IV. УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ
Проектом планируется создание 1210 парковочных и 3183 стояночных места. При таком увеличении количества машин плотность потока на существующих улицах приведёт к транспортному коллапсу. Граждане уже неоднократно высказывались против расширения ул. Севастопольской и уменьшения озеленённой территории Севастопольского парка и поддерживают это требование и сегодня. По ул. Волгоградской в периоды максимальной интенсивности уже сейчас затруднено автомобильное движение.
14. Размещение улиц вблизи жилой застройки
В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», в градостроительной документации детального планирования (детальный план) определяются красные линии и линии регулирования застройки.
Согласно ст. 1 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «красные линии – предусмотренные градостроительной документацией детального планирования условные линии, предназначенные для отделения в населенных пунктах земель общего пользования от территорий, предназначенных для застройки или иного использования;
линии регулирования застройки – предусмотренные градостроительной документацией детального планирования условные линии, предназначенные для отделения в населенных пунктах территорий, в пределах которых должно осуществляться размещение зданий, от иных территорий».
Согласно абз. 3 п. 5.1.1 ТКП 45-3.03-227-2010 расстояние между линиями регулирования застройки и красными линиями для проектируемой застройки должно составлять не менее:
10 м – для улиц категорий М, А, Б, В;
3 м – для усадебной застройки до границы участка.
На схеме проектного решения обсуждаемого ПДП обозначены красные линии и линии регулирования застройки на данной территории, при этом на ул. Кнорина и на ул. Волгоградской сохраняемые дома упираются в красную линию, а линия регулирования застройки огибает вылезшие за неё уже существующие дома № 34, 48, 64 по ул. Волгоградской и дом № 35 по ул. Кнорина. Хотя, как указывалось выше, линии регулирования застройки – это «условные линии, предназначенные для отделения в населенных пунктах территорий, в пределах которых должно осуществляться размещение зданий, от иных территорий», которые «фиксируют расположение объектов на участке». Соответственно, здания необходимо располагать за линиями регулирования застройки.
Проектом предусматривается размещение высокоплотной жилой застройки вблизи улиц Волгоградская и Кнорина. Эти улицы являются районными магистралями категории Б.
В соответствии с п. 5.1.1 ТКП 45-3.03-227-2010, основные параметры улиц населенных пунктов принимают в соответствии с нормами, приведенными в таблице 5.1 данного ТКП, в зависимости от категории улиц и с учетом интенсивности движения транспортных средств и пешеходов на 20-й год с момента окончания проектирования. Таким образом, минимальный отступ многоэтажной жилой застройки от красных линий должен составлять 10 м, минимальное количество полос 4, ширина полосы движения 3,5 м, минимальная ширина центральной разделительной полосы 2 м, ширина обочины 2,5 м, наименьшая ширина пешеходной части тротуара со стороны многоэтажной застройки 3 м, со стороны малоэтажной жилой застройки 2,25 м. Ширина улицы в красных линиях должна составлять 30-60 м.
Отсутствует возможность приближения красных линий к линиям регулирования застройки, предусмотренная в 4 п. 5.1.1 ТКП 45-3.03-227-2010 (с учетом Изменения № 5), так они уже сливаются на многих участках указанных улиц.
Таким образом, при условии выполнения технических нормативных актов возможность расширения улиц Волгоградской и Кнорина отсутствует.
Дополнительные 4393 автомобилей, газующие в заторе на ул. Волгоградской очевидно приведут к ухудшению показателей состояния атмосферного воздуха и уровня шума. Шумозащитное озеленение вряд ли будет эффективно для жителей верхних этажей 16 этажных домов. А звукоизоляция окон действует только при условии, что окна держат закрытыми.
Предложение непредставившегося на презентации разработчика транспортного отдела перенимать опыт других больших городов и проводить политику сдерживания в использовании личного транспорта при поездках на работу и в культурно-бытовые поездки через ограничение въезда в центр города и организацию платных парковок (аудиофайл 2, 22:50) считаем неприемлемым. Нецелесообразно перенимать негативный опыт больших европейских городов, ведущий к перенаселению, несоответсвию транспортно-инженерной инфраструктуры городов количеству жителей и, следовательно, к ухудшению качества жизни. В случае, когда транспортная сеть города не соответствует количеству населения и нет возможности её расширения, уплотнение города необходимо прекращать, а не проводить европейскую политику.
15. Размещение парковочных и стояночных мест
ПДП предполагает создание 3183 стояночных и 1210 парковочных машино-мест. Согласно п. 5.4.4 ТКП 45-3.02-25-2006, минимальные размеры места хранения автомобилей должны быть, не менее 5 м длиной и 2,3 м шириной. Так, общая площадь стоянок составит 3,66 га, а парковок 1,39 га, то есть всего 5,05 га без учета мест для инвалидов и без учета проездов. При этом следует учитывать, что Согласно Примечания 1 к табл. 11.5 ТКП 45-3.01-116-2008 подъезды к отдельно стоящим автомобильным стоянкам и парковкам вместимостью более 50 машино-мест должны быть удалены от окон жилых зданий, рабочих помещений общественных зданий, от границ участков школ, детских дошкольных и лечебных учреждений не менее чем на 10 м.
В представленных материалах нигде не описано, сколько уровней будут иметь подземные парковки и где будут размещены наземные.
Согласно абз. 1 п. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116-2008 «Требуемое для объекта количество парковочных мест устанавливается расчетом, но не менее расчетных показателей на одно парковочное место, принятых в таблице В.1 (приложение В)». Требуемое для объекта количество парковочных мест, установленное расчетом, должно быть расположено в пределах участка, отведенного под застройку данного объекта (п. 11.6.18 ТКП 45-3.01-116-2008.
Очевидно, что указанные выше показатели таблицы «Основные технико-экономические показатели детального плана» зависят от основных технико-экономических показателей (функционального назначения, мощности (вместимости, пропускной способности)) всех объектов строительства, а также их составных частей (для многофункциональных объектов), планируемых к размещению по ПДП. При этом таблица «Основные технико-экономические показатели детального плана» относится к утверждаемой (обязательной) части ПДП (пункты 5.7 и 6.2 ТКП 45-3.01-284-2014).
Таким образом, в ПДП должно быть определено не только функциональное зонирование (примерные границы «инвестиционных участков) и общее функциональное назначение «инвестиционных объектов», но и конкретные показатели мощности для каждого объекта.
Исходя из вышеизложенного, планирование к размещению в ПДП абстрактных объектов строительства с неопределенными основными технико-экономическими показателями, в том числе его частей (для многофункциональных объектов) недопустимо. Для каждого объекта жилого, общественного и производственного назначения в ПДП должны быть определены его основные технико-экономические показатели (функциональное назначение, мощность (вместимость, пропускная способность, общая жилая площадь)), а для многофункциональных объектов – функциональное назначение, мощность (вместимость, пропускная способность) его составных частей – зданий, сооружений и помещений.
Вызывает сомнения возможность размещения объекта административно-торгового назначения с паркингом на 100 машино-мест домов № 17, 23, 25 по ул. Кутузова. Согласно таблице 11.5 ТКП 45-3.01-116-2008, расстояние от автостоянки до фасадов жилых домов должно составлять не менее 25 метров. При этом если дом расположен на приусадебном участке, то это расстояние считается от границы участка. Расстояние от участков на переулке Чайковского до паркинга составляет 15 метров. Ширина участка, на котором планируется паркинг в узком месте составляет 40 метров, а в широком 50 метров. Таким образом, ширина паркинга в самом узком месте не может превосходить 15 метров, а в самом широком 25 метра, без учёта других возможных ограничений как, например, санитарно-защитной зоны и пожарного разрыва склада нефтепродуктов котельной «Кедышко». На плане ширина паркинга составляет от 20 до 30 метров. То есть, если следовать нормам ТКП 45-3.01-116-2008, паркинг просто не влезет.
16. Недоразвитие велосипедной инфраструктуры
В п. 2.3 главы 13 Генерального плана г. Минска приоритетным направлением значится развитие велосипедной инфраструктуры. В Основных положениях ПДП указано, что проектируется сеть велодорожек, однако на предоставленных схемах отмечена только одна велодорожка, идущая с противоположной стороны от зоны 50Жсп улицы Волгоградская, которая не включается в границы проектирования согласно представленным схемам.