Немного про местный транспорт (с отступлениями, опять же)))
Как известно, в Лао и Камбо, движение европейское, потоптались соответственно французы, да и нашим немного досталось, а в Тае – праворульное, никто не потоптался. Кстати, вся эта байка про страну улыбок, на мой взгляд – чистый вымысел. Это как сказать, что Этихад – авиакомпания улыбок, а остальные что же. Думаете, туркмены суровые и мрачные, вовсе нет. Мы для них просто клиенты, а клиентам принято улыбаться. Улыбнулся – считай продал своего копчёного таракана, ещё раз и шире – всё можешь говорить цену в три раза больше. Клиент поплыл. Позже я ещё раз выскажу своё мнение про клиентов и участников, а поскольку это «принципиальный момент», то мы к нему ещё вернёмся. «Потом, если ты захочешь». Всё что буду писать дальше, соответственно ИМХО, так вот, самя естественная улыбка – в глубинке Лаоса. У школьников, которые с утра длинными цепочками вдоль дороги идут в школу несколько часов, а спустя тех же несколько часов, ещё столько же возвращаются. Пионэрия.
Самая распостранённая машина (не будем учитывать разноцветные такси в Бангкоке, кстати кто-нибудь знает, чем они отличаются, в зависимости от цвета) это пикапчик Toyota Hulix. Самый распостранённый цвет – серебро. Самый распостранённый движок 3.0 D4D. В Тае они почему- то больше двух дверные, но пятиместные, в Камбо-Лао – четырёхдверные. Видимо, и там, и там по заводику стоит. Часто ещё встречаются бусики Toyota и даже Lexus. Все автосы, как правило тонированные и увешаны тюнингом по самое нехочу. Куда там нашим синим писалкам, в каком нибудь деревянном прицепе может быть неоновая подсветка днища, но напрочь будут отсуствовать габариты и тормоза. Если кукурузер, 200-й, например, то решётка может быть даже под золото. И часто можно встретить 1111, 7777, 8888, 9999 на номерах. В Лао много черных трёхсотых рексов. Ещё фактик насчёт тайских тойот. По крайней мере, таксистских королл и бусиков. Пытался заглядывать в остальные, но проблематично – тонировка. В этих напрочь отсуствуют подушки безопасности! Машины 2-3-летние.
Ездят все очень аккуратно. Никакого намёка на понты. Но самый главный атрибут в ТС – это сигнал. Едешь и перед тем, как кого-нибудь обгонять, надо подать сигнал - я еду, внимание. То же самое, когда кто-нибудь пытается выехать на дорогу, совершить левый поворот и т.д. Бывают и интересности, обгоняешь ты кого-либо и подаёшь сигнал «я еду», а навстречу другой, фарами моргает и грит «я тоже». Правда бывает и обратное – встречный мограет раз фарами и уходит в сторону, мол проезжай, причём ты едешь по его полосе. Чудом раъезжаются. Ни одной аварии не видел. Бензин стоит больше бакса, и при местном уровне жизни, непонятно, откуда у народа деньги на новые внедорожники.
Или вот проезд перекрёстка. Какая там помеха справа. Неважно, у кого какая машина. Как-то р-р-р-а-а-з и разъехались. Светофор соблюдается. На байках ездят по пятеро. Часто с малыми детьми, причём эти дети совершенно ни за что не держаться, а играют на мобильнике в игрушки.
Ещё одна особенность – камбоджийские маршрутки. Вроде сели и поехали, все места заняты. Ага. На каждой остановке подсаживаются люди со своим скарбом, которого больше чем людей, то бишь можно запросто прицепить пару мотоциклов на маршрутку, привязав их верёвкой к открытой двери, закинуть на крышу что-нибудь и т.д. Вариациий масса. Пустыми никто не ездит. Посколько маршрутка (часто бусик MB140D) едет примерно 90, а это выше средней скорости потока, то сигналить ей приходится практически постоянно. Причём эти самые маршрутки через каждые 2 километра останавливает полиция и заглянув в салон, отпускает. Фантастика. Логистика при пересадке пассажиров – это отдельная тема, но мы в неё не въехали. Местные самодельные грузовики в камбо – весьма колоритно. Но ещё лучше – это местные заправки.
В Лао очень много буйволоподобных тракторов. Причём, чтобы повернуть на 90 градусов на таком монстре, с него приходиться слазить и пройти поворот пешком) Рога слишком длинные. Ночью могут передвигаться без света, с фонариком в руке, приприближении кого-то сзади этот самый фонарик передаются назад в кузов сидящим там пассажирам, чтобы просигнализировать, затем возвращается обратно.
Про тук-тукеров понятно, можно писать долго и весело. Но мы возьмём технику посерьёзней – автобусы. Есть VIP и SLEEP. Первый, как правило дневной, второй ночной. Первый никому не советую, как по мне с длинными ногами – это просто издевательство. На самом деле – обычный автобус, почему он называется VIP, хз, наверно, чтоб фарангов завлечь. Пользовали в Лаосе, правда ночной. Если был бы дневной с их серпантинами, то ваще. Помню стали на остановку и водила полез прокачивать тормоза. На следующей поливали их же целый час со шланга, чтобы остудить… В обычных камбоджийских автобусах места гораздо больше. Задние сиденья – для монахов, поскольку им нельзя контактировать с женщинами. Другое дело sleep. В два этажа закуточки на пару. Этот гораздо получше, но всё равно в полный рост не вытянутся. У мну 187. Есть ещё слипы с двумя проходами и сидухами, раскладывающимися почти горизонтально, но ездить не довелось, мы ж на крутых понтах экономим)
Дальше, видимо, стоит сказать про поезда. Довелось нам проехаться и на оном. Кстати, передвижений было слишком много. И все эти подъёмы в 6 утра мне порядком поднадоели. Напряжно за месяц столько километров одолевать. Я бы с радостью подписался объехать вокруг Средиземного моря (актуально, кстати), например, считая километры и созерцая пол-пути пустыню, но это другое. Там ты знаешь, на что идёшь и в конце концов, в любой момент можешь остановиться, пофоткать в своё удовольствие или повтыкать на красивый закат и при этом не сильно напрягая остальных. А тут получаются самые жестяные кадры, когда мимо проезжаешь. И безусловно, как тут уже говорилось, лучше найти компанию единомышленников, родных, близких, друзей. Глазкову просто невероятный респект. Что касается данного трипа, то для меня было бы оптимальней добавить времени и денег. Примерно 2 мес. и 5К$ денег. Ну и плюс сувениры, конечно) И чтоб приехать, когда уже весна начинается. Ну да ладно, главное, чтоб душа всё время выбрасывала зелёные побеги. Отвлёкся. Итак, имеем тайский поезд 2 класса с кондёром, можно и без него. 600 км ехали почти сутки с Бангкока на север (последствия наводнения). У проводника всего лишь закуток метр на метр, из которого ночью торчит аппендиксом матрас в проход и огорожен простынёй. Спальные места…. Вначале непонятные, а потом самые приятные впечатления, учитывая, что они были одни из первых. С виду типа плацкарт, но на каждого двойное сидячее место, столиков нет, есть только место под четыре банки. Сверху что-то типа полки, но её хрен разложишь. А може так и надо, подумает беларус. Вечером проводник всем самолично делает будуары. Откуда-то снизу достаётся столик, всё остальное трансформируется как автомат калашникова. Быстро и не успеваешь сообразить. Также застилаются простыни, быстро и чётко, очень быстро и чётко. В итоге имеем 4 места, два сверху(без окон), два снизу, на каждом можно вдвоём спать. Плюс рюкзаки куда-то делись. Каждое место задвигается занавеской. В туалетах душ. В общем, рекомендую
Остался водный и авиа. Но про них, наверно, в другой раз, когда до островов доберусь…