Лобби́зм (англ. lobbyism от lobby, «кулуары») — вид деятельности, заключающийся в воздействии со стороны физических лиц и представителей негосударственных организаций на органы власти или органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими определённых решений. Лоббист при этом не состоит на службе в органе, который вправе принять (или не принять) нужное решение.
...
Методы лоббизма бывают законными и незаконными. К первым относится подача петиций, массовая рассылка писем в органы власти, проведение экспертизы законопроектов для государственного органа, проведение информационной кампании по обработке общественного мнения.
...
Объективно существование лоббизма связано с двумя факторами: наличием в обществе групп интересов и потребностью органов власти в экспертной информации, которую они не могут удовлетворить самостоятельно. Поэтому лоббизм менее развит в тех органах власти, которые обладают возможностью получать экспертную информацию от собственных или подчиненных им структур.
...
По правовому регулированию лоббизма страны делятся на три группы. В первой группе (Канада, США) лоббизм жестко регламентирован законодательством, а лоббисты в обязательном порядке регистрируются и отчитываются о своей деятельности. Во второй группе (некоторые страны Европы) лоббизм полностью (или только в отдельных органах власти) регулируется в рамках мягкого права, регистрация лоббистов необязательна. В третьей группе стран (к ней относится большинство современных государств) лоббизм не регламентирован специальным законом. Однако в большинстве стран (вне зависимости от того, есть ли в их национальном законодательстве понятие «лоббизм») правовой основой лоббизма является закрепленное конституционным актом право на подачу петиции в орган власти.
...
Технологии лоббизма бывают двух видов[16]:
Прямой лоббизм — непосредственные контакты с представителями органов государственной власти. Прямое лоббирование включает следующие формы: назначение и проведение встреч с политиками и чиновниками, персональные письма и телефонные звонки, налаживание неформальных отношений и прочее;
Непрямой лоббизм — влияние на процесс принятия политических решений посредством мобилизации общественного мнения в пользу (или против) той или иной позиции. Непрямое лоббирование включает такие формы, как массовая рассылка писем, организация пресс-конференций, публичных встреч, сбора подписей, демонстраций, пикетов и т. д.
...
Существуют три формы поддержки, которую лоббист может оказать чиновнику (в том числе избранному политику)[18]:
Информация Лоббист готовит экспертные заключения, справки и привлекает экспертов. Информация, которую получает чиновник от лоббиста, делится на два вида. Во-первых, это сведения, связанные с нормативным документом (решением), в подготовке которого принимает участие (может принять участие) чиновник. Во-вторых, это данные о предпочтениях избирателей;
...
Лоббизм в странах СНГ
15 ноября 2003 года Межпарламентская ассамблея СНГ приняла модельный закон СНГ «О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти». Этот документ предусматривает следующее[75]:
Лоббистская деятельность — это деятельность граждан, а также их объединений по установлению контактов с должностными лицами и депутатами органов законодательной власти с целью оказания влияния от имени и в интересах конкретных клиентов на разработку, принятие и осуществление указанными органами законодательных актов, политических решений, подзаконных нормативных актов, административных решений;
…
По состоянию на 2014 год этот модельный закон не лег в основу национального правового акта ни в одной из стран СНГ
Правовое регулирования данной деятельности в РБ отсутствует.
Вопросы знатокам для мозговой разминки
1. Существуют ли в РБ лоббисты и лоббистские организации? Если существуют, то в какой организационно-правовой форме? Предположу, что это могут быть общественные организации, в уставе которых записано примерно такое «Представление интересов_________ в государственных органах и иных организациях»
2. Лоббизм - это один вид деятельность по ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (ОКЭД)? Какой код? Если не один вид деятельности, то какие составляющие (виды деятельности по ОКЭД) включает лоббизм?
3. Относятся ли составляющие лоббизма к лицензионным видам деятельности, предусмотренным Указом № 450 (например, юридические услуги)?
4. Каким договором (договорами) опосредуется лоббизм (составляющие лоббизма)?
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19.12.2002 № 166-З
Статья 13. Термины и их определения
1. Термины гражданского права и других отраслей права, используемые в настоящем Кодексе, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено настоящим Кодексом.
2. Для целей настоящего Кодекса используются следующие термины и их определения:
...
2.13. консультационные услуги - услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом;
2.14. маркетинговые услуги - услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг), оказываемые в целях принятия мер по созданию необходимых экономических условий для производства и обращения товаров (работ, услуг), включая их характеристику, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы;
2.15. научно-исследовательские работы - проведение научных исследований, обусловленных техническим заданием заказчика;
2.19. посреднические услуги - услуги по содействию в установлении контактов и заключении сделок между производителями (подрядчиками, исполнителями) и потребителями (заказчиками), продавцами (поставщиками) и покупателями, услуги по поиску и (или) предоставлению заказчику информации о потенциальных покупателях, а также услуги комиссионеров (поверенных) и иных лиц, действующих на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
2.32. услуги по обработке информации - услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;
2.33. услуги по предоставлению информации - услуги по предоставлению информации (ознакомлению с информацией), запрашиваемой заказчиком;
2.36. юридические услуги - услуги правового характера, в том числе предоставление разъяснений и консультаций, подготовка и экспертиза документов, представление интересов заказчиков в судах.
Также я бы обратил внимание на
Закон Республики Беларусь от 22.05.2000 № 395-З "О социальном обслуживании"
...
консультационно-информационные услуги - информирование об условиях и порядке организации и оказания социальных услуг, оказание содействия в оформлении и истребовании документов, необходимых для реализации права на установленные законодательством формы и виды социальной поддержки;
Отсюда вопрос: является ли «информирование об условиях и порядке организации и выполнения каких-либо работ (оказания услуг), оказание содействия в оформлении [либо «составлении»] и истребовании каких-либо документов [в т.ч. «правового характера»], необходимых для реализации каких-либо прав и законных интересов» услугами в смысле п.п. 2.13–2.15, 2.19, 2.32, 2.33 и особенно 2.36 НК? Каким договором (договорами) опосредуется оказание данных услуг?