• 2521388 Neophyte PosterАвтор темы
    офлайн
    2521388 Neophyte Poster Автор темы

    10

    6 лет на сайте
    пользователь #2521388

    Профиль
    Написать сообщение

    10
    # 23 августа 2022 02:22 Редактировалось 2521388, 5 раз(а).

    Статью пишу, скорее, для себя, чтобы не забыть подробностей и повторить это путешествие в будущем а также для тех, кого интересует чужой опыт. Комментаторы а ля "а я бы поехал/сделал/и т.д. не так" идут фтопку.
    Машина : Dachia Logan MCV с дизельным мотором 1,5л. и дохленькими, но надёжными 86л.с. (ср.расход топлива 5,5л./100км)
    Состав группы : папа 42года, мама, сын 12лет, сын 7лет.
    Итак, начинаем!
    Выезд из Беларуси вечером 16 августа через Брест-Тересполь оказался самым долгим и нудным испытанием - мы попали в неприятный трэш и провели на границе 20 часов. Из-за этого пришлось смещать наши планы и отказаться от ужина и вечерней прогулки по Кракову. Кстати, внимательно изучайте перечень продуктов, запрещенных к провозу через границу - нас оштрафовали на 301 злотый (около 70$) за попытку контрабанды яблок и отбивных :-)
    Надо сказать, что за годы путешествий у нас выработались некоторые правила и привычки. Во-первых, кушать стараемся в проверенных местах, потому как диарея и/или плохое самочувствие в дороге - это испорченный отпуск. По тому же принципу воду пьём исключительно бутилированную. Во-вторых, основную часть пути стараемся преодолевать ночью - трафик меньше, а "хочу зайти вот в этот магазин", "купите мне вкусняшку" и других "а давайте" нету совсем, что значительно ускоряет достижение конечной точки маршрута. Получается, я еду ночью, а жена днём.
    В этот раз не отходили от принципов - к вечеру доехали до Люблина, поужинали в IKEA и стартанули вечером по маршруту Жешув-Словакия-Венгрия. Где-то под самой границей Польша-Словакия залили 22 затраченных при пробеге по Польше литра солярки и до границы Венгрии с Сербией докатили за ночь. Чуток напряжно ехать часть пути в Польше и Словакии из-за гор. Именно поэтому всегда стараюсь преодолевать этот участок маршрута ночью - "тихоходы" встречаются в десятки раз реже и времени на прохождение тратится гораздо меньше. Если ещё пристроится в хвост какому-нибудь местному "джигиту" на фуре или бусике, то, ориентируясь на его габаритные огни, гораздо легче выбирать скоростной режим и проходить крутые повороты. По равнинной Венгрии ехать не составляет большого труда. За дороги на этом участке пути до моря я не плачу - Польша бесплатна, в Словакии, вроде, нужно покупать виньетку, но я ни разу (а катался я тут раз 8 ) этого не делал, а по Венгрии я стараюсь избегать платных участков, проезжая через Мишкольц, Эгер, Хевес, Сольнок, Сентеж и Сегед. В этом году решил проверить, что будет, если "дотянуть" по платной дороге до съезда на Хевес и-таки доехал без проблем. Где-то в глубине сознания уже готов был оплатить какой-нибудь штраф на границе при выезде из Венгрии, но и тут обошлось без расходов.
    Я не призываю потенциальных автопутешественников нарушать правила и/или законы транзитных стран! Если вы готовы и хотите платить за дороги, то это ваше право, ведь, в конце концов, вы будете чувствовать себя гораздо спокойнее. Я просто делюсь своим опытом для тех, кто не готов и не хочет или готов, но не хочет... Повторяюсь, опыт основан на десятке НОЧНЫХ проездов от польского Люблина до венгерского Сегеда и обратно.

    Итак, граница Венгрия-Сербия. Утро. Приятная неожиданность - граница пройдена минут за 10-15 и вот мы на трассе до Белграда. Тут уж я отдаю бразды правления железным конём в нежные руки моей жены, сую банковскую карточку (карта BSB bank на данный момент в Европе работает (!) хотя при попытке оплатить бронь жилья на сайте airbnb в Беларуси такая возможность блокировалась через IP-адрес (при выполнении той же процедуры с польского IP-адреса и той же карточкой платеж прошёл без проблем!)) под солнцезащитный козырёк водительского сиденья, выгоняю с заднего (у нас их три) ряда сидений старшего сына и проваливаюсь в беспокойный двухчасовой сон. Супруга за это время докатывает до белградской IKEA, где мы обедаем и продолжаем наш путь по платной трассе до самой границы с Северной Македонией. Мне удается "урвать" ещё часа 3 сна. Жена утверждает, что от примерно Ягодина до Ниша на встречке были многокилометровые пробки из-за ремонта дороги, но я этого не видел - теперь прям не знаю, стОит ли ехать обратно этой же дорогой (уж очень не хочется простоять в пробках несколько часов). Но и через Приштину ехать стрёмно - там, говорят, неспокойно было недели 3 назад...

    Продолжение следует.

  • 2521388 Neophyte PosterАвтор темы
    офлайн
    2521388 Neophyte Poster Автор темы

    10

    6 лет на сайте
    пользователь #2521388

    Профиль
    Написать сообщение

    10
    # 23 августа 2022 15:20 Редактировалось 2521388, 2 раз(а).

    Прохождение границы заняло чуть больше получаса и это при том, что машин перед нами в нашем ряду было штук 25. Далее я не стал убирать с навигатора метку "Платные дороги" и поехал по автостраде до города Tetovo.

    Кстати, о навигаторе. При выборе навигационных приложений, установленных впоследствии в смартфон, выбор был сделан по принципу "чем больше, тем лучше". Ну, и само собой, должны они были работать в оффлайн режиме. В итоге были установлены следующие программы:
    1) Navitel с картами от июля 2022г. Эта программа неплохо "видит" платные участки дорог и, в принципе, хорошо "ведёт" по всем странам, кроме Албании. В самой Шкиперии Навител показал себя плохо из-за отсутствия нормальной карты - не "видит" дорог, проложенных 2-3 года назад, про улицы (даже относительно крупных городов) я вообще молчу...
    2) Maps.me. Эта программа хорошо прокладывает маршруты, предлагая несколько альтернативных вариантов. Но в моём случае она напрочь отказывалась "вести" меня по маршруту (то ли с GPS в ней что-то не так, то ли я не смог чего-то в ней настроить?). Короче, программа использовалась исключительно на этапе подготовки поездки для разнообразия вариантов объезда сложных участков или платных дорог.
    3) Organik Maps. Эту программу я использовал, в основном, для перемещений по Албании и она очень неплохо себя зарекомендовала. Реально спасала, когда, например, в поисках арендованного в албанских горах домика, забрели в городок Куч. Хотя во Влёре, однажды, привел к магазину, которого в реальности на этом месте не было и быть не могло...
    4) OsmAnd. Использовал лишь пару раз. Видимо, неплохая альтернатива Органик Мэпсу - "видит" улицы, заправки, магазины и т.д.

    Немного о навигации по самой Албании. Если Вы думаете, что у вас есть конкретный адрес, вы "забьёте" его в навигатор и через N-ное количество времени будете на месте, то я вас разочарую - есть неплохой такой шанс, что не будете! Во-первых, адреса зачастую ограничиваются названиями улиц, что расширяет масштаб поиска в разЫ. Во-вторых, нумерация домов ведётся "от балды" и далеко не факт, что, отыскав дом номер 11, вы найдете рядом номера 9, 10, 12 или 13. Я не сталкивался на практике с поиском дома по его номеру и, если честно, слабо себе это представляю, учитывая, что в навигаторах нет нумерации домов - я всегда прошу хозяина дома прислать мне GPS-координаты. Но, как оказалось, в процветающей Албании и это не панацея - поиски ночлега, забронированного через airbnb в албанских горах по его координатам привели к плачевным результат из-за того, что эти самые координаты были немного неверными и нам пришлось поднимать на уши всех местных жителей городка Куч, бывших в это время в таверне, чтобы на ломанном английском и с помощью оффлайн переводчика объяснить им что мы ищем. Короче, "точность - вежливость королей" - это не про Албанию! Имейте в виду, что вы должны чётко представлять куда вы едете, желательно видеть фотографии этого места и/или иметь точные (проверяйте на нескольких навигаторах!) координаты! Иначе будут "вырванные годы" и неодобрительные взгляды супруги а ля "куда ты нас привёз, Ирод?"

    Теперь немного о дорогах, которые я оплачивал.
    Дабы не тратить кучу времени на поиски обменника и не остаться по итогу с кучей не потраченной местной валюты, рекомендую все расчёты в транзитных странах вести по карте!
    В Сербии мы сразу "встали" на автобан до Северной Македонии. Качество дорожного полотна очень хорошее, ограничение скоростного режима 130км/ч. Ехать приятно и быстро. Несколько лет назад на этой трассе было много (каждые километров 50-100, насколько я помню) "платёжек", на которых приходилось останавливаться и оплачивать часть пройденного пути, что, несомненно, увеличивало продолжительность поездки. Но сербы научились создавать комфорт для транзитных туристов и убрали эти промежуточные "платёжки" в съезды с автобана - теперь ты оплачиваешь пройденное расстояние при съезде с трассы в нужный тебе город. В нашем конкретном случае остановок для оплаты на трассе было четыре - первая сразу после границы с Венгрией, где оплачивать ничего не нужно, но водителю выдаётся "квиточек", что он въехал на автобан, вторая перед Белградом, в районе города Stara Pazova, где нужно оплатить 640 динар (с карты "ушло" 14,29 бел.рубля (примерно 5,6$)), затем третья после Белграда, где снова платить не нужно, и четвертая перед границей с Северной Македонией, где с карты "ушуршит" 1490 динар (33,19 бел.рубля (примерно 13$)).
    Было время, когда я старался объезжать платные участки дорог в Сербии, но со временем эта блажь прошла - качество дорожного покрытия на альтернативных дорогах оставляют желать лучшего, зачастую эти дороги проходят через центры довольно крупных городов с соответствующим скоростным режимом и пробками, а два из трёх раза, когда меня оштрафовали в Европе произошли именно в Сербии при попытке объехать платную дорогу в ночное время. Теперь мы стараемся ехать по равнинной Сербии днём - и я в это время отдыхаю, да и жена за рулём не сильно напрягается.
    В Северной Македонии по нашему маршруту оказалось шесть, если мне не изменяет память, пунктов оплаты дорожного сбора. На первом из них вы заплатите от 60 денар или 1€. На одном из последующих с вас возьмут 30 денар или 0,5€. На остальных отдадите 40 денар или 0,5€. И таки-да, в Северной Македонии, наравне с местной валютой, "ходит" евро! Вы запросто и в любое время суток можете рассчитаться наличными евро на заправках, в магазинах, кафе и т.д. С прошлой поездки в Грецию у меня остались мелкие монеты евро и я уже на втором КПП "просёк", что рассчитываться в евро выходит чуть дешевле (курс евро 61 денар, а литр солярки 90 денар, следовательно литр солярки - это примерно 1,5€, а значит 0,5€ за прохождение КПП - это 30 денар; чуть выгоднее, выходит, оплачивать в евро, чем по карте, ведь там за каждое КПП спишут 40 денар, а не 30). Все это, по сути, мелочи, ведь за всю дорогу по Македонии придётся заплатить всего лишь около 3,5€. Так что можете не загоняться и смело ехать по платной трассе!
    На последнем участке (от Тетово до Гостивара) я съехал с трассы - хотел налить кипятка в термос для приготовления чая и заодно оценить альтернативную бесплатную дорогу в Македонии. В принципе, я остался доволен - дорожное покрытие относительно ровное, трафик слабый. Но нужно учесть, что я ехал в вечернее время (около 22.00 по местному времени) и избежал пробок на узких улочках обоих городков. В дневное время я бы не поехал по альтернативному пути - однозначно, лучше ехать 100км/ч по трассе за 3,5€.

    Продолжение следует.

  • 2521388 Neophyte PosterАвтор темы
    офлайн
    2521388 Neophyte Poster Автор темы

    10

    6 лет на сайте
    пользователь #2521388

    Профиль
    Написать сообщение

    10
    # 25 августа 2022 00:03 Редактировалось 2521388, 1 раз.

    Итак, по Северной Македонии проезжаем ночью, посерпантинив немного от города Гостивар до озера Охрид. В планах было на денёк "упасть" на берег этого древнего образования эпохи плиоцена, но семейный совет провозгласил общее и неуёмное желание опустить свои кости в морскую воду.
    Поскольку жилье во Влёре у нас забронировано с 21 августа, то принято решение изучить туристические места Саранды и бирюзовые пляжи Ксамиля. Рано утром мы приехали в Саранду и чё-т как-то сразу напряглись - много людей и машин. Пока остановились на набережной и поменяли доллары на местные леки проехать стало вообще сложно. Что же тут днём тогда творится, если утром такой "движняк"? Передумали зависать в Саранде и двинули на Ксамиль. Знали бы мы, что Саранда была только разминкой!..
    Первое впечатление о Ксамиле - муравейник. Припарковать машину - тот ещё квест, но мы справились. Позавтракали, в принципе, неплохо (четыре вкусных амлета и три чашки кофе), заплатив около 1500 лек (13,5$ по курсу обмена в Саранде (во Влёре курс был повыше)). Пока завтракали я подключился к Wi-Fi ресторана и попробовал найти жильё поблизости, но условия ("клетушки" по 20 квадратных метров) и цены за ЭТО (от 50€ в сутки) ввели меня в ступор. Поиски ночлега "вживую" вывели из ступора и ввели в анабиоз - от 75€ за 3-4 койки с видом на парковку. Стряхнув с себя оцепенение, написал хозяину арендованного во Влёре жилья, что хотим приехать пораньше и повёл семью на пляж.
    Про пляжи Ксамиля можно много прочитать в интернете, но, видимо, чтобы их увидеть, приезжать сюда нужно в декабре... Как выразилась моя супруга "я за людьми пляжа не вижу!". Ну не уезжать же сразу. Решили искупаться и пообедать здесь. Нашли свободные лежаки под навесом какого-то ресторанчика и "приземлились". Сразу же нарисовался абориген и на далеко не оксвордском английском языке предложил оплатить 1500 лек за лежаки и обед в их ресторане. Я сперва не понял ни языка, ни условий сделки, но потом подумал, что, видимо, эти 1500 лек войдут в стоимость обеда, и согласился, тем более, что прилечь на пляже особо было и негде. Нас записали на 13.00 и мы часа 3 купались в Ионическом море. За это время мне ответил хозяин апартаментов во Влёре и сказал, что сможет принять нас только завтра, 20 августа после 15.00. Пришлось искать место для ночёвки, но к этому времени разочарование от места, где мы оказались, достигло такого уровня, что оставаться здесь не хотелось. Шустреньно порыскав по airbnb, заказал домик более менее по пути от Ксамиля во Влёру, в городке Куч. Поиски этого горного жилища я описывал выше, поэтому не буду останавливаться на этом снова, но вывод однозначный - в Албании вы должны чётко знать куда вы едите и желательно иметь связь с хозяином жилья!
    Как вы уже, наверное, догадались, пообедали мы в Ксамиле по полной стоимости самого обеда. Оказывается, 1500 лек ты платишь здесь за ПРАВО (а, скорее, обязанность) пообедать в этом ресторане. Беспроигрышная лотерея для хозяина ресторанчика - и лежаки за 13,5$ сдал, и покушать в своем заведении этих лошков "привязал". Меня такой "сервис" жутко бесит, поэтому из Ксамиля мы уехали быстро и без сожаления. Без сожаления получилось, а вот быстро - нет! Выезжали из этого муравейника минут 20. Короче, то ли нам не повезло и мы попали в самый "горячий" сезон, то ли мы напрочь отвыкли от тусовочных мест, но опыт посещения Ксамиля оставил гнетущее впечатление у всех членов нашего семейства.
    Дорога до ночёвки заняла около двух часов и местами проходила по прибрежным серпантинам с соответствующими видами из окна. Пару раз останавливались прикупить фруктов, воды, молока.
    С молоком, кстати, в Албании не все так просто. Пытаться читать и расшифровывать надписи на бутылках мы бросили почти сразу, ковыряться с оффлайн -переводчиком было лень и мы взяли что-то похожее на молоко. Потом мы выяснили, что, если на бутылке нарисована корова, то это не обязательно будет молоко. Впоследствии, опытным путем выяснили, что молоко продаётся в бутылках с розовыми наклейками. Может вам поможет эта информация.
    Переночевали, подышали горным албанским воздухом и около 12 часов 20 августа двинули в сторону Влёры. Настроение, если честно, было не айс - разочарование от южной Албании и выматывающие поиски ночлега не давали повода для радости. Проскальзывали даже фразы типа "мы второй и последний раз приехали в Албанию" (мы уже отдыхали на севере, в Дурресе три года назад). Но к обеду мы приехали во Влёру и потихоньку всё стало налаживаться. Мы пообедали в прибрежном ресторане, без особых проблем, поскольку имели предварительную договоренность, заселились в огромный по ксамильским меркам дом и вечером поехали на пляж деревни Nartë.