Прием, учет и рассмотрение участковым обращений граждан регламентирует Инструкция о порядке рассмотре-ния обращений и организации приема граждан в органах внутренних дел. учебных заведениях, внутренних войсках, учреждениях, организациях и на предприятиях МВД Республики Беларусь, утвержденная Приказом МВД Республики Бе-ларусь от 26.11. 1997 № 244.
Прием обращений возможен как в процессе личного приема граждан участковым инспектором, так и в другое время. Прием граждан участковым инспектором регламенти-рует п. 4 Инструкции.
Участковые инспектора милиции проводят личный прием граждан не реже двух раз в неделю
Вопросы, с которыми обращаются граждане, по возмож-ности разрешаются в ходе приема. В случаях, если высказанные гражданином предложения, заявления и жалобы не могут быть разрешены непосредственно во время приема, они излагаются в письменной форме, дальнейший учет, регистрация и рассмотрение которых ведется в порядке, предусмотренном Инструкцией для письменных обращений. На таких обращениях может быть поставлен штамп "С личного приема".
Учет принятых на личном приеме граждан обращений и результатов их рассмотрения производится в журнале.
Прием должен проводиться в удобное для граждан вре-мя. При определении времени приема учитываются распорядок работы органов внутренних дел, местные условия и возможности.
В органах внутренних дел прием проводится в рабочие дни и в один из общевыходных дней недели. Не менее двух раз в неделю прием граждан проводится в вечернее время.
Участковые инспектора милиции принимают граждан в служебных помещениях на обслуживаемых участках.
Графики приема посетителей в органах внутренних дел утверждаются руководителем органа внутренних дел. Объявления о приеме граждан с указанием фамилий должности лиц, принимающих посетителей, времени и места приема вывешиваются в доступных для обозрения местах обслужи-ваемой территории и в помещения органов внутренних дел.
По желанию посетителей может производиться предварительная запись на прием.
Прием граждан проводится в порядке очередности.
Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, на прием не допускаются. Прием таких лиц разрешается лишь в случаях сообщения ими сведений о подготавливаемых или со-вершенных преступлениях, а также о других событиях, требующих принятия немедленных мер.
Прием граждан проводится от имени органа внутренних дел и начинается с предложения посетителю сообщить свою фамилию, имя, отчество, место жительства, работы, изло-жить суть обращения. Если с аналогичным вопросом граж-данин уже обращался в данный орган, перед началом бесе-ды изучаются имеющиеся материалы.
При необходимости допускается в корректной форме попросить посетителя предъявить документ, удостоверяющий личность. Отсутствие документа не может служить ос-нованием для отказа в приеме.
Лицо, производящее прием, руководствуясь законодательными и иными нормативными актами, в пределах своой компетенции вправе принять одно из следующих решений:
- Удовлетворить просьбу, сообщив посетителю поря-док и cpoк исполнения принятого решения.
- Отказать в удовлетворении просьбы, разъяснив мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения.
- Принять письменное заявление, если поставленные посетителем вопросы требуют дополнительного изучения или проверки, разъяснив ему причины, по которым просьба не может быть разрешена в процессе приема, порядок и срок ее рассмотрения. Если посетитель по каким-либо причинам не может самостоятельно в письменной форме из-ложить свою просьбу, оказать ему в этом необходимую помощь.
Если разрешение вопроса, с которым обратился посетитель, не входит в компетенцию органов внутренних дел, то ведущий прием разъясняет ему, в какое ведомство (ор-ганизацию или учреждение) следует обратиться, и по воз-можности оказывает необходимое содействие в этом.
Руководство органа внутренних дел обязано обеспе-чить прием всех граждан в день их обращения. Несвоевременное начало приема или прекращение его ранее установ-ленного времени не допускается.
Учет и рассмотрение обращений регламентирует п. 2 Инструкции.
Письменные обращения граждан должны иметь подпись гражданина с указанием фамилии, имени, отчества; данные о месте жительства или работы (учебы); изложение сути предложения, заявления, жалобы. Обращения, которые не имеют таких сведений, признаются анонимными и рассмот-рению не подлежат, за исключением тех, в которых содержится информация о преступлениях.
Все поступившие письменные обращения граждан, ра-ботников органов внутренних дел регистрируются в секре-тариате, секретной части (канцелярии) в день поступле-ния. На свободном от текста месте первой страницы обра-щения ставится оттиск штампа органа внутренних дел, указываются дата поступления и регистрационный номер. Конверты сохраняются в течение всего периода рассмотрения и разрешения обращений, после чего уничтожаются.
Учет обращений производится, как правило, по кар-точкам, в которых ведутся записи о их движении и результатах разрешения. Карточки размещаются в картотеке по алфавиту.
В случаях незначительного объема поступающих в орган внутренних дел обращений допускается ведение их журнального учета. При наличии в органе внутренних дел ПЭВМ разрешается вести учет поступающих обращений на магнитных носителях. В целях предотвращения порчи или утраты информации по техническим и иным причинам, машинный учет поступивших обращений дублируется карточным либо журнальным.
На обращение, взятое на контроль, заполняется карточка учета в двух экземплярах с пометкой "контроль", один из которых помещается в картотеку, а другой - пе-редается вместе с письмом исполнителю.
Повторные обращения регистрируются так же, как и первичные. В правом верхнем углу карточки (в журнале) делается отметка "повторно". На свободном от текста месте первой страницы письма проставляется -штамп "повторно".
Руководитель органа внутренних дел обязан тщательно разобраться в причинах повторного обращения гражданина. Если такое обращение вызвано нарушением установленного порядка рассмотрения и разрешения предложений, заявле-ний и жалоб, принять соответствующие меры к виновным лицам.
Повторное обращение, в котором не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, проверке не подлежит, если по нему имеются исчерпывающие материалы проверок и гражданину дан ответ в установленном порядке. При этом гражданину сообщается, что повторное обращение безосновательно, и переписка с ним прекращается.
Решение о прекращении переписки принимается руководителем органа, учреждения, организации или предприятия или его заместителем на основании обоснованного заключения.
Зарегистрированные обращения передаются на рассмотрение, как правило, руководителям органа внутренних дел, которые обязаны определить порядок и сроки их разрешения, дать по каждому из них письменное указание исполнителям.
Поручения оформляются на отдельном листе и подкалы-ваются к обращению. Не допускается размещать резолюции, указания и делать иные записи на тексте обращений.
Запрещается направлять обращения граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия кото-рых обжалуются.
По обращению не позднее чем в пятидневный срок должно быть принято одно из следующих решений:
- о принятии к своему производству;
- о передаче на разрешение в подчиненный или другой орган внутренних дел;
- о направлении по принадлежности в другое ведомст-во, если вопросы, поднятые в обращении, не входят в компетенцию органов внутренних дел;
- о приобщении к ранее поступившему обращению.
О направлении обращения в другой орган внутренних дел или другое учреждение сообщается заявителю.
В случаях, когда в обращении наряду с вопросами, относящимися к компетенции органов внутренних дел, поднимаются вопросы, подлежащие разрешению в других ведом-ствах, не позднее пятидневного срока соответствующее ведомство направляется копия обращения или выписка и него, о чем извещается заявитель.
Вся переписка по обращениям ведется за номерами, присвоенными им при регистрации. Ответы на обращения граждан направляются на бланках органа внутренних дел.
После окончания проверки и фактического исполнения принятого решения обращение вместе с перепиской возвращается в секретариат, секретную часть (канцелярию) ор-гана внутренних дел с надписью мв дело" и подписью должностного лица, принявшего такое решение.
Документы и переписка по обращениям граждан во всех органах внутренних дел учитываются и хранятся в секре-тариатах, секретных частях (канцеляриях) отдельно от других документов. Запрещается формирование и хранение дел у исполнителей.
Порядок разрешение обращений граждан регламентирует п. 3 Инструкции
Должностные лица органов внутренних дел при рассмотрении обращений обязаны внимательно разбираться в их существе, при необходимости истребовать нужные доку-менты, направлять работников на места для проверки изложенных в письмах обстоятельств, принимать другие меры для объективного разрешения поставленных авторами обра-щений вопросов.
Для проверки обращений могут привлекаться внештат-ные сотрудники органов внутренних дел.
Обращение гражданина считается разрешенным, если поставленные в них вопросы рассмотрены; по ним приняты необходимые меры и дан ответ заявителю:
- О полном или частичном удовлетворении обращения и принятии мер органом внутренних дел по вопросам, отне-сенным к его компетенции.
- Об отказе в удовлетворении изложенной в обращении просьбы или о подтверждении решения, принятого по ранее рассмотренному письму.
- О разъяснении порядка разрешения поставленных заявителем вопросов, которые не относятся к компетенции органов внутренних дел.
В случае признания обращения обоснованным должностное лицо органа внутренних дел обязано:
- принять необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан;
- решить вопрос об ответственности лиц, по вине ко-торых были допущены нарушения;
- обеспечить своевременное и правильное исполнение принятого решения.
По результатам разрешения обращения составляется мотивированное заключение, в котором должны содержаться объективный и исчерпывающий анализ собранных материа-лов; отмечаться выявленные недостатки и нарушения; при-нятые меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, привлечению к ответственности подчи-ненных должностных лиц, злоупотребивших властью или служебным положением.
Заключение подписывается лицом, производившим проверку, и утверждается руководителем органа.
Ответы заявителю дают руководители или другие уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел в письменной или устной Форме с указанием принятых по обращению мер или доводов отклонения обращения. По просьбе гражданина ему разъясняется порядок обжалования принятого решения.
В случае устного ответа заявителю составляется соответствующая справка, которая приобщается к материалам проверки письма. В карточке учета (журнале) делается отметка о том, что результаты проверки сообщены заявителю в личной беседе.
Обращение разрешается в срок до одного месяца со дня поступления в орган внутренних дел, а обращение, не требующее дополнительного изучения и проверки, - не позднее 15 дней.
Срок разрешения обращений исчисляется со дня поступления их в органы внутренних дел по день направления заявителям сообщения о результатах разрешения.
Руководитель органа внутренних дел, исходя из объема разрешаемых вопросов, может установить сокращенный срок разрешения обращения.
В случаях, когда для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование допол-нительных материалов либо принятие других мер, сроки их разрешения могут быть в порядке исключения продлены руководителем органа внутренних дел или его заместителем, но не более чем на два месяца. Об изменении сроков рас-смотрения обращения сообщается заявителю.
Обращения, поступающие в МВД Республики Беларусь из вышестоящих инстанций, берутся на особый контроль и разрешаются в первую очередь. В этих случаях на письмах и карточках проставляется штамп "Контроль". Проведение проверок по таким обращениям, как правило, подчиненным органам не поручается.
Решения по результатам рассмотрения принимаются руководством МВД либо начальниками главных, центральных, самостоятельных управлений, центров, комитетов и служб МВД, в которые эти обращения были направлены. Указанные должностные лица дают ответы в соответствующие инстанции и авторам обращений.