Администрация Фрунзенского района г. Минска
220073, г. Минск, ул. Кальварийская, 39
Администрацией Фрунзенского района г. Минска в период 19.12.2016 г. по 12.01.2017 г. проводится общественное обсуждение детального плана «Градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Притыцкого – ул. П. Глебки – ул. Матусевича – ул. Тимошенко (проектируемая) (внесение изменений)».
Мы, нижеподписавшиеся, выступаем против утверждения и реализации Градостроительного проекта детального планирования территории в границах ул. Притыцкого – ул. П. Глебки – ул. Матусевича – ул. Тимошенко (проектируемая) (внесение изменений)». Ниже приведены замечания и предложения по данному проекту.
Озелененность и застроенность
1. «Градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Притыцкого – ул. П. Глебки – ул. Матусевича – ул. Тимошенко (проектируемая) (внесение изменений)» предусматривает строительство многочисленных объектов на территории, являющейся парком и обозначенной в Опорном плане и извещении об общественном обсуждении как Парк «Тиволи». Между тем, согласно Примечанию к табл. 2.5.4 Системы регламентов Генерального плана г. Минска «Размещение всех видов капитального строительства на территории… сложившихся парков… исключено». Таким образом, все объекты капитального строительства из проекта детального планирования на зону озелененных ландшафтно-рекреационных территорий 217ЛР должны быть исключены.
Пункт 3.4. Направления 3 Главы 8 документа «Генеральный план г. Минска (корректировка). Основные положения градостроительного развития г. Минска. Система градостроительных регламентов», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 23.04.2003 №165 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь 15.09.2016 №344), требует «включить в градостроительный кадастр план зеленых линий ландшафтно-рекреационных территорий, подлежащих специальной охране, а также лесопарков и городских лесов, в том числе … парк Тиволи».
Пункт 3.1. Направления 3 Главы 8 указанного выше документа в т.ч. требует обеспечить высокий уровень озеленения ландшафтно-рекреационных территорий.
Следовательно, в рассматриваемом детальном плане необходимо предусмотреть увеличение степени озелененности Зоны озелененных ландшафтно-рекреационных территорий 217ЛР, а также Зоны 7 Жсм.
2. Данный проект детального планирования разработан в том числе на Зону озелененных ландшафтно-рекреационных территорий 217ЛР. В рассматриваемом детальном плане почти вся площадь данной зоны определена как ЛР-2, небольшая часть – как ЛРсп.
Согласно табл. 2.5.1 Системы регламентов Генерального плана г. Минска, площадь застройки ландшафтно-рекреационной подзоны ЛР-2 городского уровня составляет не более 300 м2/га (для сравнения: ЛР-1 – 700 м2/га, ЛР-1' –1800 м2/га).
Таблица «Основные технико-экономические показатели» данного проекта детального планирования указывает, что общая площадь только общественной застройки в границах территории проекта увеличивается с 73,9 тыс. м2 до 98,2 тыс. м2, т.е на 24,3 тыс м2. Причем все увеличение общественной застройки приходится на Зону озелененных ландшафтно-рекреационных территорий 217ЛР. В представленной экспозиции проекта не указана площадь зоны 217ЛР, однако, учитывая большую площадь застройки, становится очевидно, что детальный план составлен с превышением норматива градостроительной нагрузки в зоне 217ЛР.
По всей видимости, для Зоны 217ЛР превышен будет и норматив по площади дорожно-тропиночной сети, составляющий до 15%.
3. Таблица 2.5.2 Системы регламентов Генерального плана г. Минска указывает, что площадь озелененности для подзоны ЛР-2 составляет минимум 85%.
Эта же таблица указывает, что застроенность подзон ЛР-2 не может превышать 3%.
Учитывая запланированную в проекте детального планирования масштабную застройку в зоне 217ЛР и увеличение территории дорожно-уличной сети с 6,4 до 9,5 га, практически не вероятно, что вышеуказанные показатели озелененности и застроенности будут соблюдены для зоны 217ЛР.
4. Согласно таблице «Основные технико-экономические показатели» детального плана, проектом предусматривается снижение площади зеленых насаждений общего пользования в границах ПДП с текущих 27,5 га до 22,1 га, что составляет снижение с 50,5% до 40,6% площади территории в границах проекта детального планирования.
Согласно табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116, обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования для г. Минска составляет:
- районного значения – 8-10 кв.м./чел;
- городского значения – 9-11 кв.м./чел.
П. 1.7 гл. 8 Генерального плана г. Минска гласит: «Принять расчетный уровень средней обеспеченности озелененными территориями общего пользования городского и районного значения на период 2030 года не менее 21 кв.м. на одного жителя».
Предусмотренное в данном проекте значительное сокращение площади зеленых насаждений общего пользования со всей очевидностью не даст реализовать этот показатель.
Таким образом, данный проект детального планирования должен быть приведен в соответствие с нормативами озелененности и застроенности Регламентов Генерального плана г. Минска.
5. Согласно Закону Республики Беларусь 18 июля 2016 г. № 402-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обращения с объектами растительного мира», статья 331 главы 7 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» (редакция от 18.07.2016) гласит, что «не допускаются уменьшение площади и (или) ухудшение баланса озелененной территории общего пользования, включенной в схему озелененных территорий общего пользования, а также проектирование строительства объектов, предусматривающих такое уменьшение и (или) ухудшение, до внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в схему озелененных территорий общего пользования в порядке, установленном частями третьей–пятой настоящей статьи».
«Ухудшение баланса озелененной территории запрещается, если в границах озелененной территории общего пользования не выполняются нормативы в области озеленения либо если это приведет к невыполнению таких нормативов».
Не исключено, что на сегодняшний день нормативы озелененности зон 217ЛР и 7 Жсм не соблюдены, что указывает на невозможность ее застройки, ведущей к ухудшению баланса озелененности в этих зонах.
6. Проект предусматривает застройку территории парка целым рядом спортивных объектов, в частности №№ на Эскизе застройки: 12, 19, 20, 21, 22, 25. Проект также предусматривает постройку детского кафе (№15), многофункционального спортивного комплекса (№12), ресторана-кафе (часть объекта №24).
Статья 331 главы 7 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» (редакция от 18.07.2016) гласит, что «В границах парков, скверов и бульваров запрещаются: возведение объектов строительства, за исключением строительства объектов природоохранного, научно-исследовательского, образовательно-воспитательного, рекреационного и оздоровительного назначения, оранжерей, питомников древесных и кустарниковых растений, водных объектов и гидротехнических сооружений для регулирования их режима, подземных инженерных коммуникаций, сооружений для обустройства и (или) благоустройства зон и мест отдыха, экологических троп, благоустройства территорий, создания элементов благоустройства и размещения малых архитектурных форм».
Следует подчеркнуть, что спортивное и оздоровительное назначение объекта – разные вещи. Таким образом, на территории арка «Тиволи» невозможна постройка ряда объектов, предусмотренных детальным планом. В частности, к вышеуказанным разрешенным объектам не относится спортивные объекты: многофункциональный спортивный комплекс, площадка для картинга, площадка для фрирайда, скейтпарк, велотрасса, крытый скалодром (№№ на Эскизе застройки: 12, 19, 20, 21, 22, 25 соответственно); а также детское кафе (№15) и ресторан-кафе (часть объекта №24).
Застройка рассматриваемой территории спортивными и оздоровительными объектами нецелесообразна, ввиду наличия в непосредственной близости от зоны 217ЛР парка «60-летия Октября» с его спортивными объектами.
16 сентября 2016 г. Архитектурно-градостроительный совет при главном архитекторе г. Минска вынес решение по результатам общественного обсуждения объекта «Строительство административного здания по ул. Д.Сердича, 12 со сносом существующего здания начальных классов ГУО «Средняя школа № 116 г. Минска». В ходе общественного обсуждения граждане неоднократно предлагали оборудовать по адресу ул. Д. Сердича, 12 место для проведения спортивно-оздоровительного досуга. Однако архитектурно градостроительный совет отверг это предложение и ответил, что «В непосредственной близости расположены спортивный объекты городского значения: Ледовый дворец, ФОК Долголетие, а также оборудованные спортивные площадки и тропы здоровья в парке 60-летия Октября» (Протокол № 09 –16/2). При этом адрес ул. Д. Сердича, 12 находится дальше от ФОК «Долголетие», чем Зона 217ЛР.
Согласно таблице 2.5.4 Системы регламентов Генерального плана г. Минска, в подзонах ЛР-2 допустимо размещать только спортивные площадки районного значения.
7. Согласно п. 5.2.9 ТКП 45-3.01-116-2008, первоочередные мероприятия по комплексной градостроительной реконструкции жилых и общественных территорий следует осуществлять, учитывая в том числе наличие резервных мощностей электро-, газо- и водоснабжения. Размещение большого количества объектов на рассматриваемой территории со всей очевидностью приведет к перегрузке существующих технических сетей.
8. Устройство в рамках проекта детального планирования велотрассы и велодорожек на территории парка, для сооружения которых необходимо будет сократить площадь зеленых насаждений, не имеет смысла и экономически неоправданно, поскольку на прилегающих улицах велодорожки уже выделены и давно используются.
9. Под номером 19 в Эскизе застройки фигурирует «площадка для картинга». Однако картодром, располагавшийся по ул. Макаенка, был признан несоответствующим градостроительным регламентам генерального плана г. Минска, а детальным планом развития соответствующей территории был запланирован его вынос за пределы городской черты (http://www.nest.by/news/2013-10-22/zastroishchik-stolichnogo-zhil ... ov-ne-budu). Следовательно, картодром нельзя строить и на рассматриваемой территории.
10. Проект детального планирования предполагает строительство океанариума. Данные сооружения признаются многими специалистами «концлагерями для морских животных», несовместимыми с понятием бережного отношения к природе.
Согласно п. 5.2.9 ТКП 45-3.01-116-2008, первоочередные мероприятия по комплексной градостроительной реконструкции жилых и общественных территорий следует осуществлять, учитывая, в т.ч. наличие резервных мощностей электро-, газо- и водоснабжения. Наличие на данной территории океанариума вызовет перегрузку сетей водоснабжения в близлежащих жилых кварталах.
11. Пункт 4 Таблицы «Основные технико-экономические характеристики Детального плана» показывает, что в результате реализации данного детального плана значительно вырастут общее водопотребление, объем сточных вод, суммарные электрическая нагрузка и теплопотребление. Как указано выше, согласно п. 5.2.9 ТКП 45-3.01-116-2008, первоочередные мероприятия по комплексной градостроительной реконструкции жилых и общественных территорий следует осуществлять, учитывая, в т.ч. наличие резервных мощностей электро-, газо- и водоснабжения.
Учитывая то, что зоны 7 Жсм и 217ЛР, а также прилегающие жилые и промышленные территории застраивались давно, а в последние годы еще и уплотнялись, по всей вероятности, резерва мощностей для строительства запланированных объектов на рассматриваемой территории не имеется. Следовательно, из проекта детального планирования необходимо исключить объекты, способные вызвать перегрузку существующих инженерных сетей.
12. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Пункты 4.2.1 и 4.2.4 ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) указывают, что при планировке и застройке населенных пунктов следует учитывать требования организации безопасной среды жизнедеятельности. Факторы безопасности регулируются международными документами и включают критерии в т.ч. экологической безопасности, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, организацию достойного уровня жизни и безопасной среды населенных пунктов.
Следует учитывать границы зон возможной опасности в соответствии с требованиями ТКП 112 и границы зон действия поражающих факторов при максимальных по последствиям авариях на потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях.
При этом, зона озелененных ландшафтно-рекреационных территорий 217ЛР расположена в непосредственной близости от Завода печатных плат, ОАО ф-л МПОВТ (ул. Притыцкого, 62), являющегося химически опасным объектом, использующим в производстве и располагающим крупными запасами соляной кислоты – токсичного вещества, которое способны вызвать различные поражения организма в том числе при распространении кислоты в виде паров. Вызывает недоумение стремление разработчиков проекта разместить целый ряд массово посещаемых объектов, в том числе детских, в ближайшей зоне поражения при возможной аварии на данном предприятии.
13. Парковочные места объектов общественного назначения
Согласно п. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116 «Требуемое для объекта количество парковочных мест устанавливается расчетом, но не менее расчетных показателей на одно парковочное место, принятых в таблице В.1 (приложение В)».
Между тем, проектом предусматривается размещение на территории в границах проекта детального планирования значительного количества разного рода объектов общественного назначения с большим количеством работающих в них (98,2 тыс. м2 с общим количеством работающих 3,6 тыс.чел.) и посетителей, в т.ч. из районов за пределами границ проекта.
Очевидно, что обеспечить такой значительный общественный фонд парковочными местами в соответствии с требованиями п. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116 и показателями Приложения В к ТКП 45-3.01-116 не представляется возможным. Из предоставленных в проекте детального планирования данных не ясно, где предусматривается размещение необходимых для общественного фонда парковочных мест нормативной вместимости. Очевидно, что территориального ресурса для размещения этих парковочных мест не имеется. Данная ситуация приведет к неконтролируемому размещению автомобилей работников и посетителей на озелененной территории 217ЛР и соответствующему загрязнению окружающей среды. Следовательно, объекты с парковками недопустимо строить в зоне 217ЛР.
14. Детальный план может включать в себя «эскиз застройки и благоустройства территории» (п. 5 ст. 44 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»). Необходимо включить в состав проекта детального планирования эскиз застройки и благоустройства территории, на котором отразить основные элементы благоустройства территории Парка (расположение объектов озеленения и др.). При этом входящий в состав проекта «эскиз застройки» и «эскиз застройки и благоустройства» – не одно и тоже.
15. Архитектурный проект застройки территории парка
Согласно п. 2.5.2.4 Системы регламентов Генерального плана г. Минска «Параметры объектов паркового строительства, параметры парковых сооружений, включая их обустройство инженерной и транспортной инфраструктурой, определяются на стадии «Детальный план» с последующей разработкой архитектурного проекта».
Утверждаемую часть проекта детального планирования предлагается дополнить следующим требованием: «Строительство объектов осуществлять после разработки и утверждения архитектурного проекта застройки территории парка для комплексного формирования среды в условиях реконструкции и обеспечения эстетически выразительной среды в целом.».
Согласно Примечания к п. 3.10 ТКП 45-1.02-295-2014 проект застройки разрабатывается в две стадии: архитектурный проект и строительный проект. Архитектурный проект «содержит проектные решения по размещению объектов на территории, а также определяет участки, для которых разрабатывается проект благоустройства, и участки, для которых благоустройство выполняется в проекте конкретного объекта».
16. Обозначенный на Детальном плане объект №12 вплотную примыкает и вероятно затрагивает технический коридор и защитную зону водопровода. Этот коридор и защитная зона обозначены только на Опорном плане, отражающем текущее состояние окружающей среды, а на Детальном плане по неизвестной причине отсутствуют.
17. Таблица «Основные технико-экономические показатели» детального плана не соответствует Приложению Г ТКП 45-3.01-284-2014 (02250) «Градостроительство. Состав и порядок разработки. Градостроительный проект детального планирования». В частности, в ней не указан процент озелененности территории, а также обеспеченность озелененными территориями общего пользования в единицах м2/чел.
18. В Опорном плане почти вся территория проекта детального планирования обозначена как водоохранная зона реки Мышка. В легенде к Детальному плану упоминание этой водоохранной зоны есть, тогда как непосредственно на изображении она не обозначена.
19. В извещении о проведении общественного обсуждения на сайте Администрации Фрунзенского района г. Минска (http://www.fr.gov.by/public_disc/?ELEMENT_ID=5346) есть ссылка на Эскиз застройки. Однако Опорный план и Детальный план либо ссылки на них отсутствуют. Это является препятствием для ознакомления с детальным планом широких кругов населения.
Не исключая иных замечаний и предложений, высказанных выше, основные предложения по «Градостроительному проекту детального планирования территории в границах ул. Притыцкого – ул. П. Глебки – ул. Матусевича – ул. Тимошенко (проектируемая) (внесение изменений)» следующие:
1. Привести данный проект детального планирования в соответствие с Системой регламентов Генерального плана г. Минска, которая предполагает использование подзон типа ЛР-2 как «озелененных ландшафтно-рекреационных территорий со средними и низкими рекреационными нагрузками (парки прогулочные и другие).
Для этого предусмотреть в проекте детального планирования увеличение степени озелененности зон 217ЛР и 7 Жсм по сравнению с сегодняшним днем.
2. Соблюсти соответствие данного проекта Примечанию к табл. 2.5.4 Системы регламентов Генерального плана г. Минска, для чего исключить из проекта все объекты капитального строительства, поскольку зона 217ЛР является сложившимся парком. В частности, исключить из проекта и не возводить на рассматриваемой территории объекты, обозначенные на Эскизе застройки под номерами 12, 14, 15, 17, 18, 19, 24, 30.
3. Исключить из данного проекта детального планирования все объекты (в т.ч. спортивные и физкультурно-оздоровительные), сооружение которых приведет к снижению озелененности территории, на которую распространяется проект.
4. Исключить из данного проекта детального планирования объекты, способные вызвать перегрузку существующих инженерных сетей.
5. Исключить из проекта детального планирования океанариум как объект насилия над природой и как причину перегрузки сетей водоснабжения близлежащих жилых кварталов.
6. Исключить из данного проекта все объекты, рассчитанные на детский отдых, и иные новые строения массового посещения как находящиеся в зоне поражения в случае аварии на Заводе печатных плат ОАО ф-л МПОВТ.
В соответствии с п.п. 16, 26 и 27 «Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687, просим разместить на официальном интернет-сайте Администрации Фрунзенского района и ее информационных стендах, а также в СМИ следующую информацию:
1) замечания и предложения участников общественного обсуждения, рассмотренные комиссией, и подробные, аргументированные ответы на них с разъяснениями возможности или невозможности учета поступивших от данных участников замечаний и предложений;
2) протокол общественного обсуждения.
ФИО (полностью)
Домашний адрес (индекс, дом, улица, квартира) подпись дата