3 августа 2017 года и – повторно – 20 октября 2017 года жители нашего квартала направили вам коллективное обращение с просьбами:
• Отменить решение Мингорисполкома от 25.02.2016 г. №549 о строительстве объекта: «Строительство административного здания по ул. Д. Сердича,12 со сносом существующего здания начальных классов ГУО «Средняя школа № 116 г. Минска» как незаконно принятое до общественного обсуждения.
• Отменить решение архитектурно-градостроительного совета при главном архитекторе г. Минска от 16 сентября 2016 г., о дальнейшем проектировании объекта, поскольку оно было принято вопреки негативному общественному мнению о данном объекте.
К письму прилагались подписные листы с 210 подписями и 13 приложений объемом 47 страниц, мотивирующие данные просьбы.
В письме из вашей Администрации от 20 декабря 2017 года № 15/7-3571 за подписью первого заместителя начальника главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц К. Г. Поболя жителям нашего квартала было в их просьбах отказано «на основании информации, предоставленной Мингорисполкомом».
Сообщаем вам, что в данном вопросе появились новые обстоятельства.
1
В указанном выше письме от вашей Администрации сообщается, что Архитектурно-градостроительный совет при Главном архитекторе г. Минска принял следующие решения:
1. Общественное обсуждение проекта «Строительство административного здания по ул.Д.Сердича,12 со сносом существующего здания начальных классов ГУО «Средняя школа № 116 г.Минска» считать состоявшимся. Возражений со стороны присутствующих на заседании членов Совета не имеется.
2. Заказчику (проектировщику) дальнейшее проектирование вести строго в соответствии с действующими нормативно-правовыми и техническими требованиями Республики Беларусь, а также с учетом аргументированных замечаний, поступивших от участников общественного обсуждения.
Необходимо отметить, что пункт 22 «Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2011 № 687 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 10.02.2014 № 109) гласит: «По итогам рассмотрения замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения архитектурно-градостроительным советом составляется протокол общественного обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения в трех экземплярах. Один экземпляр данного протокола остается в архитектурно-градостроительном совете, второй – у организатора общественного обсуждения, третий – направляется разработчику проекта».
Проектировщиком проекта объекта «Строительство административного здания по ул. Д. Сердича, 12 со сносом существующего здания начальных классов ГУО «Средняя школа №116 г. Минска» является ПКУП «Минскпроект». В письме от 18.01.2018 №01/1-27/448 эта организация сообщает, что «в УП «Минскпроект» не были переданы замечания и предложения участников общественного обсуждения, в том числе протокол заседания Совета № 09 –16/2» (Приложение 3). Таким образом, проект был разработан без учета мнения участников обсуждения.
Разъяснение, полученное от Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 01-1-15 (Приложение 4) подтверждает обязательность направления замечаний и предложений участников обсуждения разработчику проектной документации.
Невыполнение Советом требования законодательства, а также собственного решения (!) грубо нарушает право физических и юридических лиц до утверждения градостроительной документации вносить предложения, участвовать в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности, зафиксированное в п. 7 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
Описанное выше нарушение прав граждан было далеко не единственным в ходе общественного обсуждения. По этому поводу в Администрацию Фрунзенского района г. Минска как организатору общественного обсуждения, была послана жалоба с предложением организовать повторное общественное обсуждение (Приложение). Под требованием повторного общественного обсуждения подписались 121 человек. Районная администрация, не рассмотрев по существу вопросы, затронутые в жалобе, отказала в ее удовлетворении (Приложение). Аналогичным образом поступила и вышестоящая организация – Мингорисполком.
2
В письме из вашей Администрации от 20 декабря 2017 года № 15/7-3571 указано, что «целесообразность размещения в здании по улице Д. Сердича, 12 начальных классов и детского сада отсутствует.
Однако в рассматриваемом районе систематически нарушается Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах». Согласно ст. 8 Закона «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными социальными услугами, наполняемости групп в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ.
Наполняемость групп в детских дошкольных учреждениях не должна превышать показателей, установленных в пунктах 8-10 статьи 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З.
Обеспеченность учреждениями и предприятиями социально-гарантированного обслуживания регламентирует п. 7.4 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки». Согласно п. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116 в городских поселениях радиус обслуживания детских дошкольных учреждений и начальных школ или классов следует принимать до 500 м.
В радиусе 500 метров от территории по адресу ул. Д. Сердича, 12 располагается ряд учреждений образования. В ответ на запросы, сделанные летом 2018 года, от руководителей данных учреждений были получены следующие данные об их наполняемости (Таблица 1).
Проектная мощность Расчетная мощность Наполняемость (списочная численность)
начальная школа №103 (Притыцкого, 18/1) 280 240 305
детский сад №41 (пр. Пушкина, 69а) 220 194 275
ясли-сад №112 (Матусевича, 12) 185 182 230
ясли-сад №284 (пр. Пушкина, 53) 220 180 276
детский сад №297 (Жудро, 10) 220 180 276
ясли-сад №350 (Жудро, 24) 220 189 260
Таким образом, на сегодняшний день реальная наполняемость превышает проектную в среднем на 20%, а расчетную – на 39%! Ранее Мингорисполком и управление образования администрации Фрунзенского района оправдывали свое решение о ликвидации учреждения образования по адресу ул. Д. Сердича, 12 тем, что близлежащие детские сады посещает много детей из района Каменная Горка. Дескать, с постройкой в этом микрорайоне новых детских садов, ситуация с наполняемостью групп должна измениться к лучшему.
Однако в 2016 году в Каменной Горке было открыто два новых дошкольных учреждения образования (№№275 и 44). В 2017 году в Каменной Горке было открыто еще два дошкольных учреждения: детские ясли-сад № 370 и детские ясли-сад № 385. Тем не менее, ситуация с перенаполненностью групп в детских садах в районе Д. Сердича, 12 не улучшилась.
Воссоздание учреждения образования на ул. Д. Сердича, 12 решит эту проблему. 3 августа 2017 года, заслушивая доклад о демографической ситуации в стране, вы отметили, что увеличение численности населения до 15 миллионов человек – главнейшая задача. Вы подчеркнули, что «в этом вопросе государство обязано действовать на опережение, прогнозировать будущие процессы и вовремя на них реагировать». Создание условий для стимулирования рождаемости было названо вами одной из основных задач правительства и местных органов власти. Передача возводимого здания на ул. Д. Сердича, 12 учреждению образования будет находится в русле такой политики.
3
Согласно предпроектной документации, проектом предусмотрено размещение в возводимом здании городского отдела милиции, отдела госавтоинспекции и районной прокуратуры.
Однако для отдела госавтоинспекции Фрунзенского района г. Минска весной 2018 года было построено новое здание по адресу ул. Лидская, 10, в которое он уже переехал. Согласно информации, предоставленной Мингорисполкомом на сегодняшний день в возводимом здании планируется разместить только прокуратуру и городской отдел милиции (Приложение).
При объекте запроектирована парковка на 96 машиномест. Согласно иллюстрации, представленной на паспорте объекта, парковочные места занимают более половины площади объекта, количество машиномест – около 100. При этом ради строительства объекта было уничтожено около 500 объектов растительного мира. Кроме того, решением Мингорисполкома от 30 ноября 2017 №4047 в земли под застройку было переведено 0,08289 га озелененных территорий общего пользования, что усугубило и без того неблагоприятную экологическую обстановку в квартале.
Следует отметить, что согласно Приложению В ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки», число машино-мест на расчетную единицу (100 работающих и единовременных посетителей) составляет для юридических учреждений местного значения 5 – 7 машино-мест. В представленных на общественное обсуждение материалах вместимость объекта определена в 61 человек.
По информации УП «Минскпроект», минимальное количество вместимости автомобильных стоянок и парковок для объекта составляет 33 машино-места – и это с учетом ГАИ, которое в здании размещаться не будет (Приложение).
4
Сооружаемое здание состоит из двух независимых блоков. В настоящее время возводится только один из них.
~~~
На встрече с активом БРСМ 29 октября 2018 года вы отметили: «Люди требуют справедливости. Вот наша идеология, которой мы должны придерживаться». Однако участников общественного обсуждения обманули: решение о строительстве было принято до общественного обсуждения; ни одно из аргументированных замечаний и предложений граждан не было учтено при проектировании объекта, вопреки требованиям законодательства и решению Архитектурно-градостроительного совета. Мы требуем справедливости!
Согласно п. 26 ст. 17 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», Президент «осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству».
Согласно п. 26 ст. 17 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», Президент осуществляет иные полномочия, если это не противоречит Конституции Республики Беларусь.
На основании изложенного выше, просим Вас:
1. Отменить пункт 1 решения архитектурно-градостроительного совета при главном архитекторе г. Минска от 16 сентября 2016 г. (зафиксированный в протоколе № 09 –16/2) «Общественное обсуждение проекта «Строительство административного здания по ул. Д. Сердича,12 со сносом существующего здания начальных классов ГУО «Средняя школа № 116 г. Минска» считать состоявшимся».
2. Отменить решение Мингорисполкома от 25.02.2016 г. №549 о строительстве объекта: «Строительство административного здания по ул. Д. Сердича,12 со сносом существующего здания начальных классов ГУО «Средняя школа № 116 г. Минска» как незаконно принятое до общественного обсуждения.
3. На основании общественного мнения и переукомплектованности ближайших учреждений образования, поручить Мингорисполкому предать возводимое здание дошкольному учреждению образования или/и начальной школе и районным детским клубам.
4. Ввиду исчезновения необходимости размещать в возводимом здании ГАИ Фрунзенского района, поручить Мингорисполкому внести изменения в проект и не возводить второй корпус здания.
5. Поручить Мингорисполкому сократить количество парковочных мест при объекте до минимально возможного и произвести на высвободившейся территории компенсационные посадки деревьев и кустов.