Буду рад поделиться своим опытом по ремонту и модификации самокатов марки E-Twow и Kugoo.
Автор темы перешел в секту моноколесников, поэтому можно обсуждать и моноколеса.
Более актуальная информация в этом блоге по ссылке (обзоры, маршруты, советы...)
2. Качество дорог на Вашем маршруте (плитка, асфальт, грунт)
3. Ваш вес
4. Желаемая скорость и пробег
5. Бюджет покупки
6. Желаемый предельный вес самоката
Давно вынашивал мысль о том, чтобы завести себе подобную игрушку. И вот завел.
Признаюсь, что меня вдохновила статья на онлайнере, и после ее прочтения мысль о собственном элекросамокате прочно засела в моей голове.
В шапке этой темы я постараюсь поделиться опытом, который приобрел в процессе выбора, покупки и подготовки самоката к эксплуатации.
Это штука оказалась совершенно не пригодна для хранения в квартире. Я выбирал его "по фотографиям". А в реальности это оказался полноразмерный скутер. При весе 35 кг, я его с трудом мог вытащить на улицу. В остальном, это весьма приятная машинка, но я был вынужден ее продать по следующим причинам:
- Не помещается в багажнике авто. Приходилось складывать задние диваны и укладывать его в 4е руки, чтобы не поцарапать ЛКП
- Слишком тяжелый чтобы переносить его в одной руке. Во время одной из попыток сложить его, я неосмотрительно опустил голову ниже руля, и когда скутер под собственным весом начал складываться, я получил мощный удар в лоб рулем.
- Слишком заметный чтобы кататься на нем каждый день. Это, пожалуй, главная причина. Меня пару раз хватали за одежду и руль, требуя немедленно рассказать, что это за штука и где такую взять. Меня реально напрягало, когда все или таращатся на тебя или шарахаются в стороны.
Из плюсов:
- Удобно ездить сидя
- Большие колеса со "злым протектором" едут по песку, траве, грязи.
- Ребенок был на седьмом небе от счастья
- 2а дисковых тормоза
- Лёгкосъёмный аккумулятор
- Ключ зажигания
- Лёгкосъёмное сидение
- Реально мощный и быстрый скутер
Резюме последних 30 страниц можно уместиться в следующие пункты
- Все самокаты ломаются и имеют хронические проблемы
- Общественность с интересом следит за новым самокатом xiaomi. Но пока по нему нету отзывов и практики эксплуатации
- E-TWOW (в 2106 году) оценивается многими как наиболее сбалансированная модель, с рядом технических проблем, которые можно решить благодаря накопленному опыту
- Покупая любой электросамокат, надо сразу думать о том, где и как Вы будете его чинить, т.к. обязательно что-то сломается
Ниже приведу свои аргументы и критерии выбора
- Размер колес 8 дюймов. Чем больше колеса - тем труднее толкаться ногой. Зачем толкаться ногой? Чтобы помочь самокату ехать в горку, чтобы сэкономить заряд при старте (zero start), чтобы доехать до дома на разряженном самокате. С другой стороны, чем меньше колеса, тем хуже проходимость и комфорт от езды. ИМХО 8 дюймов - оптимально.
- Максимальная скорость 30 км/ч. Пока не имею большого опыта катания, но приятно сознавать, что самокат способен разогнаться до этих скоростей. При долгой проездке по прямой и по хорошему покрытию, 30 км./ч. тоже покажутся недостаточными (проверено на большом скутере)
- Максимальный вес 10кг. Я, к сожалению, плохой атлет. Тут чем легче, тем лучше.
- Компактность. Приятно знать, что в случае чего, я могу свободно войти с самокатом в общественный транспорт, положить его без усилий в багажник авто и компактно хранить в квартире.
- Обширная история эксплуатации. По самокату E-Twow собрано множество отзывов, мнений и кейсов с поломками, ремонтом и прокачки. В отличии от ажиотажа вокруг нового самоката Xiaomi, по которому пока нету достаточного количества информации, E-Twow изучен понятен и предсказуем.
- Наличие в продаже запчастей (в России с доставкой в Минск), аккумуляторов и рем.комплектов.
- Возможность самостоятельного ремонта (из-за отсутствия гарантийной поддержки). Спасибо энтузиастам, в нашем распоряжении есть подробные инструкции и видео-руководства по разбору, ремонту, апгрейду и обратной сборке.
- Внешний вид мало отличимый от обычного самоката.
Я долго решался на эту покупку, поэтому прошло достаточно времени, чтобы банальное "хочу" после прочтения статьи, трансформировалось в набор ответов на вопрос "зачем".
1. "Сгонять за машиной". От дома едем на самокате до подземного гаража (10 минут пешком, 4 минуты на самокате). Кладем самокат в багажник и едем по делам. Обратно из гаража опять-таки возвращаемся на самокате.
Я не люблю "топтать газон" во дворе как другие автовладельцы. И мне приятна мысль, что в любое время дня и ночи я могу поставить машину в теплом, сухом, охраняемом гараже, поэтому я арендую парко-место в 10 мин. ходьбы от дома. Аргументы в духе "не для того машины покупал, чтобы пешком ходить" считаю жалкими и смешными.
2. Поездки на работу. Мой путь на работу занимает 30 минут "в вразвалочку" (15 минут если спешить, 5 минут на велосипеде). Очевидно, что самокат тут будет подспорьем, в то время как вытаскивать велосипед с лоджии, спускать его на лифте, потом проделывать это в обратном порядке - просто лень.
3. Длительные поездки по городу самокат/ОТ. Едем на самокате до метро, потом складываем самокат в рюкзак и спускаемся под землю. Реакцию охраны метро на самокат еще предстоит изучить.
4. Прогулки, развлечения, забава для ребенка. Ребенку скоро 13 лет, затащить сорванца в парк все сложнее и сложнее. Как игрушка, ради которой он проведет с семьей пару часов на воздухе - вполне годное решение (хотя я его брал исключительно для себя)
5. Путешествия в отпуске. Интересный сценарий, который описывают на российском форуме. Самокаты путешествуют в машине вместе с хозяевами. По приезду на место, машина ставиться на стоянку, а осмотр достопримечательностей проходит уже на самокатах.
Недавно посещал Питер, и всерьез задумался, о том, что будь у меня и моей супруги такие самокаты, наши впечатления были бы ярче, а усталость в ногах - меньше.
Если говорить про самокат E-Twow - то скорее дорогая игрушка, чем полноценный транспорт. Более крупные самокаты вполне могут предоставить достаточный уровень комфорта, надежности и дальности пробега, но это уже будет скорее мототранспорт, чем самокат, который можно хранить на балконе, и носить с собой в рюкзаке.
Мой "неудачный опыт" это полностью подтверждает. Большие электро-скутеры, с сидением дают отличный уровень комфорта, но Вы не сможете 2а раза в день затаскивать и вытаскивать их в/из квартиры. И езда по тротуарам на них представляет собой большую проблему. А вот езда по проезжей части будет очень опасна, т.к. заметность такого скутера низкая, динамика относительно не большая (хотя бывают и исключения) и отношение "не пуганных" водителей будет предвзятое.
Особенностью самокатов E-Twow является хорошее мотор-колесо (МК), которое позволяет энтузиастам проезжать на самокате по 5000 км. за сезон. И одновременно - слабая механическая часть и весьма посредственный материал корпуса - Силумин (в быту более известный как говнилин).
Если использовать самокат как есть (из коробки) то через 300-500 км пробега (если судить по общению на форуме http://electrotransport.ru) Вы столкнётесь с рядом механических проблем, без решения которых пользоваться самокатом будет проблематично. Поэтому энтузиасты советуют заранее озаботиться подготовкой самоката к эксплуатации и даже изготавливают на продажу комплекты для ремонта и апгрейда.
Т.о. если самокатом пользуется ребенок, чтобы покататься на выходных, то Вы вряд ли столкнетесь с какими-то проблемами. Но если Вы решили ездить на нем каждый день на работу и обратно, или использовать его для курьерской работы, то без специальной подготовки самоката - он, скорее всего, быстро придет в негодность.
Энтузиасты, в обязательном порядке советуют:
Перебрать весь самокат и поставить все винты и гайки на фиксатор резьбы. Однако, в моем самокате конца 2016 года выпуска все резьбовые соединения уже стоят на фиксаторе.
Перебрать узел складывания:
- заменить ось узла складывания.
- заменить втулки для оси узла складывания
- заменить ось фиксатора складывания
- поставить фторопластовые шайбочки чтобы исключить скрип сайлентблоков об металл
Перебрать задний амортизатор
- заменить ось заднего маятника
- поставить фторопластовые шайбочки чтобы исключить еще скрип сайлентблоков об металл
- поставить пластиковые вставки из фторопласта для заднего амортизатора
- заменить шток заднего амортизатора на полированный
Стоимость комплекта осей, втулок, прокладок и шайбочек составляет ~6100 рос.руб. Продавец комплекта записал 2х часовое видео процесса разборки/замены/сборки. Вся информация доступна на упомянутом выше российском сайте. Продавец принимает PayPla, по предоплате отправляет запчасти почтой. Качество высочайшее.
Герметизация отсека аккумулятора, т.к. через крышки может проникать вода.
Проложить аккумулятор уплотнительными прокладками и лентой, которая поможет его вытащить в случае необходимости (его и так фиг вытащишь).
Также советуется отключить задний датчик холла, отвечающий за магнитный тормоз, чтобы избежать падений из-за слишком резкого торможения
Советуют разобрать блок управления, поставить на фиксатор резьбы все винтики и за герметизировать стекло над экраном.
Еще одна проблема с которой сталкиваются владельцы самокатов E-Twow - люфт рулевой колонки. До недавнего времени проблема была в пластиковой втулке. Российские энтузиасты наладили производство улучшенной версии, которую можно купить и установить самостоятельно. Но со второй половины 2016 года в конструкцию самоката были внесены изменения, которые коснулись и этой втулки. Я пока не менял ее, решил поездить и посмотреть, как изменения конструкции скажутся на появлении люфтов.
Цена втулки 1200 рос.руб. Самостоятельная замена будет довольно проблематичной, т.к. понадобятся специфические инструменты (трубный торцевой ключ на 10, длинный шестигранник на 5 (реально длинный) и гаечный ключ на 36)
Пока владельцы самоката Xaomi обсуждают как бы им избавиться от пневматических колес, которые рвут в клочья надувные камеры - я наоборот обзавелся задним пневматическим колесом. Наш город почти на 50% покрыт тротуарной плиткой, езда на которой - сущий кошмар для маленьких, жестких колес самоката.
Пневматическое колесо ровно в 2а раза повышает комфорт езды, снижает вибрацию и позволяет передвигаться на более высокой скорости.
Нельзя не отменить и ряд проблем:
- Стоит опасаться проколов
- Максимальная скорость езды падает на 1-2 км/ч
- Общий пробег на одной зарядке тоже сокращается (пока не замерял)
- Уменьшается динамика разгона.
- Довольно сложно накачать такое маленько колесо до 5-6 атмосфер
Все-таки гоночные характеристики будут лучше со стоковым, жестким колесом.
Установка пневматического колеса потребует рассверливания задней вилки под новую ось (стоковое колесо не имеет оси вообще). При этом сохраняется возможность использовать и старое колесо, что будет удобно в качестве запаски.
Выскажу свое ИМХО - пневматическое колесо - однозначно надо ставить. Комфорт того стоит.
Проблемы и поломки
И так, 600 км на одометре и небольшое резюме.
Самокат очень живучий. По объявлению о ремонте ко мне привозили самокаты в разном состоянии. Они могли грохотать, скрипеть, вибрировать, но они ехали.
Непосредственно у моего самоката приключилось 2е проблемы:
1. Появился сильный люфт рулевой. Как я показал осмотр - ослабли гайки удерживающие подшипники стакана. Разводной ключ и фиксатор резьбы решили эти проблему
2. После установки пневмоколеса появились щелчки и хруст. Я долго грешил на подшипники, менял их, перебирал и чистил ось, пока уровень шумов достиг просто неприличной громкости. Я предположил, что проблема в слишком коротких и не ровных подкладках под подшипники. Наколхозил стальные колечки под них и проблема ушла.
Сейчас езда на самокате омрачается только дребезгом механизма складывания ручек, планирую укоротить их и сделать их нескладными
Также, недавно перебрал весь задний амортизатор, почистил, защитил маятник латексом от попадания грязи
Только закончил эти работы, как узнаю о возможности заказать из Москвы рессоры, которые на порядок упрощают весь узел амортизации и позволяют вернуться на родное жесткое колесо с сохранением комфорта от езды. Пока держусь, но близок к тому чтобы заказать их и установить.
Новая глава моноколеса
На самом деле я давно задумывался об моноколесах. В 2012 году мне на глаза попалось одна из первых моделей. Но на тот момент не было никакой доступной информации, про то, что это, как работает, как учиться и тд. Поэтому я начал с самокатов. Недостатки самокатов стали триггером для перехода на колесо:
- Самокаты люфтят
- Скрипят
- Раскручиваются
- Требуют частого ремонта
- Много трущихся поверхностей
- Постоянное обслуживание мех.тормоза
Колесо в этом плане близко к совершенству: два подшипника и ось.
Еще одна проблема самокатов - плохой комфорт из-за крошечных колес. Что 8 дюймовые, что 10 дюймовые самокаты, не дают комфортно ехать по плитке или корявому асфальту.
Последняя претензия - габариты. Самокат занимает моно места, неудобен в переноске, хранении и транспортировке.
Ответом на мои претензии стало моноколесо. Большое, почти велосипедное колесо дает хороший комфорт при езде по плитке. В механической части там почти нечему ломаться. А габариты моноколес, даже самых больших и мощных - намного меньше среднего самоката.
В утилитарном плане, колесо намного удобней самоката
Перво-наперво советую обраться на этот форум, почитать последние сообщения, задать правильное вопросы
https://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=26091.0
Для оптимального выбора, надо сформулировать сценарий использования:
- Куда Вы будете ездить на колесе?
- Какой будет средний пробег за день?
- Какое дорожное покрытие на Вашем маршруте?
- Будете-ли принимать участие в длительных покатушках?
- Прогулки по бездорожью?
- Где колесо будет храниться?
- Есть ли у Вас лифт и как Вы планируете транспортировать колесо?
- Ваш вес и рост?
- Финансовые возможности…
В некотором роде вес и рост являются определяющими факторами.
Если Ваш вес 90+, то сразу можно вычеркивать из списка дешевые и маломощные колеса. Их использование в такой ситуации может быть не безопасно
Про безопасность.
Один из факторов риска - это продавливание колеса. Ситуация, при которой мощности двигателя и аккумулятора не хватит, чтобы удержать пользователя. При таком стечении обстоятельств, колесо отключается, а наездник пробует асфальт на вкус. Чтобы этого избежать, надо подбирать колесо так, что бы у него был заметный запас мощности и емкости аккумулятора.
Есть целое семейство легких и компактных колес диаметром до 14 дюймов. Они подходят для "подскока" на небольшие расстояния или для использования субтильными наездниками, подростками, детьми. Рассматривать такие колеса для поездок 20+ км не стоит. Они не дают нужного комфорта и запаса по емкости аккумулятора.
Про аккумулятор.
Главное заблуждение - что пользователю доступно 100% емкости аккумулятора. В моноколесах крайне не рекомендуется разряжать батарейку большее чем на 50%. Т.е. 50% остаточного заряда означает ноль в голове аккуратного моноколесника. С чем это связано: при значительных нагрузках, двигатель отбирает энергию у аккумулятора в усиленном режиме. Химический аккумулятор физически не успевает высвобождать химически связанную энергию, и напряжение аккумуляторной батареи начинает просаживаться. До того как Вы начали разгоняться, компьютер показывал 50% заряда, и буквально через мгновения, происходит просадка, до 25% и ниже и ниже. Если напряжение упадет ниже определенного порога - контроллер моноколеса отключится, наездник - упадет. Чтобы этого избежать, нужно придерживаться просты принципов:
- Покупать колесо с надежной и емкой батарей (например от 640 Wh и больше)
- Покупать колесо в аккумуляторе которого три и более параллелей
- Не разряжать колесо более чем на 50%
- Не делать резких разгонов и торможений
В двух словах: человек купил моноколесо, особо не заморачивался с изучением информации и ТБ. Упал, и во всем винит колесо-убицу. Я оставил под этим видео свой комментарий и тут понеслось…
Что нужно знать про современные литиевые аккумуляторы?
Речь пойдет о сборках на 18650 элементах.
Прежде всего надо понимать, что энергия в аккумуляторе находится в химически связанном виде. Скорость с которой происходит токоотдача непостоянна и конечна. Это значит, что аккумулятор не может отдать всю запасенную энергию за короткий момент времени. Объем энергии, которую аккумулятор может отдать - зависит от уровня заряда. В самом начале, аккумуляторные ячейки подобны перекаченному воздушному шарику и легко отдают свою энергию. Но по мере того, как аккумулятор разряжается, снижается и токоотдача. Контроллер чувствует нехватку энергии (снижается напряжение) и пытается компенсировать это за счет более высокого тока. А это еще сильнее приводит к снижению напряжения. Т.е. происходит так называемая "просадка" напряжения, которую могут наблюдать все владельцы СИМ на батарейках с вольтметром во время разгона.
Почему это важно? Большинство обывателей воспринимает % заряда аккумулятора как что-то понятное и линейное. Вот компьютер показывает на 100% заряженный аккумулятор и тут все понятно. А вот уже 50% уровня заряда и вроде как логика говорит, что нам осталось еще половина запаса энергии, но на самом деле это не так.
В большинстве электросамоваров и моноколес % заряда это очень условный показатель, который указывает в каком диапазоне между верхней и нижней границей находится уровень напряжения аккумулятора. Например, если верхняя граница 55 вольт, а нижняя 35, то 50% будет означать что текущее напряжение аккумулятора 45 вольт. Вроде бы логично, но на самом деле абсолютно не информативно.
В момент, когда Вы нажимаете на курок газа (или давите на моноколесо), контроллер начинает отбирать у аккумулятора энергию. Пока уровень заряда максимальный, энергия поступает в нужном количестве, и никаких проблем. Но мере снижения уровня заряда, контроллер начинает замечать нехватку энергии и пытается отобрать ее из аккумулятора отбирая большую силу тока из-за снижения напряжения. А это как, указывалось выше, приводит к просадке. На практике это выглядит так: вот у вас самокат с 50% уровнем заряда, Вы жмете на газ, и уровень заряда начинает таять на глазах… Уменьшается с 50% до 40-30-20 и может даже упасть до нуля.
Что это означает? На половину разряженные ячейки аккумулятора не успевают отдавать ток в нужном объеме. Энергия сочится тонкой струйкой под малым давлением (малое напряжение). Тогда контроллер пытается "открыть кран на полную"…
Это как бассейн который наполняется водой по одной трубке и одновременно вода из него сливается по двум другим трубам. Когда контроллеру нужно больше энергии, он говорит, а давайте еще одну трубу на слив подключим… И что происходит с уровнем воды в бассейне? Он опускается. Так и в аккумуляторе происходит "просадка" напряжения.
И это в принципе нормально. Все современные аккумуляторы ведут себя так.
В чем же тогда загвоздка? А в том, что когда уровень заряда приближается к 50% - увеличивается шанс словить "продав". Т.е. можно попасть в ситуацию, когда уровень заряда просядет ниже допустимой границы и контроллер будет вынужден отключиться. Я не раз ловил такую ситуацию на самокате mini4. Когда компьютер показывал 50% заряда, но при попытке дать полный газ - самокат отключался. Если мы говорим про самокат - тут нет ничего страшного. Но если в этот момент мы едим на моноколесе - то мы упадем.
Конечно-же современные моноколеса делаются с определённым запасом, чтобы избегать подобных ситуаций. Они ограничивают максимальную скорость по мере снижения уровня заряда. Аккумуляторы моноколес собираются из приличных ячеек. Но все-таки статистика падений и трав моноколесников, говорит о том, что риски по прежнему велики (особенно если учесть, что относительно небольшое сообщество моноколесников генерирует на порядок больший объем аварийного контента чем самокатчики).
Что полезного мы должны отсюда вынести?
- Определять уровень заряда по вольтметру можно только очень приблизительно. Правильней использовать ваттметр, который покажет сколько энергии "влилось" в аккумулятор и сколько уже было отобрано.
- Моноколесникам, по возможности не стоит кататься на колесе, которое разряжено на 50 и более процентов.
Почему меня закидали "гнилыми помидорами". Потому, что все имеют свой личностный опыт, который говорит им, что они могут выкатать свое колесо в полный ноль и все будет норм. Но это работает только в их случае, только с их колесом и только в их обстоятельствах.
2. Возраст аккумулятора. Аккумуляторы стареют. И делают это довольно быстро. Условно считается, что за год аккумулятор теряет 10% своей емкости. Многое зависит от условий эксплуатации и хранения. Но они редко когда бывают идеальными. Поэтому, надо рассчитывать на то, что через три года Вам будет нужен новый аккумулятор.
3. Разброс уровня заряда ячеек. По мере эксплуатации происходит то, что называется разбалансировкой. Какие-то ячейки деградируют быстрее, какие-то вообще выходят из строя. В результате, "плохая ячейка" быстрее заряжается до максимального напряжения, но и быстрее разряжается, т.к. потеряла емкость. Хотя такое не обязательно случается из-за деградации ячеек, это может случиться вследствие специфики эксплуатации. Что происходит на практике? Вы начинаете заряжать аккумулятор. Контроллер следит за уровнем заряда, но не всех ячеек одновременно, а просто отслеживает максимальное напряжение. Как только одна из ячеек достигает предельного значения - зарядка прекращается. В результате, у Вас может быть недозаряженный аккумулятор. Потом Вы начинаете эксплуатировать такой аккумулятор. И дефектная ячейка начинает сильно просаживаться. Как только ее напряжение упадет ниже допустимого - контроллер отключится, т.к. посчитает, что аккумулятор разрядился. И Вы не сможете извлечь всю энергию из аккумулятора. Решить этот вопрос помогает балансировка (отсутствующая в дешевых самокатах). Но даже балансировка не сможет помочь, если какие-либо ячейки пришли в негодность.