Чтобы решить вопрос о том, кто виноват, нужно обратиться к истории. Любой, кто читал Вересаева, Чехова, Булгакова (обоих) и вообще интересовался историей России, прекрасно помнит, что в России любая добровольная прививочная кампания всегда проваливалась. Еще в XVIII веке, при Екатерине II, а потом — до самого конца эпохи царей. Причины всегда были сходны. Русский народ выбирает пути, которые в наименьшей степени меняют то, что ему привычно и комфортно. Новая прививка — это что-то, с чем он не сталкивался, он этого не любит. Поэтому в норме на прививочную кампанию крестьяне реагировали крайне неохотно, посылая доброхотов с вакциной куда подальше. Однако болезнь русский человек не любит еще больше: жертв вакцин он лично не видел, а вот жертв болезни иной раз вполне.
Поэтому русский мужик (с супругой) активно избегал прививания от оспы в любые годы, кроме тех, когда по стране уже катилась эпидемия оспы. Если же она успела заглянуть в его деревню, он бежал прививаться со всех ног, демонстрируя завидную скорость и веру в медицину.
Не стоит над ним смеяться. Да, разумеется, такое поведение глубоко алогично: прививаться, когда высокозаразная болезнь вокруг тебя, намного менее результативно, чем сделать это до. Когда, во-первых, на прививочном пункте нет толкучки, а во-вторых там тебя еще не могут заразить (и зараза тогда может слегка обогнать прививку).
Но разве люди в России вокруг нас не действуют так же, как крестьяне прошлого, ни разу в жизни не ходившие в школу? Автор этих строк специально посещал места прививания в перерывах между волнами и во время волн: там пусто и гулко, когда вспышки нет, и там же стоят очереди в сотни метров длиной, когда вспышка есть. То же самое отражает и график вакцинации ниже. Выходит, массовое образование ничуть не изменило реакции наших современников на прививочные кампании. Не над кем смеяться: мы ничуть не умнее своих предков.
Дело в том, что подход «как бы так что-то предпринимать, чтобы в этом было поменьше нового, а значит небезопасного» применялся нашим народом не только в области медицины. Вся политическая история страны за последние как минимум 400 лет построена по тому же алгоритму. Население активно вмешивалось в политическую жизнь, только когда государство с ней явно не справлялось (Смута, Земские соборы). Или когда населению казалось, пусть и ошибочно, что государство не справляется (1916-1917 годы).
В остальных случаях, как отмечает историк Ричард Пайпс, работал неписанный контракт между народом и государством, который гласил: мы вам рекрутов и налоги, вы нам — ноль внешних угроз и минимум новаций в наших повседневных делах. С концом эпохи царей в этом негласном договоре мало что изменилось. ...
Получается, что слабая эволюция отношения к вакцинации была вызвана тем, что история России никогда не требовала от граждан сознательного выбора нового и малопонятного. Все крупные перемены в жизни населения совершались посредством делегирования полномочий власти, которая либо жестко заставляла население — как большевики с вакцинацией и ревакцинакцией от оспы — либо не заставляла, и тогда большинство населения вакцинации избегало (ибо то не хотело), как при царях.
Население все еще ждет от власти четких и однозначных сигналов в виде жесткого принуждения. Если же власть проявит слабость и даст гражданам свободу выбора, это вызовет у большинства лишь презрение к этой слабости и нерешительности.
Отсюда и многочисленные комментарии пользователей в соцсетях и на новостных сайтах: «Если бы власть реально хотела, чтобы все привились, она бы просто надавила бы посильнее, и все бы вакцинировались». Это не просто забавное заблуждение, игнорирующее то, что власти не хотят никого заставлять. Это то, что люди — основная масса населения — на самом деле думают о ситуации.
Получается, что в провале вакцинации виноваты все-таки власти. Это они проявляются неуместную, согласно коллективному бессознательному нашего общества, мягкость, которую в народе столь легко путают со слабостью. Именно власти не знают свой народ и навязывают ему так называемую свободу выбора между «привиться» и «не привиться».