Ответить
  • Leo.mogilev Senior Member
    офлайн
    Leo.mogilev Senior Member

    17265

    5 лет на сайте
    пользователь #1844786

    Профиль
    Написать сообщение

    17265
    # 13 июня 2020 16:02
    RET_FRAN:

    ПУД был составлен одной организацией в нескольких экз., один из которых был выдан другой организации, которая являлась участником соответствующей хозяйственной операции (сторона договора).
    Далее выданный экз. второй организацией был утерян. Соответственно, вторая организация обратилась к первой организации с просьбой выдать копию ПУД.
    Вопросы:
    1. Предусматривает ли зак-во обязанность организации, которая составила ПУД, выдавать его копию кому-либо, в т.ч. и участнику соответствующей хоз. операции (сторона договора) по его требованию?
    2. Если предусматривает, то устанавливает ли з-во порядок изготовления и удостоверения копии такого ПУД?
    3. Предусматривает ли зак-во возможность принятия к бух. учету таких копий ПУД?
    4. Если на все эти вопросы ответ отрицательный, то что делать в такой ситуации второй организации, утерявшей свой экз. ПУД?

    алгоритма в законодательстве нету,но есть——

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    30 декабря 2012 г. № 1256
    О некоторых вопросах выдачи и свидетельствования копий документов, касающихся прав и (или) законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц

    1. Юридические лица всех форм собственности, если иное не предусмотрено актами законодательства:
    1.1. выдают копии исходящих от них документов обратившимся к ним гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и юридическим лицам (далее – обратившееся лицо) или их представителям, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и (или) законных интересов обратившихся лиц, за исключением копий исходящих документов, относящихся к переписке государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.
    В заявлении обратившегося лица (его представителя) о выдаче копии документа должны быть указаны сведения, подтверждающие наличие в этом документе информации, непосредственно касающейся конкретных прав и (или) законных интересов обратившегося лица;

    Добавлено спустя 6 минут 1 секунда

    копия документа должна быть заверенной должностным лицом (печатью,если есть))контрагента. При этом ——
    из Инструкции по делопроизводству———отметка о заверении включает слово «Верно», наименование должности лица, заверившего копию, подпись с расшифровкой подписи и дату

  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    21400

    12 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    21400
    # 13 июня 2020 18:52

    Leo.mogilev, это ответ на вопрос № 2, т.е. на 1 из 4 вопросов, которые актуальны для многих (если не практически для всех) субъектов хозяйствоания :znaika:
    А что делать с остальными 3 вопросами? :-? Кому их задавать? :D

    Не тормози – включай мозги
  • Leo.mogilev Senior Member
    офлайн
    Leo.mogilev Senior Member

    17265

    5 лет на сайте
    пользователь #1844786

    Профиль
    Написать сообщение

    17265
    # 13 июня 2020 21:01
    RET_FRAN:

    Leo.mogilev, это ответ на вопрос № 2, т.е. на 1 из 4 вопросов, которые актуальны для многих (если не практически для всех) субъектов хозяйствоания :znaika:
    А что делать с остальными 3 вопросами? :-? Кому их задавать? :D

    ты читать умеешь то? :lol:
    1)

    выдают копии исходящих от них документов

    при условиях

    Добавлено спустя 1 минута 46 секунд

    3)заверенная копия—да

    по накладным—отдельная история,говорить счес не хочу

  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    21400

    12 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    21400
    # 15 июня 2020 12:29

    Вести с полей
    Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов»

    Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» следующие изменения:

    9. Статью 10 изложить в следующей редакции:
    «Статья 10. Первичные учетные документы

    Известная в определенных кругах «группа граждан с активной гражданской позицией» сообщает, что после прочтения данной темы и анализа ст. 9 указанного законопроекта составила и направила адресатам

    Пунктом 9 ст. 1 проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов» предусматривается ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) изложить в новой редакции.
    Пункт 2 статьи 10
    1. Согласно новой редакции абз. 1 ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 57-З «Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения…». При этом в новой редакции ч.ч. 1 и 2 п. 3 ст. 10 Закона № 57-З сказано:
    «Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, установленный Советом Министров Республики Беларусь, устанавливаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне.
    Национальным банком дополнительно к формам первичных учетных документов, включенных в перечень, указанный в части первой настоящего пункта, устанавливаются формы первичных учетных документов и (или) требования к форме, содержанию и подписанию первичных учетных документов для Национального банка, банков».
    Анализ содержания форм первичных учетных документов (далее – ПУД), включенных в перечень первичных учетных документов, утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» (далее – Перечень ПУД) позволяет сделать вывод, что указанные в Перечне ПУД формы ПУД содержат более широкий набор обязательных сведений, чем указано в новой редакции п. 2 ст. 10 Закона № 57-З.
    Соответственно, в абз. 1 ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 57-З после слов «, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь» предлагается добавить слова «уполномоченными государственными органами, определенными Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком,».
    2. Согласно новой редакции абз. 3 ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 57-З «Первичные учетные документы… должны содержать следующие сведения… наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции». Так же «участник хозяйственной операции» упоминается в новой редакции п. 5 ст. 10 Закона № 57-З.
    Можно выделить два вида хозяйственных операций организации:
    а) внутрихозяйственные. Например, списание товарно-материальных ценностей, оформленное соответствующим актом.
    б) внешнехозяйственные. Например, согласно ст. 155 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З, основанием совершения хозяйственной операции могут являться «дву- или многосторонние сделки (договоры)», соответственно, стороны договора будут являться участниками такой хозяйственной операции. В этом случае участником хозяйственной операции будут являются сама организация, а также иные лица, являющиеся стороной договора. В качестве «иных лиц» (стороны по договору с организацией) могут выступать 1) иные организации, 2) физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели.
    При этом:
    1) термин «участник хозяйственной операции» в п. 5 ст. 10 Закона № 57-З не определен. В абз. 24 ст. 1 Закона № 57-З содержится определение следующего термина: «хозяйственная операция – действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов». Соответственно, участниками хозяйственной операции могут являются, помимо самой организации, иные «организации и индивидуальные предприниматели», а также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (ремесленники, «самозанятые» и др. граждане).
    2) согласно п. 1 ст. 2 Закона № 57-З его действие «распространяется на организации», а согласно новой редакции абз. 9 ст. 1 Закона № 57-З «организации – юридические лица Республики Беларусь, представительства иностранных и международных организаций, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности)», т.е. «индивидуальные предприниматели» в общем случае к «организациям» не относятся и на них Закон № 57-З не распространяется.
    Исходя из вышеизложенного, предлагается абз. 3 ст. 10 Закона № 57-З изложить в следующей редакции:
    «участники хозяйственной операции (наименование организации, фамилия и инициалы физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя);».
    3. Согласно новой редакции абз. 4 ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 57-З «Первичные учетные документы… должны содержать следующие сведения… содержание и основание совершения хозяйственной операции…». Что именно является «основанием» совершения хозяйственной операции? Закон № 57-З не указывает, какие обстоятельства могут и должны признаваться «основаниями» совершения хозяйственных операций.
    Справочно: подп. 4 п. 2 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 6.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон), подп. 4 п. 3 ст. 7 Закона Республики Казахстан от 28.02.2007 г № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон Казахстана) и абз. 5 п. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 р. № 996-XIV (далее – Закон Украины) к «обязательным реквизитам» ПУД относят только «содержание» хозяйственной операции, а не ее «основание».
    Соответственно, предлагается:
    а) дополнить ст. 1 Закона № 57-З определением термина «основание хозяйственной операции»,
    либо
    б) исключить слова «и основание» из новой редакции абз. 4 ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 57-З.
    4. Как отмечалось выше, участниками «внешнехозяйственных» операций являются несколько участников. Соответственно, ПУДы, которым оформлены такие хозяйственные операции, должны быть подписаны уполномоченными лицами от имени всех участников хозяйственной операции, а не единолично от имени одного участника операции. Как исключение, в установленных случаях такие ПУДы могут быть подписаны от имени одного участника хозяйственной операции (единолично). Однако, таких правил п. 2 ст. 10 Закона № 57-З не содержит.
    Соответственно, предлагается дополнить п. 2 ст. 10 Закона № 57-З двумя частями следующего содержания:
    «Первичный учетный документ должен быть подписан от имени всех участников хозяйственной операции лицами, уполномоченными на их подписание в соответствии с требованиями законодательства.
    Первичный учетный документ, которым оформлена хозяйственная операция с несколькими участниками, может быть подписан от имени одного участника хозяйственной операции (единолично) в случаях, определенных Министерством финансов.
    Пункты 2 и 3 статьи 10
    Новая редакция ч. 1 п. 2 и п. 3 Закона № 57-З предусматривает следующую последовательность норм:
    1) общие требования к содержанию ПУД (новая редакция ч. 1 п. 2 и п. 3 ст. 10 Закона № 57-З);
    2) специальные требования к содержанию ПУД, которые устанавливаются «уполномоченными государственными органами, определенными Советом Министров Республики Беларусь» в формах ПУД, включенных в Перечень ПУД, в «формах первичных учетных документов и (или) требования к форме, содержанию и подписанию первичных учетных документов для Национального банка, банков», устанавливаемых Национальным банком, и в формах ПУД, установленными «республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов либо руководителем организации» (новая редакция ч.ч. 1-3 п. 3 ст. 10 Закона № 57-З).
    При этом:
    1) формы ПУД, упоминаемые в новой редакции ч.ч. 1-3 п. 3 ст. 10 Закона № 57-З, охватывают наиболее важные и распространенные на практике «хозяйственные операции», участником которых являются организации;
    2) в новой редакции п. 3 ст. 10 Закона № 57-З отсутствует указание на право организациям самостоятельно устанавливать для применения формы ПУД независимо от наличия форм таких документов, установленных «уполномоченными государственными органами, определенными Советом Министров Республики Беларусь» в формах ПУД, включенных в Перечень ПУД, и в «формах первичных учетных документов и (или) требования к форме, содержанию и подписанию первичных учетных документов для Национального банка, банков», устанавливаемых Национальным банком в соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 10 Закона № 57-З, но отсутствует запрет это делать с учетом общих требований к содержанию ПУД в новой редакции ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 57-З.
    Следует отметить, что ранее действовавший Указ Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» (далее – Указ № 114) предусматривал иную последовательность аналогичных норм: общие требования к содержанию ПУД (подп. 1.4 п. 1 Указа № 114) содержались после норм о формах ПУД, утверждаемых уполномоченными государственными органами (подп. 1.2 и 1.3 п. 1 Указа № 114), а не до них.
    Справочно: в ст. 7 Закона Казахстана сказано:
    «2. Формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
    3. Первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты…».
    Такой подход казахстанского законодателя заслуживает внимания.
    Исходя из вышеизложенного, предлагается:
    1) изложить п. 2 ст. 10 Закона № 57-З в редакции, включающей текст новой редакции п. 3 ст. 10 Закона № 57-З (перенести текст новой редакции п. 3 ст. 10 Закона № 57-З в п. 2 ст. 10 Закона № 57-З);
    2) изложить п. 3 ст. 10 Закона № 57-З в следующей редакции:
    «Организация вправе самостоятельно устанавливать для применения формы первичных учетных документов, требования к форме и(или) содержанию которых не утверждены уполномоченными государственными органами в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, включая в них, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, следующие обязательные сведения…» и далее по тексту из новой редакции ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 57-З.
    Пункт 5 статьи 10
    В новой редакции п. 5 ст. 10 Закона № 57-З сказано: «Первичный учетный документ может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в случаях, определенных Министерством финансов». Из чего следует, что в общем случае ПУД должны составляться участниками хозяйственной операции совместно. Так, в разного рода комментариях, пособиях и т.п. можно прочитать такое мнение: «По общему правилу первичные учетные документы, подтверждающие факт передачи товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг, должны составляться в двухстороннем порядке». Однако, нормы Закона № 57-З такого требования не содержат.
    Из новой редакции п. 5 ст. 10 Закона № 57-З следует, что одна и та же хозяйственная операция может быть «в случаях, определенных Министерством финансов» оформлена разными ПУД: каждый участник хозяйственной операции составит свой ПУД без участия иного участника хозяйственной операции. Так, при заключении публичного договора при определенных условиях ПУД может составить любая сторона договора – исполнитель и заказчик. Причины того, что заказчик составляет собственный ПУД, а не «совместный» с исполнителем, могут быть следующие:
    1) форма ПУД, разработанная заказчиком самостоятельно для таких договоров, может содержатся в приложении к учетной политике заказчика (абз. 4 п. 4 ст. 9 Закона № 57-З) и с ней может быть не согласен исполнитель;
    2) ПУД должен содержать ряд обязательных сведений о работниках заказчика, указанных в новой редакции абз. 5 ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 57-З;
    3) исполнитель может не представлять заказчику свой вариант ПУД по договоренности между ними, отраженной в договоре. А если исполнитель пришлет свой вариант ПУД, то заказчик может использовать его как основу для составления своего ПУД.
    Очевидно, что содержание подобных образом составленных сторонами договора разных вариантов ПУД будет отличаться.
    В нормах новой редакции Закона № 57-З упоминаются следующие термины:
    а) составление ПУД;
    б) оформление ПУД;
    в) подписание оформленного ПУД.
    Соответственно, следует различать «составление», «оформление» и «подписание» ПУД, а также различать лиц, составивших и подписавших ПУД. Так, эти лица упоминаются в новой редакции п. 8 ст. 10 Закона № 57-З («лица, составившие и подписавшие эти документы»).
    Анализ инструкций по «заполнению» форм из Перечня ПУД позволяет сделать вывод, что указанные инструкции по-разному регулируют вопросы участия участников хозяйственных операций в процессах «составления», «оформления» и «подписания» ПУД.
    Товарно-транспортная накладная, товарная накладная
    Накладные ТТН-1 и ТН-2 «оформляются» грузоотправителем (п.п. 3 и 4 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58), т.е. в одностороннем порядке.
    Приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер
    Приходные и расходные кассовые ордера, включая квитанции к ним, «заполняют» работники, на которых возложена такая обязанность (ч. 1 п. 45 Инструкции о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 117), т.е. данные ПУД составляются в одностороннем порядке;
    Акт о приеме-передаче основных средств, акт о приеме-передаче нематериальных активов
    Эти акты «заполняются организацией, передающей числящиеся в бухгалтерском учете объекты основных средств и нематериальных активов и (или) организацией, принимающей к бухгалтерскому учету объекты основных средств и нематериальных активов» (п. 2 Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов, утвержденной Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23), т.е. составление этих ПУД возможно как в двустороннем, так и в одностороннем порядке.
    Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ
    В п.п. 2 и 3 Инструкции о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, утвержденной Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.07.2018 № 29, содержатся следующие правила оформления, составления и подписания указанных ПУД:
    1) акты оформляются подрядчиком (т.е. в одностороннем порядке), но учитываются в бухгалтерском учете обоих участников хозяйственной операции (подрядчика и заказчика);
    2) акты составляются участниками хозяйственной операции, между которыми заключен договор строительного подряда, т.е. в двухстороннем порядке;
    3) акты подписываются лицами, ответственными за совершение хозяйственной операции, уполномоченными на их подписание в соответствии с требованиями законодательства, т.е. в двустороннем порядке;
    4) акты, подписанные в одностороннем порядке, в бухгалтерском учете не отражаются.
    Последний вариант правил оформления, составления и подписания ПУД представляется наиболее обоснованным, хотя в данном случае возникают вопросы о соотношении терминов «оформление», «составление» и «подписание» ПУД.
    Исходя из вышеизложенного, а также с учетом высказанного выше предложения о дополнении п. 2 ст. 10 Закона № 57-З нормами о единоличном подписании ПУД, предлагается п. 5 из новой редакции ст. 10 Закона № 57-З исключить.
    Пункт 8 статьи 10
    В новой редакции п. 8 ст. 10 Закона № 57-З сказано: «Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы». Из чего следует, что «лица, составившие эти документы» и «лица, подписавшие эти документы» являются одними и теми же лицами (между ними союз «и»). Как указывалось выше, с этим согласится нельзя.
    Представляется, что лица, составившие ПУД, должны обеспечивать:
    1) своевременное и правильное оформление ПУД;
    2) «достоверность содержащихся в них сведений».
    А лица, подписавшие ПУД, должны:
    1) подтверждать (своей подписью) «достоверность содержащихся в них сведений»;
    2) обеспечивать «передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете».
    Соответственно, предлагается изложить п. 8 ст. 10 Закона № 57-З в следующей редакции:
    «Лица, составившие первичные учетные документы, обеспечивают своевременное и правильное оформление этих документов, а также достоверность содержащихся в них сведений.
    Лица, подписавшие первичные учетные документы, подтверждают достоверность содержащихся в них сведений, а также обеспечивают передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете».
    Пункт 9 статьи 10
    В новой редакции п. 8 ст. 10 Закона № 57-З сказано: «Копии изъятых в соответствии с законодательными актами первичных учетных документов включаются в документы бухгалтерского учета организации.».
    На практике имеются случаи, когда после составления ПУД происходит утеря одним из участников хозяйственной операции «своего» экземпляра ПУД (квитанции к кассовому ордеру). В этом случае такой участник хозяйственной операции может обратиться к иному участнику этой же хозяйственной операции (который был указан в утерянном экземпляре ПУД) за выдачей копии имеющегося (сохранившегося) у него экземпляра ПУД в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2012 г. № 1256 «О некоторых вопросах выдачи и свидетельствования копий документов, касающихся прав и (или) законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц» (далее – Постановление № 1256), для включения такой копии в документы своего бухгалтерского учета. Так, согласно подп. 1.1 п. 1 Постановления № 1256 «Юридические лица всех форм собственности… выдают копии исходящих от них документов…». Таким образом, в данном случае участник хозяйственной операции, утерявший свой экземпляр ПУД, может получить его копию от иного участника ПУД в случае, если ПУД был составлен (оформлен) в «двустороннем порядке» либо в «одностороннем порядке» иным участником хозяйственной операции.
    Соответственно, предлагается в п. 8 ст. 10 Закона № 57-З после слов «первичных учетных документов» добавить следующий текст «, а также копии первичных учетных документов, полученные в соответствии с актами законодательства от иного участника хозяйственной операции,».

    Не со всеми их «ноу-хау» можно согласиться, но с тем, что отмеченные ими проблемы имеют место быть – вполне. В частности, основная проблема – отсутствие в ст. 1 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» определение терминов «участник хозяйственной операции», «оформление первичных учетных документов», «составление первичных учетных документов» и, как следствие, проблема с соотношением двух последних терминов между собой и с термином «подписание первичных учетных документов», на что обращает внимание «группа товарищей»:

    Последний вариант правил оформления, составления и подписания ПУД представляется наиболее обоснованным, хотя в данном случае возникают вопросы о соотношении терминов «оформление», «составление» и «подписание» ПУД.

    Leo.mogilev, ранее не верил в успех инициатив «группы товарищей». Однако, многие их «замечания и предложения» по порядку ведения учета ИП были приняты – см. эту тему :D
    Подождем результатов и по этому вопросу…

    Не тормози – включай мозги
  • Leo.mogilev Senior Member
    офлайн
    Leo.mogilev Senior Member

    17265

    5 лет на сайте
    пользователь #1844786

    Профиль
    Написать сообщение

    17265
    # 15 июня 2020 12:39

    ну да,молодцы,всё достаточно интересно

  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    21400

    12 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    21400
    # 17 июня 2020 15:03

    Вести с полей
    После изучения замечаний к «ноу-хау» (см. выше) «группа граждан с активной гражданской позицией» сообщает, что подготовила и направила

    В п. 16 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция), сказано:
    «Подготовка документа включает составление и оформление проекта документа, его подписание, при необходимости – согласование (визирование), утверждение.
    При подготовке и оформлении документов необходимо соблюдать правила, обеспечивающие юридическую силу документа, оперативное и качественное их исполнение и поиск».
    1. Из ч. 1 п. 16 Инструкции следует, что «составление», «оформление» и «подписание» документа – это разные процедуры «подготовки документа», которые не включают одна другую, т.е. используется схема «подготовка документа = составление + оформление + подписание».
    Термин «оформление документа» определен в СТБ 2059-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», а термины «подготовка документа», «составление документа» и «подписание документа» не определены в СТБ 2059-2013 и ином законодательстве, что вызывает проблемы в правотворчестве и правоприменении.
    Так, Советом Министров Республики Беларусь 17.02.2020 г. внесен в Палату представителей Национального Собрания Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов» (далее – проект Закона). Пунктом 9 ст. 1 проекта Закона предусматривается статью 10 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) изложить в новой редакции.
    В новой редакции ст. 10 Закона № 57-З используются термины «составление», «оформление» и «подписание» применительно к первичным учетным документам (далее – ПУД). Так, в новой редакции п. 8 ст. 10 Закона № 57-З сказано: «Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы». А согласно новой редакции п. 5 ст. 10 Закона № 57-З «Первичный учетный документ может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в случаях, определенных Министерством финансов». При этом термин «составление первичного учетного документа» не определен в ст. 1 Закона № 57-З и не ясно не только его содержание, но и соотношение с терминами «оформление ПУД» и «подписание ПУД». В частности, что именно понимается под составлением ПУД «единолично»? Означает ли составление ПУД «единолично» отсутствие необходимости «подписания» таким образом составленного ПУД всеми участниками хозяйственной операции либо, как и в общем порядке, и в этом случае необходимы подписи всех участников хозяйственной операции? Можно ли утверждать, что «единоличное подписание ПУД» означает «единоличное составление ПУД»? Действует ли в данном случае иная схема соотношения указанных терминов «составление документа = оформление + подписание»?
    В толковых словарях слово «составить» означает «Собрав, соединив, объединив что-н., образовать нечто целое». Что именно «соединяется и объединяется» в процессе подготовки документа? Реквизиты документа либо что-то иное?
    2. Из ч. 1 п. 16 Инструкции следует, что «подготовка документа» включает «оформление проекта документа», а в ч. 2 п. 16 Инструкции сказано «При подготовке и оформлении документов необходимо…», т.е. «подготовка документа» не включает «оформление документа».
    Исходя из вышеизложенного, ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
    1. Принять меры, направленные на включение в СТБ 2059-2013 определения терминов «подготовка документа», «составление документа» и «подписание документа».
    2. Согласовать ч. 1 и ч. 2 п. 16 Инструкции в части использования терминов «проект документа» и «документ», а также «подготовка документа» и «оформление документа».
    Не тормози – включай мозги
  • Leo.mogilev Senior Member
    офлайн
    Leo.mogilev Senior Member

    17265

    5 лет на сайте
    пользователь #1844786

    Профиль
    Написать сообщение

    17265
    # 17 июня 2020 15:40 Редактировалось Leo.mogilev, 1 раз.

    составление документа—например ,заполнение разрозненных наименований единиц товара в одно целое поле документа((проще ассортимент,номенклатура заполняемых подряд изделий,работ и так далее))

    оформление —придание этим заполненным единицам соответствующих количественных,стоимостных и иных характеристик и значений(штуки,рубли,)в соответсвующих графах,а также заполнение граф с налогами и так далее((в ттн)),
    а также заполнение всех реквизитов документа

  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    21400

    12 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    21400
    # 18 июня 2020 09:41

    Leo.mogilev,

    составление документа—например

    Данный термин должен быть определен в законодательстве, чтобы не было домыслов и "например" :znaika:

    оформление

    Данный термин определен в СТБ 2059-2013, на что обращено внимание в письме "группы товарищей".

    Не тормози – включай мозги
  • Leo.mogilev Senior Member
    офлайн
    Leo.mogilev Senior Member

    17265

    5 лет на сайте
    пользователь #1844786

    Профиль
    Написать сообщение

    17265
    # 18 июня 2020 10:06

    RET_FRAN, когда коту делать нечего,то......

  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    21400

    12 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    21400
    # 14 августа 2020 12:14

    Вести с полей
    Группа «граждан с активной гражданской позицией» сообщает

    Таким образом, Ваше предложение о необходимости согласования норм частей первой и второй пункта 16 Инструкции представляется оправданным. Соответствующее изменение в данный пункт предполагается внести при комплексной корректировке Инструкции.
    Вопрос целесообразности включения в Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2059-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29 марта 2013 г. № 18 (далее - СТБ 2059-2013), терминов «подготовка документа», «составление документа» и «подписание документа» требует дополнительного анализа.
    Следует отметить, что в Инструкции используются как термины, так и понятия, в то время как СТБ 2059-2013 содержит исключительно термины, которым дают четкие и однозначные определения. Не все понятия, применяемые в определенной сфере деятельности, могут быть однозначно определены и, как результат, закреплены в качестве профессиональных терминов.
    В то же время сообщаем, что Департаментом при комплексном пересмотре СТБ 2059-2013 будет изучен вопрос целесообразности включения в стандарт предложенных Вами терминов.

    По ссылке в Карточке документа текст законопроекта отсутствует.
    Также упоминание законопроекта отсутствует в этом перечне:
    Законопроекты и декреты, находящиеся на рассмотрении в постоянных комиссиях и (или) рассмотренные на сессии
    Предположу, что законопроект отозван из Парламента...

    Не тормози – включай мозги
  • de_neige Senior Member
    офлайн
    de_neige Senior Member

    507

    12 лет на сайте
    пользователь #198629

    Профиль
    Написать сообщение

    507
    # 6 октября 2020 13:35

    С 22.08.2020 организациям предоставлено право составлять односторонний акт в отношении всех видов услуг (см. Постановление Минфина РБ № 33 от 06.08.2020). В чем подвох? Как-то это слишком хорошо:
    "1.Установить, что первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в следующих случаях:
    выполнения работ (оказания услуг) по договору, заключенному в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), единолично, за исключением договоров подряда, не являющихся публичными договорами;".

  • Leo.mogilev Senior Member
    офлайн
    Leo.mogilev Senior Member

    17265

    5 лет на сайте
    пользователь #1844786

    Профиль
    Написать сообщение

    17265
    # 6 октября 2020 13:50
    de_neige:

    С 22.08.2020 организациям предоставлено право составлять односторонний акт в отношении всех видов услуг (см. Постановление Минфина РБ № 33 от 06.08.2020). В чем подвох? Как-то это слишком хорошо:
    "1.Установить, что первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в следующих случаях:
    выполнения работ (оказания услуг) по договору, заключенному в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), единолично, за исключением договоров подряда, не являющихся публичными договорами;".

    de_neige:

    С 22.08.2020 организациям предоставлено право составлять односторонний акт в отношении всех видов услуг (см. Постановление Минфина РБ № 33 от 06.08.2020). В чем подвох? Как-то это слишком хорошо:
    "1.Установить, что первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в следующих случаях:
    выполнения работ (оказания услуг) по договору, заключенному в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), единолично, за исключением договоров подряда, не являющихся публичными договорами;".

    Отличать публичный договор от обычного

  • de_neige Senior Member
    офлайн
    de_neige Senior Member

    507

    12 лет на сайте
    пользователь #198629

    Профиль
    Написать сообщение

    507
    # 6 октября 2020 14:21

    Leo.mogilev, не понятен ваш комментарий.
    У меня обычные договоры.
    Подписав к ним допники, буду иметь право составлять единоличные акты по своим/покупаемым услугам.
    Это слишком хорошо, чтобы быть правдой.

  • Leo.mogilev Senior Member
    офлайн
    Leo.mogilev Senior Member

    17265

    5 лет на сайте
    пользователь #1844786

    Профиль
    Написать сообщение

    17265
    # 6 октября 2020 15:08 Редактировалось Leo.mogilev, 1 раз.
    de_neige:

    не понятен ваш комментарий

    надо отделить мух от котлет——договора подряда от договоров на возмездное оказание услуг"
    вторым этапом сего колдовства—уже смотреть((если это всё-таки договор подряда))—является ли он публичным договором или не является;
    и третим этапом—сделать вывод—Если не является—то составление единолично актов не прокатывает

  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    21400

    12 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    21400
    # 7 октября 2020 11:26

    Leo.mogilev,

    смотреть ((если это всё-таки договор подряда)) — является ли он публичным договором или не является

    А смотреть тут
    Публичный договор (сфера применения и способы заключения)

    Не тормози – включай мозги
  • Макемаке Senior Member
    офлайн
    Макемаке Senior Member

    792

    13 лет на сайте
    пользователь #149203

    Профиль
    Написать сообщение

    792
    # 7 октября 2020 18:50

    Вот они уже прицепились к договорам подряда, не хотят разрешать составлять по ним акты односторонне.

  • Tanysha19 Junior Member
    офлайн
    Tanysha19 Junior Member

    51

    6 лет на сайте
    пользователь #1530327

    Профиль
    Написать сообщение

    51
    # 13 февраля 2021 11:27

    Добрый день. Перерыла весь интернет, но так и не нашла ответ на свой вопрос. Ситуация такая: я ИП с УСН без уплаты НДС оказываю услуги в области резки, обработки и отделки камня (вид деятельности 26700). С заказчиком был заключён договор на изготовление комплекса из двух видов камня в мае 2020г. Цена указана на момент заключения договора с чем заказчик согласился и подпись поставил. Комплекс сдан в сентябре 2020 года. Оплата за изделие до 31.12.2020 года. В январе 2021 года заказчик решает не платить и подаёт в суд требуя расторжения договора, уже три заседания придумывая хоть какие-нибудь причины для расторжения. Сейчас пытается мотивировать тем, что цена на сегодняшний день на аналогичный товар дешевле и требует от меня документы на закупку камня (типа необоснованное обогащение) Судья вынес решение предоставить накладную на закупку камня. Я закупала камень за наличные без чеков и какой мне документ мне сейчас потребовать у фирмы поставщика. И обязана ли я предоставлять такой документ суду? я что-то не понимаю, зачем такие документы предоставлять если у меня оказание услуг, а не торговля (торгового объекта нет, выезд к заказчику для заключения договора).

  • Leo.mogilev Senior Member
    офлайн
    Leo.mogilev Senior Member

    17265

    5 лет на сайте
    пользователь #1844786

    Профиль
    Написать сообщение

    17265
    # 13 февраля 2021 11:31 Редактировалось Leo.mogilev, 1 раз.
    Tanysha19:

    удья вынес решение предоставить накладную на закупку камня. Я закупала камень за наличные без чеков и какой мне документ мне сейчас потребовать у фирмы поставщика

    судья прав в случае закупки у юрлица или ип

    Добавлено спустя 1 минута 56 секунд

    Tanysha19:

    . И обязана ли я предоставлять такой документ суду?

    вам уже отвечал на форуме ,что тн(ттн)от поставщика вы ОБЯЗАНЫ иметь
    скажите спасибо суду,если не вынесет представление налоговой инспекции на возбуждение адм.дела за отсутствие документов :D

    Добавлено спустя 47 секунд

    если бы закупали у физлица ,то достаточно было иметьакт закупки утверждённой МНС РБ формы

    Добавлено спустя 4 минуты 21 секунда

    Tanysha19:

    я что-то не понимаю, зачем такие документы предоставлять если у меня оказание услуг, а не торговля (торгового объекта нет, выезд к заказчику для заключения договора

    нк РБ—

    1.15. обеспечивать наличие предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товарно-материальных ценностей

    Добавлено спустя 3 минуты 41 секунда

    Статья 12.17. Нарушение правил торговли и оказания услуг населению

    4. Приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов) –
    влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до пятидесяти процентов от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров

    Добавлено спустя 1 минута 26 секунд

    ну и

    Накладная ТТН-1 и накладная ТН-2 заполняются организациями ((читай и ИП))для списания товарно-материальных ценностей (далее – товары) у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя

    Добавлено спустя 22 секунды

    http://www.minfin.gov.by/upload/accounting/form_perv_ychet/postmf_300616_58.pdf

    Добавлено спустя 21 минута 7 секунд

    Tanysha19:

    Сейчас пытается мотивировать тем, что цена на сегодняшний день на аналогичный товар дешевле

    2. Заказчик вправе в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от договора бытового подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе заказчика от договора, и возместив подрядчику расходы, произведенные до этого момента с целью исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы. Условия договора, лишающие заказчика этого права, ничтожны

    Добавлено спустя 59 минут 35 секунд

    то есть он обязан уплатить всю цену,установленную договором

  • Tanysha19 Junior Member
    офлайн
    Tanysha19 Junior Member

    51

    6 лет на сайте
    пользователь #1530327

    Профиль
    Написать сообщение

    51
    # 14 февраля 2021 15:34

    "скажите спасибо суду,если не вынесет представление налоговой инспекции на возбуждение адм.дела за отсутствие документов" --
    заказчик уже подавал жалобу на меня в налоговую с просьбой расследовать когда и где я закупала камень, а также почему отрывной талон выписан не в момент выдачи, а позже. Ей дан ответ, что в отношении меня вынесено решение об адм. наказании с указанием № статьи, а все остальные сведения являются налоговой тайной. У меня на руках есть протокол об административном нарушении в котором указано, что проверка по её жалобе проведена и выявлены нарушения (талон и сайт, не зарегистрированный в РБ). Если я предьявлю этот протокол (заказчик говорит, что она может предоставить копию своей жалобы), и откажусь предоставлять документы. Будет ли это нарушением с моей стороны?

  • Leo.mogilev Senior Member
    офлайн
    Leo.mogilev Senior Member

    17265

    5 лет на сайте
    пользователь #1844786

    Профиль
    Написать сообщение

    17265
    # 14 февраля 2021 16:05
    Tanysha19:

    "скажите спасибо суду,если не вынесет представление налоговой инспекции на возбуждение адм.дела за отсутствие документов" --
    заказчик уже подавал жалобу на меня в налоговую с просьбой расследовать когда и где я закупала камень, а также почему отрывной талон выписан не в момент выдачи, а позже. Ей дан ответ, что в отношении меня вынесено решение об адм. наказании с указанием № статьи, а все остальные сведения являются налоговой тайной. У меня на руках есть протокол об административном нарушении в котором указано, что проверка по её жалобе проведена и выявлены нарушения (талон и сайт, не зарегистрированный в РБ). Если я предьявлю этот протокол (заказчик говорит, что она может предоставить копию своей жалобы), и откажусь предоставлять документы. Будет ли это нарушением с моей стороны?

    у суда спросите