Ну вот как обещал добрался до компа и написал маленький обзор по челнокам
Я давно хотел описать подробно принципы работы челночных устройств, но все как то не хватало времени но сегодня я время все таки найду
Вертикальный челнок.


Принцип его работы основан на возвратно поступательном движении самого полумесяца челнока. И с этим связана первая техническая проблема. Толкатель челнока должен на большой скорости изменять движение челнока в противоположную сторону от первоначальной, т.е. при движении иглы вверх-вниз челнок проходит пол оборота в одну и другую сторону. В момент перехода движения в обратную сторону механизмы, приводящие в движение челнок, испытывают высокие нагрузки и подвергаются износу При увеличении износа, шум производимый устройством пропорционально увеличивается Так же износу подвержена пластина толкателя челнока из-за постоянных ударных нагрузок.
Теперь о самом челноке . Полумесяц челнока точно подогнан по размеру корпуса хода челнока и при его движении внутри происходит трение челнока о корпус. В связи с тем, что пользователи ОЧЕНЬ редко производят чистку и смазку челночного устройства, хотя это рекомендуется делать не РЕЖЕ чем каждые 4- 6 часов работы машины, происходит выработка обоих элементов системы, что приводит к увеличению стука и в конце концов к пропускам или регулярным поломкам иглы(более подробно это описано в следующем абзаце) Замена полумесяца челнока вам обойдётся около 120-180 тыс., замена корпуса челнока 250-280 тыс. + работа около 250-300 тысяч. Для достижения идеального результат менять нужно все сразу. Короче с учётом того что речь идёт о недорогих машинах эти работы имеют очень ограниченную целесообразность. Теперь про надёжность и долговечность при интенсивном использовании швейной машины без качественного обслуживания 3-5 лет и система будет выработана до критичной стадии.
Ещё одну проблему вертикального челнока можно описать так: если вы смотрели ролик ссылку на который я давал ранее то должно быть понятно, что при съёме нитки челноком с иголки важную роль играет зазор между челноком и иглой, так вот конструкция вертикального челнока изначально приемлет люфт полумесяца челнока во всех плоскостях. В результате зазор между челноком и иглой не может быть постоянным более того это колебание в процессе эксплуатации только увеличивается.
Остальные вещи вполне очевидны не очень удобная заправка, максимальная ширина зигзага до 5 мм, не виден остаток нити, и т.д.
Итак подводим итог Вертикальный Маятниковый челнок не изменился с момента производства старых подольских машин. Он шумный, причём звук его работы увеличивается в процессе эксплуатации и надёжности в нем не много, причём выход из строя практически любого элемента будет головной болью для механика.
Посмотрим на горизонтальный челнок
Конечно принцип его работы более всего понятен по видеоролику который снял мой любимый канал Дискавери про швейные машины ссылку я повторю ибо считаю что это очень наглядное видео
Но на некоторых моментах я остановлюсь подробнее.
Первое челнок полностью выполнен из металла включая червячную шестерню передачи крутящего момента (есть исключения но это единичные случаи ). Из пластика выполнена шпульная вставка которая заменяет шпульный колпачок.
Главное преимущество горизонтального ротационного челнока конечно это его постоянная направление движения в процессе работы. Такая система исключает ударную нагрузку с передающих шестерён и почти не подвержена износу. Как результат тихая равномерная работа механизма на весь период эксплуатации швейной машины без дополнительной вибрации. Смазке в этой системе подвергается только ось крепления челнока с регулярность раз в пол года как правило это делает сервисный центр при техническом обслуживании машины.
Остаётся разобраться со шпульной капсулой. При нормальной работе машины этот элемент жёстко закреплён упорами и удар иглы по нему возможен только при условии что эти упоры смещены или деформированы. Происходит это только результате неправильных действий пользователя( Например при неправильной заправке нити или вращении вала машины в обратную стороны возможно запутывание ее в челноке и в этом случае если с силой прокрутить вал может произойти отгибание упора и проворачивание шпуле держателя. Однако при возникновении аналогичной ситуации в машине с вертикальным челноком пользователь может сломать пластиковые шестерни привода челнока а это уже совсем другой ремонт) Поэтому эксплуатация любой швейной машины как с вертикальным так и с горизонтальным челноком требует чёткого выполнения предписаний инструкции.
Даже если ваши неправильные действия привели повреждению шпульной вставки все что вам нужно сделать просто заменить ее на новую (цена вопроса 200-300 тысяч в зависимости от модели и производителя машины)
Итого горизонтальный челнок тише, надёжнее , проще и дешевле в эксплуатации, и имеет максимальную ширину до 7 мм.
Кстати ширина играет очень большую роль при вымётывании петель с глазком при ширине меньше 6 мм они практически не имеют смысл ☺
Завтра послезавтра добавлю пару фоток с живых машин которые и немного отредактирую чтобы было живее
Выводы каждый делает сам.
Хочу добавить что я всегда рекомендую приезжайте в любой магазин и выбирайте то что вам больше нравиться при том что выбор сейчас есть. Если сомневаетесь в чем то позвоните в любой Авторизированный производителем сервис и спросите у мастеров что к чему уж они то точно в курсе. И всем удачи в выборе !!!!