Вопрос связан с Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – закон о НПА) и касается Указа Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2014 г. № 456 «О реализации инвестиционного проекта «Экспериментальный многофункциональный комплекс «Минск-Мир»» (далее – указ № 456) и проекта зон охраны историко-культурной ценности «Здание аэровокзала по ул. Чкалова, 38/1 в г. Минске», утвержденного постановлением Министерства культуры от 16.06.2008 № 21 (далее – проект зон охраны).
Проект зон охраны разрабатывался в 2006-2008 году с учетом существующей градостроительной ситуации того времени. С тех пор существующее положение сильно изменилось – был снесен аэродром, детальные планы менялись несколько раз. Но проект зон охраны ни разу не был обновлен, и теперь не в полной мере выполняет свою функцию по обеспечению сохранения историко-культурной ценности и ее окружающей среды, что противоречит цели разработки проекта зон охраны, определенной в ст. 105 кодекса о культуре.
Сейчас проект зон охраны противоречит нескольким пунктам «Інструкцыі аб парадку распрацоўкі праектаў зон аховы нерухомых матэрыяльных гісторыка-культурных каштоўнасцей», утвержденной постановлением министерства культуры 06.07.22 № 52 (далее – инструкция).
В п. 36 инструкции требуется включать в зону регулирования застройки территорию «з новай забудовай, у залежнасці ад месцазнаходжання асноўных кропак агляду гісторыка-культурнай каштоўнасці і гарадскіх панарам, неабходнасці забеспячэння рэгулявання вышыні і габарытаў новай забудовы на ўсю глыбіню бачнасці, які разгортваецца з гэтых кропак». Новая застройка за зданием аэровокзала будет видна со стороны улицы Чкалова и может создавать неблагоприятный для его восприятия фон. Поэтому она должна включаться в зону регулирования застройки. Но в проекте зон охраны зона регулирования застройки не устанавливается.
В п. 28 инструкции требуется совмещать границы зон охраны с границами планировочных или природных объектов. В проекте зон охраны есть висящий скос границы на юго-западе охранной зоны, который вообще ни с чем не совмещается и нарушает существующую симметрию квартала 24.
В п. 29 инструкции требуется при определении зон охраны учитывать существующее положение. За 15 лет существующее положение сильно изменилось. На юге за аэровокзалом появилась симметрия, которой не существовало раньше. Несколько раз поменяли свое местоположение проектируемые улицы. Изменились функциональные зоны, вместо озелененных территорий общего пользования появилась общественная застройка в зоне визуального восприятия историко-культурной ценности. Ни одно из этих изменений на данный момент в проекте зон охраны не учтено.
Таким образом, проект зон охраны не соответствует инструкции, в нем имеются пробелы – он не в полной мере учитывает существующее положение, предполагает отсутствие застройки там, где она планируется сейчас. Поэтому его использование может привести к научно не обоснованному ухудшению условий восприятия историко-культурной ценности, запрещенному в ст. 104 кодекса о культуре. И т. к. согласно п. 2 ст. 26 закона о НПА, проект зон охраны является техническим нормативным правовым актом, не относящимся к области технического нормирования и стандартизации, то, согласно п. 2 ст. 73 закона о НПА, министерство культуры (как соответствующий нормотворческий орган) обязано устранить эти недостатки.
Но министерство культуры отказывается исполнять свою обязанность по устранению недостатков проекта зон охраны, чтобы вернуть ему потерянную функцию обеспечения сохранения историко-культурной ценности. Потому что, по его мнению, это повлияет на реализацию инвестиционного проекта «Экспериментальный многофункциональный комплекс «Минск-Мир»» и ухудшит положение заказчика комплекса и условия его деятельности. А значит, согласно п. 11 указа № 456, заказчик комплекса сможет полностью проигнорировать любой новый проект зон охраны и продолжить использовать недостатки старого проекта зон охраны 2008 года.
Однако, согласно п. 14 указа № 456, также установлено обязательство заказчика обеспечить в ходе разработки проектной документации сохранение и обустройство территории историко-культурной ценности «Здание аэровокзала по ул. Чкалова, 38/1 в г. Минске» с учетом требований законодательства об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь. И этим законодательством запрещено научно не обоснованное ухудшение условий восприятия историко-культурной ценности.
В нарушение этого обязательства, при разработке архитектурного проекта застройки квартала 24 заказчик комплекса только воспользовался недостатками устаревшего проекта зон охраны, но не позаботился об обеспечении наилучших условий восприятия историко-культурной ценности, а также полностью проигнорировал мнение граждан в замечаниях и предложениях, поступивших в ходе проведения общественного обсуждения отчета об ОВОС этого проекта (под петицией было собрано 585 подписей). Людям не нравилось, что типовые многоэтажные здания не согласуются со стилистикой аэровокзала и ухудшают условия восприятия историко-культурной ценности, и они просили вернуться к предыдущему плану застройки. На макете 2019 года предлагалась симметричная 2-этажная застройка, которая лучше подходила к зданию аэровокзала, но благодаря недостаткам проекта зон охраны заказчик комплекса в несколько итераций заменил ее на асимметричную и нарастил новые здания до 16 этажей.
Так, в проекте зон охраны рекомендуется осуществить разборку диссонирующего здания на юго-востоке от аэровокзала, а в архитектурном проекте квартала 24 почти симметрично ему, но с юго-западной стороны, не менее диссонирующее здание уже планируется построить. Здесь воспользовались необоснованным на данный момент скосом границы охранной зоны на юго-западе. Раньше этот скос совмещался с проектируемой улицей, но потом эта улица пару раз поменяла свое расположение, а граница охранной зоны не изменилась. Раз в проекте зон охраны рекомендовали осуществить разборку здания на юго-востоке, значит, в нем должны быть обоснования того, что это здание ухудшает условия восприятия здания аэровокзала. А в силу симметрии здания аэровокзала и квартала 24 все эти обоснования будут верными и для здания на юго-западе, расположенного почти симметрично ему. Таким образом, можно получить научное обоснование для рекомендации осуществить разборку и диссонирующего здания на юго-западе от аэровокзала. Так зачем же его строить и ухудшать условия восприятия историко-культурной ценности?
Далее, в проекте зон охраны принято проектное решение не устанавливать зону регулирования застройки. Это значит, что на момент его разработки не предполагалось никакой новой застройки в зоне визуального восприятия историко-культурной ценности и, соответственно, не проводилось никаких научных исследований влияния этой застройки на условия восприятия здания аэровокзала. Поэтому сейчас в проекте зон охраны нет никаких требований к высоте и габаритам новой застройки. Пользуясь этим пробелом, в архитектурном проекте квартала 24 предложили застройку, которая не составляет единого архитектурного ансамбля со зданием аэровокзала, не согласована с ним ни по стилю, ни по размерам, искажает характер исторической планировки. Но стоит ли применять тот же архитектурный прием копипасты одинаковых типовых зданий, который во всю применяется по всей огромной территории комплекса Минск-Мир, на небольшом пятачке квартала 24 рядом с историко-культурной ценностью? Почему бы здесь не спроектировать здания, которые составят единое целое со зданием аэровокзала, и не будут ухудшать условия его восприятия? Или вообще оставить парк, как было в детальном плане Минск-Сити?
Таким образом, можно видеть, что указ № 456 содержит внутренние противоречия в части определения обязательств заказчика по соблюдению законодательства об охране историко-культурного наследия. С одной стороны (в п. 11), он разрешает применять проект зон охраны с устаревшими проектными решениями и использовать все его недостатки. Т. е. разрешает ухудшать условия восприятия историко-культурной ценности, что запрещено законодательством об охране историко-культурного наследия. С другой стороны (в п. 14), обязывает заказчика обеспечить в ходе разработки проектной документации учет требований законодательства об охране историко-культурного наследия. Т. е. запрещает использовать недостатки проекта зон охраны, которые приводят к нарушению законодательства об охране историко-культурного наследия.
Также разрешение применять проект зон охраны, содержащий пробелы и недостатки, не соответствует п. 2 ст. 73 закона о НПА, который требует устранять пробелы и недостатки в нормативных правовых актах. (Такая же норма была и в ст. 77 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в редакции, действующей на дату вступления в силу указа № 456.)
Согласно ст. 15 Конституции Республики Беларусь, государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия. Согласно п. 1.1 арт. 103 «Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб культуры» захаванне гiсторыка-культурных каштоўнасцей уключае ў сябе сiстэму арганiзацыйных, прававых, эканамiчных, матэрыяльна-тэхнiчных, навуковых, інфармацыйных i (або) iншых мер, накiраваных на недапушчэнне таксама навукова не абгрунтаванага пагаршэння ўмоў успрымання нерухомых матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей. Однако, наше государство вместо того, чтобы предпринять хоть какие-то меры для недопущения ухудшения условий восприятия здания аэровокзала, еще и называет пресечение злоупотребления пробелами и недостатками проекта зон охраны «ухудшением положения заказчика комплекса и условий его деятельности». Как это понимать?
Согласно п. 2 ст. 73 закона о НПА, соответствующий нормотворческий орган (должностное лицо) обязан устранить эти противоречия и несоответствия в указе № 456.
С учетом изложенного просим:
Администрацию Президента:
1. Устранить в указе № 456 внутренние противоречия, несоответствия закону о НПА и конституции, для чего включить в список исключений п. 11 также акты законодательства об охране историко-культурного наследия.
НЦЗПИ:
2. Высказать мнение о допустимости в указе президента разрешать сохранение пробелов правового регулирования, противоречий и иных недостатков актов законодательства, действовавших на дату вступления в силу указа, вместо их устранения. Допустимо ли это для актов законодательства об охране историко-культурного наследия.
Совет Министров, НЦЗПИ, Министерство культуры:
3. Провести правовой мониторинг проекта зон охраны с участием научных организаций для выявления и устранения всех его пробелов и недостатков, использование которых приводит к нарушению требований законодательства об охране историко-культурного наследия.
Министерство природы:
4. Прекратить действие заключения государственной экологической экспертизы архитектурного проекта застройки квартала 24, т. к. устаревший проект зон охраны, использовавшийся при проектировании, является недостоверными исходными данными, а использование его пробелов и недостатков приводит к нарушению требований законодательства об охране историко-культурного наследия.