1. Проект детального планирования
Застройка населенных пунктов осуществляется в соответствии с ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки».
Так, согласно п. 4.1.1 ТКП 45-3.01-116 «…застройку населенных пунктов следует осуществлять на основе… проектов… детального… градостроительного планирования...». Согласно п. 4.1.7 ТКП 45-3.01-116 «Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов – район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс – территорий предполагаемой инвестиционной деятельности».
В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) в градостроительной документации детального планирования (детальный план) определяются:
- красные линии и линии регулирования застройки;
- территориальные зоны по преимущественному функциональному использованию;
- размещение объектов общего пользования, социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания;
- градостроительные требования к застройке территорий;
- параметры транспортных сооружений, улиц, проездов, пешеходных зон, магистральных сооружений и коммуникаций связи, инженерного оборудования, благоустройства территорий.
Согласно ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» в градостроительном проекте детального планирования (далее – ПДП) осуществляется расчет: параметров градостроительного освоения территории; баланс застроенной и озелененной территории; плотности жилого фонда и численности проектного населения; необходимой мощности (вместимости) объектов общественного социально-гарантированного обслуживания для обеспечения ими проектного населения и определяются места их размещения; обеспеченности объектов строительства местами хранения и стоянки автотранспорта; экологическая оценка окружающей среды и мероприятия по защите населения от вредного воздействия; озелененности территории и обеспеченности проектного населения озелененными территориями; необходимых (резервных) мощностей электро-, газо-, водоснабжения и бытовой канализации для строительства предусмотренных в ПДП объектов.
В ПДП также определяется доля территорий, занимаемых жилой застройкой, участками учреждений воспитания и образования, предприятиями общественного обслуживания, озелененными территориями, автостоянками и парковками автотранспортных средств в зависимости от принятой в ПДП плотности жилищного фонда, размещения объектов социально-гарантированного обслуживания и других факторов, требования к благоустройству территории.
Согласно п. 1.3 гл. 16 Основных положений Генерального плана г. Минска на чертеже Плана функционального зонирования Минска обозначаются «границы функциональных зон города», а «Подробное функциональное зонирование территории города с выделением участков подзон и определение их параметров (тип и подтип функциональных зон, их границы, интенсивность освоения и др.)» устанавливается в ПДП. Чертеж «Детальный план» выполняют с нанесением «границ планируемых территориальных зон по преимущественному функциональному использованию» (п. 6.6 ТКП 45-3.01-284-2014).
В состав ПДП входят Схема существующего состояния окружающей среды и планировочных ограничений и Схема прогнозируемого состояния окружающей среды (п. 6.1 ТКП 45-3.01-284-2014).
Согласно п. 6.12 ТКП 45-3.01-284-2014 Схема существующего состояния окружающей среды и планировочных ограничений должна содержать сведения по:
- стационарным и передвижным источникам загрязнения (производственные предприятия, объекты инженерно-транспортной инфраструктуры, коммунальные объекты и др.);
- санитарно-гигиеническим планировочным ограничениям (границы санитарно-защитных зон, санитарных разрывов и др.);
- природоохранным планировочным ограничениям (границы водоохранных зон и прибрежных полос водоемов, зон санитарной охраны водозаборов, особо охраняемых природных территорий и др.).
Согласно п. 6.13 ТКП 45-3.01-284-2014 Схема прогнозируемого состояния окружающей среды должна содержать информацию по:
- стационарным и передвижным источникам загрязнения окружающей среды (производственным предприятиям, объектам инженерно-транспортной инфраструктуры, коммунальным объектам и др.), подлежащим сохранению, ликвидации, технологической модернизации, реконструкции, изменению площади территории, а также проектируемым объектам;
- предлагаемым изменениям существующих, а также новых, установленных проектом, границ санитарно-гигиенических и природоохранных планировочных ограничений.
Обоснование проектных решений в ПДП должно включать «предложения по размещению и расчеты вместимости другой недвижимости, определяющей преимущественное функциональное использование территорий» (п. 6.16.2 ТКП 45-3.01-284-2014).
В ПДП устанавливаются регламенты градостроительного развития территории (градостроительные регламенты), действие которых «распространяется на все участки, расположенные в границах территориальных зон, которые выделены детальным планом по преимущественному функциональному использованию» (п.п. 7.1 и 7.2 ТКП 45-3.01-284-2014).
Согласно п. 7.3.13 ТКП 45-3.01-284-2014 «Санитарно-гигиенические и природоохранные регламенты устанавливают требования по:
- соблюдению или изменению границ санитарно-защитных зон и санитарных разрывов от действующих и проектируемых источников загрязнения;
- ликвидации (выносу), перепрофилированию или технической модернизации производственно-коммунальных, инженерно-технических и транспортных объектов;
- санитарному содержанию территорий;
- соблюдению нормативно допустимых уровней акустического загрязнения и проведению шумозащитных мероприятий;
- соблюдению нормативной обеспеченности озелененными территориями ограниченного пользования для функциональных зон (жилых территорий, детских школьных и дошкольных учреждений и т. п.);
- соблюдению границ и режимов содержания территорий, подлежащих особой и специальной охране.»
Согласно п. 4.3 ТКП 45-3.01-284-2014:
«Материалы детального плана используют для подготовки заданий на разработку проектной документации строительства (реконструкции) отдельных зданий и сооружений, градостроительных комплексов, улиц, площадей, инженерных и транспортных сетей и сооружений, проектов благоустройства и озеленения территорий общего пользования согласно [1] (статья 44).
Утвержденный детальный план является основанием для принятия решений о предоставлении земельных участков, разработки градостроительных паспортов земельных участков, а также о назначении земельных сервитутов.
Детальный план учитывают при разработке предпроектной (предынвестиционной) документации».
Между тем, утвержденный в установленном порядке ПДП на территорию, где размещается испрашиваемый под застройку земельный участок, отсутствует. Соответственно, расчеты выполнения нормативов (параметры градостроительного освоения территории, обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, балансы застроенной и озелененной территории, обеспеченность местами стоянки и хранения автотранспорта и др.) и проверка данных расчетов органами и организациями, уполномоченными выдавать государственные экспертные заключения по «проекту» , отсутствует.
В главе 1 Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 05.09.2016 № 334, сказано: «Градостроительная политика позволит решить имеющиеся градостроительные проблемы и эффективно регулировать вопросы… комплексного развития среды жизнедеятельности населения и обеспечения экологической безопасности населенных пунктов». Комплексное развитие среды жизнедеятельности населения (в т.ч. комплексная застройка населенных пунктов) и обеспечение экологической безопасности населенных пунктов возможно только при застройке населенных пунктов в соответствии с утвержденным в установленном порядке ПДП, а не путем «точечной застройки» без наличия утвержденного в установленном порядке ПДП и без обеспечения объектов дополнительными мощностями сетей.
Таким образом, необходимо разработать ПДП на данную территорию, утвердить его в установленном порядке и лишь затем проектировать объекты, которые будут предусмотрены к размещению в ПДП.