на 1 день (мой случай). Не забывайте о сроке исковой давности - 3 месяца!:znaika:

    НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ НА РАБОТУ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОКОНЧИВШИХ ОБУЧЕНИЕ (18.01.2013) - САМАЯ ТОЛКОВАЯ СТАТЬЯ!
    О ВЫПЛАТАХ МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ ПОСЛЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

    Самые важные тезисы. Распределение. Молодые специалисты (Начните читать отсюда)
    Здесь размещены основные тезисы, без детального объяснения. Начните читать с этой части. Если чего-то не знаете или не понимаете, вооружившись тезисом, прочитайте и найдите в разделе «Статьи. Комментарии специалистов» ответ на свой вопрос. Потом можно прочитать сухой текст законов и нормативных актов по Вашему вопросу. И если что-то непонятно, можно предметно, детально, но лаконично спросить на форуме.

    1. Выпускник подлежит распределению ,если более половины срока обучения учился на дневном бюджетном отделении.
    2. Распределяют не только на государственные предприятия, но и на частные! Государственные предприятия имеют приоритет, при прочих равных условиях.
    3 .Выпускника должны распределить на предприятие, где была преддипломная практика (по его желанию и при наличии именной заявки), при отсутствии неудовлетворенных заявок из базовых организаций и организаций-заказчиков кадров.
    3.а. Выпускника должны (пере-)распределять по месту жительства или работы жены(мужа) или по его желанию в другой нас. пункт.
    4. На заседании комиссии по распределению в ведомости распределения должны быть заполнены все графы. По этой ведомости заполняется формы свидетельства о направлении на работу.
    5. Форма «Свидетельство о направлении на работу» должна быть заполнена полностью, включая специальность, квалификацию, должность, категорию(класс, разряд), размер оклада.
    6. Окончательное распределение до преддипломной практики – незаконное его нужно оспорить.
    7. Выпускников ССУЗов могут направить (не распределить!) и принять на работу по рабочей профессии! Согласие выпускника требуется, причем письменное!
    8. Выпускник-заочник, который более половины срока учился на дневном бюджетном отделении, освобождается от возмещения средств, если уже работает по специальности.
    9. Выпускник имеет право на отдых (не путать с отпуском!) до начала работы по распределению – 31 день. Для педагогов – 45 дней.
    10. Выпускник имеет право не использовать отдых перед работой по распределению.
    11. Наниматель обязан принять выпускника на работу в любой момент по желанию выпускника, в течение срока прибытия выпускника по направлению.
    11.а. С выпускником, как правило, заключается срочный трудовой договор (контракт) на весь срок обязательной работы.
    11.б. Наниматель не вправе отказать выпускнику в заключении именно срочного трудового договора (контракта).
    11.в. При согласии выпускника, с ним может быть заключен трудовой договор на неопределенный срок.
    12. Срок службы (срочной по призыву) в армии входит в срок отработки по желанию выпускника..
    13. В течение Первого месяца работы молодому специалисту выплачивают материальную помощь от предприятия (обычно месячная стипендия или ставка 1 разряда).
    14. Молодой специалист может работать на неполную ставку, вплоть до 0,1 ставки. Ссылка.
    15. Молодой специалист может работать по совместительству, но суммарно не более 1,5 ставки.
    16. Возмещение средств осуществляется за весь период обучения на бюджете (ВУЗ + магистратура).
    17. Сумма для возмещения средств пропорциональна неотработанному сроку.
    18. Возмещение средств осуществляется исключительно самим выпускником, а не его родителями или предприятием. Исключение – целевое обучение.
    19. Сумма для возмещения средств зависит от Корректирующего коэффициента базовой величины и всех расходов ВУЗа/ССУЗа на подготовку специалиста, стипендии, прочего.
    20. «Подтверждать диплом» не нужно.
    21. Молодой специалист может досрочно уволиться с предприятия по ряду законных причин. (см. «Статьи. Комментарии специалистов» ).
    22. Молодого специалиста могут уволить по «виновной» статье с последующим возмещением средств выпускником..
    23. Молодому специалисту испытательный срок не устанавливается.
    24. Молодого специалиста не могут уволить за профнепригодность.
    25. Молодого специалиста не могут перевести на другую постоянную работу/должность, которая не соответствует полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.
    26. Молодого специалиста могут временно, без его согласия, перевести на другую работу/должность в связи с производственной необходимостью, но в соответствии со специальностью и квалификацией сроком не более 1 месяца. Понятие производственной необходимости см. ст.33 ТК РБ.
    27. После армии остаток срока работы по распределению можно не отрабатывать по желанию выпускника. Ссылка.
    28. Срок выдачи Свидетельства о направлении на работу либо Справки о самостоятельном трудоустройстве при (пере)распределении - 15 дней с момента написания заявления, максимум 1 месяц (при запросах в др. организации). Основание: Закон "Об обращениях граждан и юридических лиц".
    29. Требование ВУЗа/ССУЗа самому выпускнику искать себе работу - незаконное.
    30. Молодого специалиста обязаны уволить по требованию работника (41 ст. ТК) в срок, указанный в заявлении об увольнении, при наличии на руках свидетельства о направлении на работу, выданного ВУЗом/ССУЗом при перераспределении. Допускается и увольнение по соглашению сторон в такой ситуации(п.33 Ппстановления).
    31. Молодой специалист имеет право уволиться по 40 статье ТК в связи с нарушением законодательства о труде нанимателем, если с ним заключен бессрочный трудовой договор. В этом случае действует принцип аналогии закона. Ответ Минобр по поводу 40 статьи ТК.

    Сроки распределения, преддипломной практики, других процедур(заявки, гарантийные письма и т.д.).
    Порядок распределения/перераспределения (приоритет заявок)

    Законная возможность повлиять на распределение и/или получить справку о самостоятельном трудоустройстве - «Cвободный диплом»

    Положением N 821 установлены конкретные случаи, когда письменный запрос заказчика кадров и иной организации о распределении к ним конкретных выпускников в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией удовлетворяется, а именно:
    - эти выпускники включены в банк данных одаренной молодежи и банк данных талантливой молодежи;
    - запросы поступили из организаций, в которых эти выпускники проходили производственную и преддипломную практики или преддипломную практику;
    - отсутствуют места работы согласно поданным в учреждение образования организациями - заказчиками кадров заявкам на подготовку, заключенным с организациями - заказчиками кадров договорам о взаимодействии, письменным запросам иных организаций.
    Окончательное распределение до завершения преддипломной практики – незаконное, если оно лишает Вас законного права пойти работать по именной заявке с предприятия, где Вы проходили преддипломную практику.

    Пунктом 6 статьи 83 Кодекса об образовании установлено, что место работы для выпускников в ходе распределения определяется учреждением образования или государственным органом самостоятельно с учетом имеющихся заявок и заключенных договоров о взаимодействии, а для выпускников, которые относятся к категории мужа (жены), жена (муж) которого работает и постоянно проживает на территории Республики Беларусь, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства и (или) работы жены (мужа), т.е. не самостоятельно УО.
    Так, исходя из п.6 статьи 83 Кодекса об образовании, УО имеет право предложить выпускнику место работы не по месту жительства и(или) работы супруга, а выпускник имеет право, но не обязанность, согласиться на такое распределение, оценив все преимущества работы и риски для своей семьи. Отказаться от распределения по месту жительства/работы мужа(жены) выпускник не имеет права.

    Перераспределение после регистрации брака проходит на тех же основаниях, что и распределение. См. образцы документов.

    Молодой специалист освобождается от возмещения средств в бюджет за свое обучение, если он относится к категории:

    - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет, потерявших последнего из родителей в период получения соответствующего образования;

    - детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов I или II группы, при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с их согласия иного имеющегося в наличии места работы;

    - лиц, имеющих одного из родителей, или мужа (жену) инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы по месту жительства этих родителя, мужа (жены), ребенка-инвалида;

    - лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья;

    - беременных женщин, матерей (отцов), имеющих ребенка в возрасте до трех лет на дату принятия решения о перераспределении, последующем направлении на работу, при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы по месту их жительства;

    - мужа (жены), жена (муж) которого работает и постоянно проживает на территории Республики Беларусь, при невозможности предоставления им путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы по месту жительства и (или) работы жены (мужа);

    - граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь, инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

    - ДЕТЕЙ (при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы по месту жительства родителей, мужа (жены) этих детей или с их согласия иного имеющегося в наличии места работы):
    - детей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия;
    - детей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
    - детей работников, обслуживавших действующие воинские контингенты в Афганистане или в других государствах и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.
    - детей граждан, в том числе уволенных в запас (отставку), из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.
    - детей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;
    - детей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

    Выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета или выпускники, направленные (перенаправленные) на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку, если… (см. п.4, п.5 ст. 88 Кодекса об образовании).

    Закон не запрещает нанимателям переводить молодого специалиста на неполную ставку, главное, чтобы это было с согласия работника. Например, 0,5 ставки - работа по распределению, и 0,5 ставки - работа по совместительству, любая по вашему желанию, даже не по специальности... Главное суммарно не более 1,5 ставки у всех нанимателей. Особенности см. п.6 (следующий в этом разделе).

    "На наш взгляд, в данном случае может сложиться два варианта развития событий:
    1) выпускник может трудоустроиться к нанимателю по месту своего распределения на условиях срочного трудового договора и при этом сохранить трудовые отношения с прежним нанимателем на условиях совместительства;
    2) выпускник может сохранить трудовые отношения на тех же условиях с прежним нанимателем и заключить трудовой договор на условиях совместительства с нанимателем, к которому он направлен по распределению."...
    Полный текст статьи ЗДЕСЬ.

    Если никакой момент не упустил, то кошерное соотношение ставок такое:

    СТраспр + СТсов <= 1.5
    CТраспр >= CТсов
    , где

    СТраспр - ставка на работе по распределению
    CТсов - сумма ставок на всех работах по совместительству.

    В интернете есть масса сервисов с объявлениями на эту тему. Цена вопроса значительно ниже, чем выплачивать за обучение. Перед применением данной меры проконсультируйтесь с юристом.

    Образцы документов, заявлений, жалоб

    Ведомость распределения, образец

    Свидетельство о направлении на работу, образец

    Справка о самостоятельном трудоустройстве, образец

    Образцы заявлений. Распределение-перераспределение по месту жительства супруга (в ВУЗ и Нанимателю)
    Образец заявления на распределение
    Порядок перевода молодого специалиста от одного нанимателя к другому (Образцы заявлений, приказов)

    Примерный текст ЖАЛОБЫ РЕКТОРУ на действия комиссии по распределению (распределение по месту жительства или работы мужа(жены))
    Примерный текст ЖАЛОБЫ В ПРОКУРАТУРУ на затягивание распределения, противоправные действия должностных лиц вуза.

    Принимаются замечания, исправления, дополнения. Пишите в личку, если есть что добавить или исправить...

    куратор ветки Werth

  • _Pashokkk_ Neophyte Poster
    офлайн
    _Pashokkk_ Neophyte Poster

    11

    11 лет на сайте
    пользователь #702122

    Профиль
    Написать сообщение

    11
    # 29 октября 2013 19:03

    Werth, Хорошо, погадаю я. Предположим я не годен на каменщика, меня ждет свободный диплом или перераспределение? (исходя из моей специальности, еще раз напомню - техник строитель, он же мастер)

  • km614 Senior Member
    офлайн
    km614 Senior Member

    683

    12 лет на сайте
    пользователь #436223

    Профиль
    Написать сообщение

    683
    # 29 октября 2013 19:14

    _Pashokkk_, в Вашем случае:
    1. Не проходите на данную должность медкомиссию.
    2. Вас не могут принять из-за этого на работу. Тут вариантов два:
    А) Вам предлагают другую должность
    Б) Вам дают открепление и будет перераспределение

  • _Pashokkk_ Neophyte Poster
    офлайн
    _Pashokkk_ Neophyte Poster

    11

    11 лет на сайте
    пользователь #702122

    Профиль
    Написать сообщение

    11
    # 29 октября 2013 19:20

    km614, Ясно, т.е. отбатрачить 1,5 года (полгода я уже отработал) нужно полюбому... Хорошо, спасибо, буду думать.

  • Rimsky90 Junior Member
    офлайн
    Rimsky90 Junior Member

    55

    13 лет на сайте
    пользователь #328095

    Профиль
    Написать сообщение

    55
    # 29 октября 2013 21:54 Редактировалось Rimsky90, 1 раз.
    Werth:

    Longview,

    Вопрос: Через 2 месяца после начала работы по распределению молодой специалист был призван на 6 месяцев на срочную службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, в связи с чем был уволен, получил расчет и трудовую книжку. Обязан ли данный работник по увольнении из рядов Вооруженных Сил Республики Беларусь отработать по распределению оставшееся время в данной организации и в каком порядке его принимать обратно?

    Ответ: Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс) приводит следующие определения термина "молодой специалист":
    - выпускники, работающие по распределению, являются в течение срока обязательной работы по распределению молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) (п. 5 ст. 83 Кодекса);
    - выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), являются в течение срока обязательной работы молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) (п. 4 ст. 84 Кодекса);
    - выпускники, работающие по перераспределению, являются в течение срока обязательной работы по перераспределению молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) (п. 4 ст. 85 Кодекса).
    Таким образом, под молодыми специалистами, молодыми рабочими (служащими) понимают выпускников, которые работают по распределению (перераспределению), направлению на работу (перенаправлению на работу) в течение срока обязательной работы.
    Срок обязательной работы для лиц, определяемых на работу по распределению, согласно ст. 83 Кодекса, в частности, для лиц, получивших высшее образование I ступени, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования I ступени в учреждения образования для получения высшего образования II ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование, составляет два года.
    В срок обязательной работы по распределению, а также по направлению на работу для лиц, получивших соответствующее образование на условиях целевой подготовки, послевузовское образование за счет средств республиканского бюджета, засчитывается период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, иные периоды, определяемые Правительством Республики Беларусь (соответственно ч. 4 п. 3 ст. 83 и ч. 5 п. 2 ст. 84 Кодекса).
    В рассматриваемой ситуации молодой специалист, полагаем, был призван на срочную военную службу по призыву как военнослужащий, прошедший обучение на военных кафедрах или факультетах по программам подготовки младших командиров, сдавший установленные программами подготовки экзамены (абз. 4 ч. 1 ст. 45 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 N 1914-XII "О воинской обязанности и воинской службе";).
    То есть военная служба по призыву сама по себе не лишает выпускника статуса молодого специалиста.
    Кроме того, период военной службы по призыву включается в период обязательный работы по желанию выпускника (т.е. он включается не автоматически и необходимо соответствующее волеизъявление выпускника).
    Следовательно, если после окончания срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь выпускник не получил справку о самостоятельном трудоустройстве, то исходя из буквального толкования п. 5 ст. 83 Кодекса он продолжает быть молодым специалистом.
    Однако выпускник после окончания службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь освобожден от возмещения затрат на обучение и имеет право на справку о самостоятельном трудоустройстве.
    Так, согласно подп. 2.5 п. 2 ст. 87 Кодекса государственное учреждение образования, государственная организация, реализующие образовательные программы послевузовского образования, государственный орган не предоставляют выпускнику место работы при распределении, перераспределении, направлении на работу и последующем направлении на работу и выпускнику предоставляется право на самостоятельное трудоустройство, которое подтверждается справкой о самостоятельном трудоустройстве, если выпускник, не отработавший срок обязательной работы по распределению, перераспределению, при направлении на работу, при последующем направлении на работу, освобожден от возмещения средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего, в республиканский и (или) местные бюджеты.
    В соответствии с п. 4 ст. 88 Кодекса выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, призванные на военную службу по призыву в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и уволенные с нее, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку (за исключением ситуации, если выпускник получил высшее образование на условиях целевой подготовки).
    Таким образом, в рассматриваемой ситуации выпускник может воспользоваться статусом молодого специалиста и продолжить работу по распределению (в рамках оставшегося срока обязательной работы) или воспользоваться своим правом на самостоятельное трудоустройство (с соответствующим предварительным обращением за справкой о самостоятельном трудоустройстве) на основании ст. 87 Кодекса.
    Иными словами, выпускник до получения справки о самостоятельном трудоустройстве продолжает оставаться молодым специалистом с обязанностью продолжить работу по распределению (направлению) в течение оставшегося срока обязательной работы, но в рассматриваемой ситуации (после прохождения военной службы по призыву) без обязанности возмещения средств, затраченных на его обучение, в случае отказа от продолжения такой работы.

    В.Э.САМОСЕЙКО,
    юрист
    18.01.2013

    Добавлено спустя 50 минут 46 секунд

    Обновление в шапке. Очень хорошая комплексная статья по распределению, советую всем к прочтению.

    В ответе уважаемого юриста, право молодого специалиста не выплачивать государству средства, затраченные на его обучение, объясняются пунктом 4 статьи 88 КоО. Вот этот пункт:

    4. Выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, призванные на военную службу по призыву в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и уволенные с нее, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку.

    В данном пункте, как вы можете заметить, речь идёт о научных работниках высшей квалификации, к которым относятся люди, получившие послевузовское образование (магистранты, аспиранты). Люди без послевузовской подготовки являются просто специалистами, и порядок невозмещения средств за обучение этими людьми определяется подпунктами пункта 5 всё той же статьи 88, и среди этих подпунктов нет ни одного, связанного с военной службой. Так что не сбивайте с толку людей и отредактируйте тезисы в шапке (в частности тезис N27 актуален только для людей, закончивших как минимум магистратуру)

  • Werth Senior Member
    офлайн
    Werth Senior Member

    3435

    17 лет на сайте
    пользователь #70095

    Профиль
    Написать сообщение

    3435
    # 29 октября 2013 22:32 Редактировалось Werth, 2 раз(а).

    Rimsky90, замечание дельное, я его делал еще раньше, т.к. до Кодекса, такой халявы не было для служивых, я насторожился, почему так стали воспринимать эту норму. Обсуждали мы это, но ни к чему не пришли... и приняли позицию, которую все практикуют. Даже в "консультанте" есть масса материалов на эту тему вот, например, госпожа М.В.ВЫШНИКОВА, младший научный сотрудник НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь отвечает на вопрос:

    Вопрос: Молодой специалист после начала работы в бюджетной организации по распределению был призван на срочную службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, в связи с чем был уволен. Обязан ли данный работник по окончании службы отработать по распределению оставшееся время в данной организации?

    Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании) выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, обязаны отработать сроки обязательной работы по распределению, определенные в данном пункте.
    В то же время пункт 33 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 N 821 (далее - Положение о порядке распределения), позволяет прекратить трудовой договор с молодым специалистом в связи с призывом работника на военную службу (по пункту 1 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)).
    Кроме того, согласно пункту 4 статьи 88 Кодекса об образовании выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, призванные на военную службу по призыву в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и уволенные с нее, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку.
    Подпунктом 2.5 пункта 2 статьи 87 Кодекса об образовании предусмотрено, что выпускнику, не отработавшему срок обязательной работы по распределению, если он освобожден от возмещения средств, затраченных государством на его подготовку, в республиканский и (или) местные бюджеты, предоставляется право на самостоятельное трудоустройство (подтверждаемое соответствующей справкой, выдаваемой данному выпускнику).
    Таким образом, в указанном в вопросе случае по окончании военной службы молодой специалист не обязан отработать оставшийся срок обязательной работы по распределению, а может реализовать свое право на самостоятельное трудоустройство.
    Тем не менее при наличии желания работника законодатель предоставляет ему возможность отработать срок обязательной работы по распределению. Так, подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 85 Кодекса об образовании установлено, что при невозможности предоставления места работы в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией по окончании военной службы по призыву в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь при желании выпускника работать по распределению учреждения образования в течение сроков обязательной работы по распределению, установленных пунктом 3 статьи 83 Кодекса об образовании, осуществляют последующее распределение (перераспределение) выпускников. При этом пунктом 3 статьи 83 Кодекса об образовании определено, что в срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника засчитывается период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.
    С учетом того что при призыве на воинскую службу трудовые отношения с работником были прекращены, то при его желании отработать срок обязательной работы по распределению нанимателем (независимо от того, является ли он прежним или новым) должен быть оформлен прием работника на работу в соответствии с требованиями законодательства. Оформление приема данного работника на работу не отличается от оформления приема на работу иных молодых специалистов. В частности, в соответствии со статьей 18 ТК с работником, принимаемым на работу, должен быть заключен письменный трудовой договор (например, контракт). Согласно части 4 статьи 25 ТК после заключения письменного трудового договора прием работника на работу должен быть оформлен письменным приказом нанимателя.

    М.В.ВЫШНИКОВА,
    младший научный сотрудник НИИ труда
    Министерства труда и социальной защиты
    Республики Беларусь
    08.01.2013

    Выходит, что она понимает норму как:

    Выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, (а также) направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, призванные на военную службу по призыву в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и уволенные с нее, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку.

    как-то они по-своему читают или мы плохо в школе учились :-)

    P.S.

    Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
    Республики Беларусь 20 ноября 2012 г. N 6/1248
    ------------------------------------------------------------------

    РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    14 ноября 2012 г. N Р-778/2012

    О ВОЗМЕЩЕНИИ СРЕДСТВ, ЗАТРАЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВОМ НА ПОДГОТОВКУ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И ИНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИ ИХ ДОБРОВОЛЬНОМ ПОСТУПЛЕНИИ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

    Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
    на основании части восьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей
    в порядке реализации права на внесение Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложений о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений
    с участием представителей Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь
    рассмотрел в открытом судебном заседании обращение гражданина Крыжберского Р.В. (далее - заявитель) о правомерности, с учетом поступления на военную службу по контракту, требования к нему учреждения высшего образования о возмещении средств, затраченных государством на его обучение в этом учреждении.
    В своем обращении заявитель указал, что в 2010 году он окончил учреждение образования "Витебский государственный университет имени П.М.Машерова", в котором получил образование в дневной форме получения образования на бюджетной основе, и согласно плану распределения был направлен в соответствующий районный отдел образования. Однако заявитель на основании добровольно заключенного контракта поступил на военную службу, в связи с чем к работе по распределению не приступил, а учреждение образования, учитывая данное обстоятельство, в соответствии с законодательством обратилось в суд с иском о взыскании с указанного гражданина средств, затраченных государством на его подготовку как преподавателя.
    Проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция), Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс), Закона Республики Беларусь "О воинской обязанности и воинской службе" (далее - Закон о воинской обязанности) и иных актов законодательства, исследовав изложенные в письменном виде обращение заявителя, мнения государственных органов, Конституционный Суд Республики Беларусь установил следующее.
    1. Заявитель считает, что нормы Кодекса и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. N 821 "О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих", предусматривающие возможность взыскания средств, затраченных государством на его подготовку, и нормы Закона о воинской обязанности, закрепляющие приоритет воинской службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью, не согласуются между собой. По мнению заявителя, служба Родине не может быть менее важной, чем работа учителя.
    Конституционный Суд признает, что поставленные в обращении вопросы требуют выявления конституционно-правовых аспектов правового регулирования отношений, связанных с исполнением конституционной обязанности по защите Республики Беларусь, в том числе обеспечением прав и законных интересов граждан, исполняющих эту обязанность.
    2. Анализ полученных официальных ответов некоторых государственных органов свидетельствует о неоднозначном выводе о том, должны ли выпускники, место работы которым предоставлено путем распределения и не отработавшие установленный срок обязательной работы в связи с поступлением на военную службу по контракту, иметь право на освобождение от обязанности возместить в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на их подготовку.
    Так, Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь и Министерство обороны Республики Беларусь считают, что с учетом статьи 57 Конституции, согласно которой защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь, и статьи 5 Закона о воинской обязанности, установившей приоритет воинской службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью, выпускники учреждений образования, поступившие до истечения установленного срока работы по распределению на военную службу по контракту, должны освобождаться от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку. В связи с этим указанные государственные органы полагают, что статья 88 Кодекса требует соответствующей корректировки.
    Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь на основе анализа законодательных актов о воинской службе, об образовании, а также норм Трудового кодекса Республики Беларусь, касающихся предоставления гарантий и компенсаций гражданам, проходящим военную службу, указывает, что было бы оправданным срок военной службы по контракту засчитывать в срок обязательной работы по распределению.
    В то же время Генеральная прокуратура Республики Беларусь обращает внимание на то, что с учетом добровольного характера военной службы по контракту согласно пункту 4 статьи 88 Кодекса от возмещения средств, затраченных государством на подготовку выпускников, освобождаются только лица, поступившие на военную службу по призыву в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования и уволенные с нее. Гражданин, поступивший на военную службу по контракту, в отличие от призванного на военную службу, получает заработную плату, размер которой позволяет возместить расходы на его обучение. Исходя из этого, Генеральная прокуратура считает, что сфера деятельности гражданина не должна иметь значения для освобождения его от возмещения государству каких-либо затрат; принципиальным является наличие обязанности по возмещению средств в случае отказа от работы по распределению.
    Министерство образования Республики Беларусь также отмечает, что именно различие в основаниях поступления на военную службу предопределяет существующий подход к возмещению выпускниками средств, затраченных на их подготовку. Военная служба по призыву является обязательной военной службой граждан мужского пола, признанных в установленном порядке годными к ее прохождению. С учетом обязательности такой военной службы для граждан, проходящих военную службу по призыву, в Кодексе предусмотрены дополнительные права (пункт 4 статьи 88), а в Законе о воинской обязанности установлены категории граждан, которые в обязательном порядке подлежат призыву на военную службу, и граждан, которые освобождаются или которым предоставляется отсрочка от призыва (статьи 30 - 32). В соответствии с Кодексом дополнительными правами для граждан, проходящих военную службу по призыву, являются возможность (по желанию выпускника) в порядке, определенном статьями 83 - 86 Кодекса, зачета периода военной службы по призыву в Вооруженных Силах и других воинских формированиях в срок обязательной работы по распределению, а также освобождение от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных на их подготовку.
    Министерство юстиции Республики Беларусь придерживается аналогичной позиции по поводу установления различных последствий неисполнения выпускником обязанности отработать предусмотренный срок в месте, определенном согласно распределению. По мнению этого Министерства, правовой анализ норм статьи 88 Кодекса свидетельствует о том, что перечень категорий лиц, имеющих право на освобождение от возмещения средств, затраченных на их подготовку, и перечень случаев, при наступлении которых названные средства не взимаются, как правило, определены законодателем без учета такого критерия, как воля лица (выпускника). Например, в число лиц, освобождаемых от возмещения указанных средств, включены лица, имеющие медицинские противопоказания к работе по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации, при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья. Поступление на военную службу по контракту представляет собой акт добровольного волеизъявления лица.
    Кроме того, Министерство юстиции рассматривает правоотношения, связанные с добровольным прохождением воинской службы и обязательной работой по распределению, как имеющие различную отраслевую принадлежность, поскольку возмещение средств, затраченных государством на подготовку выпускника, по своей сути является экономической ответственностью за неисполнение договора.
    3. В Конституции, исходя из провозглашенной ответственности за настоящее и будущее Беларуси (преамбула), установлено, что защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь; порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом (статья 57).
    Категория долга имеет как юридическое, так и этическое значение, привносит в сферу конституционного регулирования нравственные начала, указывает на ценностные ориентиры, подлежащие особой заботе человека и гражданина и их правовой защите. Конституционный Суд отмечает, что исполнение долга не исключает возможность выбора способов и форм участия граждан в защите государства. В Законе о воинской обязанности, конкретизируя конституционное положение, законодатель предусмотрел наряду с обязательной военной службой по призыву и добровольную военную службу по контракту.
    При этом конституционная обязанность и священный долг по защите Республики Беларусь с учетом статьи 2 Конституции подлежат обязательному исполнению, так как в указанной статье предусмотрена взаимная ответственность государства и гражданина: государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
    Правовые и организационные основы исполнения гражданами Республики Беларусь конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь путем прохождения воинской службы определяются в Законе о воинской обязанности. В соответствии со статьей 1 данного Закона воинская служба - особый вид государственной службы, включающий прежде всего прохождение военной службы; военная служба - основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований; военная служба подразделяется на военную службу по призыву и военную службу по контракту.
    В отличие от военной службы по призыву, являющейся обязательной военной службой граждан мужского пола, признанных в установленном порядке годными к ее прохождению, военная служба по контракту является военной службой граждан, которую они в целях исполнения конституционного долга по защите Республики Беларусь добровольно обязуются проходить в соответствии с законодательством Республики Беларусь на условиях заключенного контракта (статья 1 Закона о воинской обязанности).
    Согласно абзацу второму статьи 1 Закона Республики Беларусь "О Вооруженных Силах Республики Беларусь" Вооруженные Силы - структурный элемент военной организации государства, предназначенный для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности. В указанном Законе установлено, что Вооруженные Силы комплектуются на основе сочетания воинской обязанности с добровольным поступлением на военную службу по контракту (часть первая статьи 7); финансирование Вооруженных Сил осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь (статья 15).
    Таким образом, исходя из конституционных положений об обязанности и священном долге гражданина Республики Беларусь защищать Республику Беларусь, на законодательном уровне определены формы исполнения этой конституционной обязанности - военная служба по призыву и военная служба по контракту.
    4. В статье 49 Конституции установлено, что каждый имеет право на образование; среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого; каждый может на конкурсной основе бесплатно получать соответствующее образование в государственных учебных заведениях.
    Единым комплексным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере образования, является Кодекс.
    Государство, предоставляя гражданину право получать в том числе высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского бюджета, возлагает на него обязанность отработать после окончания соответствующего учреждения образования срок, определенный в статье 83 Кодекса.
    Согласно Кодексу распределение - это процедура определения места работы выпускника, осуществляемая государственным учреждением образования или в случаях, установленных Правительством Республики Беларусь, государственным органом в целях социальной защиты выпускников, удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих (пункт 1 статьи 83).
    Срок обязательной работы по распределению для лиц, получивших высшее образование I ступени, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования I ступени в учреждения образования для получения высшего образования II ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование, составляет два года (пункт 3 статьи 83 Кодекса).
    Конституционный Суд, оценивая положения статей 83 - 86 Кодекса, регламентирующие вопросы распределения, направления на работу, перераспределения, последующего направления на работу, в том числе сроки обязательной работы по распределению, на их соответствие Конституции, в решении от 30 декабря 2010 г. "О соответствии Конституции Республики Беларусь Кодекса Республики Беларусь об образовании" подтвердил правовую позицию, ранее выраженную в решении от 6 декабря 2000 г. Суть этой позиции заключается в том, что государство, взяв на себя расходы по подготовке необходимых специалистов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, может устанавливать некоторые требования к лицам, получившим образование на таких условиях, касающиеся места и срока их работы в качестве молодых специалистов, с одновременным предоставлением им ряда социальных льгот и гарантий.
    Неисполнение молодыми специалистами установленных государством требований влечет наступление определенных последствий. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 88 Кодекса выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения и не отработавшие срок обязательной работы, обязаны возместить в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на их подготовку.
    Положением о порядке возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. N 821, принятым на основании пункта 7 статьи 88 Кодекса, определяется порядок расчета и возмещения таких средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
    В пунктах 2 и 3 указанной статьи Кодекса закреплены перечень категорий лиц, имеющих право на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, и перечень случаев, при наступлении которых названные средства не возмещаются.
    При этом в пункте 4 статьи 88 Кодекса предусмотрено, что выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, призванные на военную службу по призыву в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и уволенные с нее, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку.
    В то же время в Кодексе отсутствуют нормы об освобождении лиц, поступивших на военную службу по контракту, от возмещения указанных средств.
    5. Конституционный Суд считает необходимым при анализе Кодекса и Закона о воинской обязанности исходить из того, что Республика Беларусь согласно Конституции обладает верховенством и полнотой власти на своей территории; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй (части вторая и третья статьи 1).
    С учетом положений статей 1, 2 и 57 Конституции защита государственного суверенитета, территориальной целостности Республики Беларусь, ее конституционного строя составляет сущность воинской обязанности.
    Данная защита не сводится к обязанности несения военной службы или участию в отражении военной агрессии, а является также моральным обязательством, основанным на любви и уважении к Родине, своему народу и определяющим поведение гражданина не только в случае вооруженных посягательств на суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь, ее конституционный строй, но и в мирное время. Военная служба обязывает военнослужащих выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья. Этим предопределяется правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к данной категории лиц.
    Исходя из конституционно значимых задач, выполняемых военнослужащими, в статье 5 Закона о воинской обязанности законодатель предусмотрел приоритет воинской службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью. Данный приоритет выражается в прекращении гражданами работы, учебы и иной деятельности при призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на службу в резерве, на сборы, а также в повышенном уровне социальной защищенности граждан, проходящих военную службу, службу в резерве.
    Таким образом, конституционные положения закрепляют единство обязанности и священного долга гражданина Республики Беларусь по защите своей страны, что придает особую значимость воинской службе по сравнению с иными видами государственной службы и трудовой деятельностью, обусловливает необходимость установления гарантий ее исполнения как по призыву, так и при добровольном поступлении на военную службу.
    Рассмотрев положения статьи 57 Конституции в системной связи со статьей 22 Конституции, согласно которой все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов, Конституционный Суд находит, что возложение на граждан Республики Беларусь обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь означает необходимость применения одинаковых подходов ко всем гражданам, поступающим на военную службу.
    Конституционный Суд считает, что закрепленное в Кодексе правовое регулирование отношений, касающихся обязанности возмещения выпускниками, которым место работы предоставлено путем распределения и не отработавшими установленный срок обязательной работы, средств, затраченных государством на их подготовку, в части освобождения от такого возмещения только тех выпускников, которые призваны на военную службу по призыву в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования и уволены с нее, свидетельствует о конституционно-правовом пробеле в законодательном регулировании. Различие оснований поступления на военную службу (по обязательному призыву или добровольно на условиях заключенного контракта) не должно влечь разные последствия неисполнения обязанности выпускников отработать установленный срок, поскольку в любом из этих случаев выпускники приступают к единой по своей правовой природе военной службе - исполнению конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь. При этом следует обеспечить соблюдение принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) и основанных на нем принципов законности и правовой определенности, направленных на предотвращение нарушений прав и законных интересов граждан.
    Конституционный Суд с учетом выявленного смысла статьи 57 Конституции приходит к выводу о том, что на законодательном уровне необходимо закрепить право выпускников, которым место работы предоставлено путем распределения и не отработавших установленный срок обязательной работы в связи с добровольным поступлением на военную службу по контракту, на освобождение от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку.
    Исходя из положений статей 1, 7, 22, 57 Конституции, правовой пробел должен быть устранен путем внесения соответствующих изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании.
    На основании изложенного, руководствуясь частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, статьями 22 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд Республики Беларусь

    решил:

    1. В целях обеспечения конституционных принципов верховенства права, равенства и социальной справедливости при реализации гражданами Республики Беларусь конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь признать необходимым устранить конституционно-правовой пробел в законодательном регулировании, закрепив право выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту.
    2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь подготовить проект закона, предусматривающий соответствующие изменения в Кодекс Республики Беларусь об образовании, и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
    3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
    4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

    Председательствующий -
    Председатель Конституционного Суда
    Республики Беларусь П.П.Миклашевич

    ------------------------------------------------------------------

  • Rimsky90 Junior Member
    офлайн
    Rimsky90 Junior Member

    55

    13 лет на сайте
    пользователь #328095

    Профиль
    Написать сообщение

    55
    # 30 октября 2013 00:36

    Выходит, что она понимает норму как:

    Выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, (а также) направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, призванные на военную службу по призыву в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и уволенные с нее, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку.

    как-то они по-своему читают или мы плохо в школе учились :-)

    Вот именно, так трактует статью кодекса М.В.Вышникова, и, я думаю, скорее это она училась плохо в школе, а не мы. Хоть такая трактовка мне и нравится, но это не делает её правильной. В случае конкретного разбирательства заглянут прямо в кодекс, а не в его трактовку кем-либо.

    Прочитал решение КС, и тут тоже уважаемый судья старается сбить нас с толку, используя слово "выпускники" вместо "научные работники высшей квалификации". Нельзя сказать, что он ошибается, т. к., очевидно, что в данном случае, научные работники высшей квалификации также являются выпускниками. Постановление же по данному решению никак к делу не относится, т. к. освобождает от выплаты только людей, пожелавших служить по контракту вместо отработки по распределению.

  • StarsCrim Junior Member
    офлайн
    StarsCrim Junior Member

    81

    10 лет на сайте
    пользователь #932315

    Профиль
    Написать сообщение

    81
    # 30 октября 2013 01:06 Редактировалось StarsCrim, 2 раз(а).

    del

  • Werth Senior Member
    офлайн
    Werth Senior Member

    3435

    17 лет на сайте
    пользователь #70095

    Профиль
    Написать сообщение

    3435
    # 30 октября 2013 08:47 Редактировалось Werth, 3 раз(а).

    Rimsky90, больше - интереснее:

    "Научным работником высшей квалификации признается научный работник, имеющий ученую степень."

    Закон Республики Беларусь от 21.10.1996 N 708-XIII
    (ред. от 10.07.2012)
    "О научной деятельности"

    и теперь магистр - это не ученая степень, а всего-лишь 2-я ступень высшего образования.
    А ученые степени начинаются с кандидата наук, что еще более бессмысленной делает норму, которую мы обсуждаем. Представляю, сколько кандидатов наук идут в армию служить...

  • StarsCrim Junior Member
    офлайн
    StarsCrim Junior Member

    81

    10 лет на сайте
    пользователь #932315

    Профиль
    Написать сообщение

    81
    # 30 октября 2013 10:38 Редактировалось StarsCrim, 1 раз.

    del

  • sancho123123 Member
    офлайн
    sancho123123 Member

    362

    13 лет на сайте
    пользователь #370313

    Профиль
    Написать сообщение

    362
    # 30 октября 2013 13:02 Редактировалось sancho123123, 2 раз(а).

    Доброго времени суток, Werth.
    В 2012 году закончил ССУЗ МТК-БКС Белкоопсоюза по специализации маркетинг, специальность - экономист по маркетингу(маркетолог) на бюджетной основе от Минского РАЙПО. Далее поступал и поступил в Гомельский белорусский торгово-экономический университет Белкоопсоюза на заочное сокращённое(тоже бюджет от Минского РАЙПО), но для этого была нужна трудовая, поэтому я немного раньше, чем заканчивается положенный отпуск, был оформлен контроллёром торгового зала в магазин в п. Ждановичи(сам с Минска), но приступил к работе через 2-3 недели после самого оформления. Это магазин Минского Райпо и у них все магазины за пределами Минска. Должен был работать контроллёром, но заведующая была на своей волне и посадила меня за кассу, хотя я ей неоднократно упоминал о том, что я должен работать контроллёром. Так терпел я 4 дня, а потом ей на стучали по её головушке из Белкоопсоюза(связи), она извинилась и дальше я уже работал контроллёром. Работа мне эта не нравилась(Ехать от дома до магазина чуть больше часа(метро+электричка) + график с 8 утра до 21 вечера два через два, да и 13 часов два дня подряд на ногах ни разу не присев - не в кайф), хоть и получил за 3 недели чуть больше 3.5 лямов без всяких премий. Заведующей магазина не нравилось то, как я работал. Точнее, ей не нравилось то, что я стоял и ничего не делал(а это моя работа) и получал за это приличные деньги(В этом магазине хороший товарооборот и ЗП сдельная, поэтому я был как нахлебник:)). Приехала зам. председателя райпо и забрала меня коммерческим агентом(хотя тут меня называют товароведом, а на старом месте называли охранником) в само Райпо. И заведующая, и я сам, были рады моему уходу из этого магазина. С последнего дня работы в магазине, до первого рабочего дня в Райпо я сидел около двух недель дома, т.к. они долго не могли найти вакансию и уладить прочие формальности. Уточню, что перед поступлением я подписывал контракт контроллёра торгового зала, а когда перевели комм. агентом, просили зайти в отдел кадров для подписания контракта комм. агента, но я так и не зашёл, то есть я его даже ещё в глаза не видел. Сегондя брал выписку на сессию и в трудовой написано, что переведён комм. агентом. Работаю тут уже около полтора месяца, за пол месяц получил зп - 700тыс.
    Во вторник пойду в военкомат(у меня годен ограничено) и, если меня заберут, то отработка сгорает и я не буду отрабатывать после 1.5 года службы. Верно? Если нет, поправьте меня, пожалуйста.
    Но, есть шанс, что я не успею в этот призыв. Пол года терпеть до следующего призыва на этой работе не буду, да и если этот призыв проскочу, то весной сделаю коррекцию зрения и тоже проскочу призыв, а там уже неизвестно что будет со мной, моей жизнью, армией и страной :3
    Вариант со службой в армии мне понятен, но хотелось бы уточнить, что можно выжать из этой ситуации при получении отсрочки? Можно ли как-то "соскочить" от уплаты за обучение?(в случае отсрочки я 100% ухожу отсюда, не важно с выплатой или без)
    И ещё вопрос, после колледжа мне нужно отрабатывать 2 года в Минском Райпо(что я сейчас и делаю), а после универа - 1 год(вроде), тоже в Минском Райпо. То есть в сумме я должен отработать 3 года. Когда я должен отработать за университет? Когда закончу его или в течении учёбы? И если сейчас отсулужу(отработка сгорит), мне придётся после армии отрабатывать за университет ещё годик или этот год в зачёт армии тоже пойдёт?

    Заранее огромное спасибо за ответы и извините за такое кол-во информации.

  • Blue_Elff Member
    офлайн
    Blue_Elff Member

    220

    11 лет на сайте
    пользователь #790850

    Профиль
    Написать сообщение

    220
    # 30 октября 2013 13:40
    sancho123123:

    график с 8 утра до 21 вечера два через два, да и 13 часов два дня подряд на ногах ни разу не присев - не в кайф)

    Обедали тоже - стоя на ногах?
    А кто запрещал обедать сидя? :conf:

    sancho123123:

    Заведующей магазина не нравилось то, как я работал. Точнее, ей не нравилось то, что я стоял и ничего не делал(а это моя работа) и получал за это приличные деньги

    У вас довольно оригинальное представление о том, что вы должны были делать за 3.5 миллиона (

    sancho123123:

    ничего не делать

    :beer: )
    Выкладывайте-ка сюда вашу должностную инструкцию - почитаем ее вместе. Ну и ваш контракт-договор заодно.

  • sancho123123 Member
    офлайн
    sancho123123 Member

    362

    13 лет на сайте
    пользователь #370313

    Профиль
    Написать сообщение

    362
    # 30 октября 2013 13:47

    Blue_Elff, магазинчик 2 кассы, с одной точки видно весь магазин. смотреть за ворами, это всё, что от меня требовала заведующая, после того, как её вразумили, что я не кассир (:

  • Blue_Elff Member
    офлайн
    Blue_Elff Member

    220

    11 лет на сайте
    пользователь #790850

    Профиль
    Написать сообщение

    220
    # 30 октября 2013 14:51 Редактировалось Blue_Elff, 1 раз.
    sancho123123:

    Blue_Elff, магазинчик 2 кассы, с одной точки видно весь магазин. смотреть за ворами, это всё, что от меня требовала заведующая, после того, как её вразумили, что я не кассир (:

    Примерно такое я и предполагал - получается, что заведующая требовала от вас выполнения задач, не входящих в перечень ваших обязанностей. В таком случае проблема решается внимательным прочтением должностной инструкции.
    Второй момент связан с

    sancho123123:

    13 часов два дня подряд на ногах ни разу не присев

    . Аналогично решается внимательным прочтением договора\контракта.

    Третий момент связан с переводом на должность коммерческого агента. Решение - прочтение\изучение нового договора\контракта перед подписанием.

    Так и не выложили вы тексты ваших инструкций\договоров\контрактов.
    Ну и неясно, чем же была недовольна заведующая, если вы выполняли это -

    sancho123123:

    смотреть за ворами, это всё, что от меня требовала заведующая

  • Werth Senior Member
    офлайн
    Werth Senior Member

    3435

    17 лет на сайте
    пользователь #70095

    Профиль
    Написать сообщение

    3435
    # 30 октября 2013 14:53

    sancho123123, обучение целевое?

  • sancho123123 Member
    офлайн
    sancho123123 Member

    362

    13 лет на сайте
    пользователь #370313

    Профиль
    Написать сообщение

    362
    # 30 октября 2013 15:32

    Blue_Elff, магазин прекрасно справлялся и без меня, там достаточно людей, чтобы контролировать покупателей. А т.к. ЗП там от % товарооборота, то им бы пришлось платить ~5 лямов, грубо говоря, ни за что. Убрали меня - больше получили себе. Но вопрос стоял не в деньгах. Это не важно.

    Werth, да, я выше писал.

  • B3NDER Member
    офлайн
    B3NDER Member

    176

    17 лет на сайте
    пользователь #79150

    Профиль
    Написать сообщение

    176
    # 30 октября 2013 16:30

    Werth, Rimsky90, так стоит рассчитывать на освобождение от распределения после срочной службы с 1-ой ступенью высшего образования? Я запутался

  • Werth Senior Member
    офлайн
    Werth Senior Member

    3435

    17 лет на сайте
    пользователь #70095

    Профиль
    Написать сообщение

    3435
    # 30 октября 2013 19:16

    B3NDER, мы считаем, что это противоправно, но выпускников освобождают от возмещения, проверено, так что пока кипиш не поднялся, просто пользуемся этим мифом в свою пользу.

  • 80860 Member
    офлайн
    80860 Member

    159

    17 лет на сайте
    пользователь #80860

    Профиль
    Написать сообщение

    159
    # 30 октября 2013 19:47 Редактировалось 80860, 5 раз(а).

    del

  • Werth Senior Member
    офлайн
    Werth Senior Member

    3435

    17 лет на сайте
    пользователь #70095

    Профиль
    Написать сообщение

    3435
    # 30 октября 2013 19:54
    Elvis Presli:

    теперь фиктивную жену ищу.

    :super:

  • 80860 Member
    офлайн
    80860 Member

    159

    17 лет на сайте
    пользователь #80860

    Профиль
    Написать сообщение

    159
    # 30 октября 2013 20:00 Редактировалось 80860, 4 раз(а).

    del