Дорога домой!
"Году малой родины" посвящается...
Друзья! Отцы и деды! Мамы и бабушки! Братья и сестры! Земляки!
Я попытаюсь начать тему, которая застряла в моём мозгу очень давно...
Так получилась, что эта деревенька является моим самым любимым, дорогим и родным местом на Земном шаре...
Дертники!!!
Они спрятались на стыке Минской и Гродненской областей, они - первый населенный пункт по пути из Воложинского в Ошмянский район...
До них еще нет никакого дела столице, и уже нет никакого дела Гродно...
Вэлкам в Дертники!
Немного предыстории....
Каждое лето в свои школьные годы я проводил именно в Дертниках... Нередко заезжал и на каникулы покороче...
Бабуля, очень давно оставшаяся без мужа, была очень рада помощнику - хозяйство (корова, свинья и поросята,
куры, огород) требовало любых рук... Именно бабуле я благодарен за то, что знаю цену труду...
Хотя оценил это намного позже...
А в то "золотое" время каждого 1-ого июня я паковал "чумадан" и летел на Дертники!
Добраться до деревни можно было запросто:
Ежедневный автобусный рейс "Минск-Островец", ежедневный автобусный рейс "Минск-Трабы"....
Ещё был шикарный Икарус по маршруту "Минск-Вильнюс", но как ходил - не помню...
Ну и более "романтичный" способ: электричка до Молодечно и дизель до ст.Богданов или ст.Войганы....
Практически всегда выходил на Богданове и чесал пешком по живописным местам 5 км. до своей малой родины...
Но я не об этом... Предыстория для того, чтобы было понятно, ради чего моя затея...
Итак..
Где-то в году 89-ом прошлого столетия кто-то из чиновников вдруг решил, что шикарная довоенная брусчатка, проходящая через Дертники, которая начиналась, кажется, в Воложине, и тянулясь, наверное, до Ошмян, чему-то не соответствует...
вот такая дорога раньше вела в мою деревню
И началось грандиозное строительство!
Вдоль дороги были выкорчеваны огромные деревья, посаженные еще до ВОВ, дорога засыпана песчано-гравийной смесью и....
И все... В то время у председателей и главных агрономов колхозов была мода - "закатывать" свои приусадебные хозяйства в асфальт... Вот, быстрее всего, поэтому и не хватило асфальта на примерно 10-ти километровый участок дороги от границы Минской и Гродненской областей и до ныне агрогородка Гольшаны.
А тут еще и развал Союза... Сами понимаете... Столичные дорожники свою миссию выполнили, а вот западники подвели...
Плавный такой переход из Минской в Гродненскую область
Этакая символичность ситуации: "В Ошмянском районе Гродненской области все в поряде!"
Время шло и, само собой, с дорогой ничего хорошего не происходило... Сельхозтехника и природные катаклизмы превратили дорогу в заградительный барьер, отлично защищающий маленький мирок Дертников от внешнего мира.
Вроде бы и хорошо, но вот только и нам, тем, у кого в Дертниках живут родственники и друзья, попасть на землю обетованную без риска остаться без авто нереально.
Альтернатива брусчатке и асфальту
Фото, конечно, не может передать всей прелести передвижения по этой дороге. Но даже на фото видна "гребенка"...
На сегодняшний день автопарки Минска и Островца не решаются запускать по этой трассе свои автобусы...
Из общественного транспорта в Дертники заезжает только автобус Минск-Трабы, и то лишь по выходным...
Образовавшаяся "гребенка" не оставляет подвеске авто никакого шанса: летом можно ехать только на скорости 10-15 км в час в условиях нулевой видимости из-за пыли (тут мы мечтаем о дожде), зимой экстремальная трасса из-за неравномерного распределения льда, снега и воды доведет до истерики самого бывалого автолюбителя...
Относительно безопасным остается пешее 5-ти километровое путешествие...
Вот такой устойчивый пыльный шлейф остается после проезда авто
Местные жители неоднократно обращались устно и письменно в сельсовет и райисполком с вышеуказанной проблемой...
Но получали очевидные ответы...
Один из ответов
Чиновники очень умеют "играть словами" - ну, учат их этому...
И здесь мы видим, что исполком "будет ходатайствовать" о возможном ремонте в 2016 году - ни к чему не обязывающая фраза.
И вот, как говорится, не прошло и 20-ти лет, как нервы мои не выдержали и я затеял дело правое, но безнадежное
Я ТОЖЕ НАЧАЛ ПЕРЕПИСКУ С ЧИНОВНИКАМИ!!!
Но, предварительно, решил взглянуть на бумажную карту Беларуси....
Вырезка из бумажной карты РБ...
Внезапно интересующий нас участок дороги оказался дорогой местного значения с покрытием, а не грунтовой дорогой...
В связи с тем, что такие карты создаются, быстрее всего, по информации официальных источников, закрадывается мысль, что "на бумаге" этот участок благополучно покрыт асфальтом...
В целях развития темы обратимся к Яндекс-картам...
вырезка с Яндекс-карт
И тут видим, что дорога возле Богданово (да и не только), где лежит асфальт, обозначена аналогично участку возле Дертник...
В общем-то, конечно, хотелось бы, чтобы компетентные организации объяснили несоответствие вида реального покрытия нашей дороги информации из официальных источников...
Сами же чиновники покрытие нашей дороги называют "гравийным":
Мнение Комитета по архитектуре и строительству
А вот контраст между гравийкой, какой она должна быть, и нашей гравийкой
Гравийка по мнению Google.............................................................Гравийка в Ошмянском районе
Очевидно, что смесь песка, пыли и мелких камушков на нашей дороге - это подготовка для укладки асфальта, но никак не гравийная дорога.
Ну а пока "первая ласточка" полетела в Ошмянский районный исполнительных комитет... Письмо писал конкретно я... По тексту описывал состояние дороги и просил привести дорогу в состояние, пригодное для эксплуатации...
Итак, ответ:
Ответ Ошмянского райисполкома
В общем-то, стандартное культурное письмо с общим смыслом "Денег нет, но вы там..."
И традиционные обещания "в воздух" учесть наши пожелания в этом или последующих годах.
Удивило, что с гордостью подчеркивается проводимое "грейдирование" дороги... Вот сел бы автор письма на свою иномарку и проехал после танка по этой дороге... Эх, чиновники...
Следующий шаг - коллективное обращение в Гродненский областной исполнительный комитет примерно с таким же текстом, что и предыдущее письмо...
Ответ на коллективное обращение:
Ответ Гродненского облисполкома
Ответ рассмотрим немножко подробнее:
Фирменный бланк с ответом почему-то оказался не очень-то и фирменным - во-первых, он черно-белый, во-вторых он не содержит номера (фирменные бланки в таких организациях являются бланками строгой отчетности и имеют нумерацию).
Сразу же в первом предложении подчеркивается, что ответ составлен в соответствии с Законом РБ "Об обращении граждан и юридических лиц" - обращение рассмотрено с выездом на место...
Трудно представить, как должностные лица из Гродно едут 200 км. до Дертник и 200 км. обратно, чтобы убедиться в правдивости наших слов и заставить работников ДРСУ № 159 еще разочек пройтись грейдером и еще больше раздолбать дорогу...
Хотелось бы знать фамилии героев - в письме они не сообщаются...
Далее озвучивается сумма, необходимая для ремонта дороги. Оказывается, наша дорога в случае чего съест 70% бюджета, выделенного району на эти цели в 2018 году. Калькулятор подсказывает, что всего в 2018 году Ошмянам выделено средств на ремонт аж 9 с половиной километров местных гравийных дорог. Немного совсем непонятно, как вообще это планировалось? Точечно положить асфальт 100-метровыми кусками, разбросанными по всему району? Если весь бюджет ушел на какой-то участок дороги в другом месте, так бы и написали.
Кстати, да... Имеем вот такую информацию:
Вырезка из "Ошмянского вестника"
Планирумый к капитальному ремонту участок нашей дороги - это главный перекресток в а.г. "Гольшаны".
Вот что там планируется сделать:
Ремонт дороги в Гольшанах
Наверное, вот на эти более важные вело-пешеходные связи и ушел бюджет.
Вернувшись к письму из области, выделяем смысл: "Денег на вас у нас нету..."
Теперь мы будем добиваться правды в Администрации Президента Республики Беларусь, Комитете Государственного Контроля Республики Беларусь и Совете Министров Республики Беларусь.
Письма туда уже дошли.
Кстати, прямой вопрос: "Почему в 90-х не закончили укладку асфальта?" чиновники в своих письмах просто игнорируют....
Первый ответ:
КГК, к сожалению, перенаправил наше письмо туда, где мы уже были - в Гродненский облисполком.
Ответ второй и третий:
Администрация Президента и Совмин тоже перенаправили письма в Гродненский облисполком.
Всё только начинается!
Пока ждем трех ответов, отправил письмо в Министерство транспорта и коммуникаций РБ с вопросом, не планируется ли укладка асфальта в связи с проведением в 2019 году II Европейских игр в Минске.
Немного странно, но и это письмо перенаправлено в Гродненский облисполком.
А вот и ответ! Причем это ответ, кажется, на четыре письма сразу:
Расширенный ответ
Как видим, письмо на это раз получилось развернутое - ну еще бы... Это ответ быстрее не нам, а АП, КГК и СМ РБ!
Поэтому в нем много букв и цифр, а еще больше "воды" , т.е. письмо составлено в лучших традициях белорусского чиновника.
Теперь коротко изложу его суть: "Ваша дорога очень дорогая, она не входит в наши планы ни в этом, ни в следующем, ни в последующих годах. У нас есть дела поважнее."
Как-то так. Теперь думаем над текстом следующих коллективных обращений..
А пока наши активисты снимают видео:
продолжение следует...