Сенсации не ждали. Ведь SW Cross — это, считай, та же «просто» Веста, которая, как и новый Solaris, уже заработала максимальные четыре звезды нашего рейтинга ARCAP. Да, SW Cross чуть потяжелее, повыше, колеса побольше, но специалисты АвтоВАЗа, приехавшие по нашему приглашению на Дмитровский автополигон, излучали спокойствие: «Били, знаем, запас есть...»
Впервые объект очередного краш-теста выбирали не мы, а вы, наши читатели. По итогам голосования на сайте autoreview.ru Веста SW Cross победила с разгромным результатом 11147 голосов — это больше, чем набрали Creta, Kaptur и Camry, вместе взятые!
Мы же принялись обзванивать дилеров Лады — и нашли новенький SW Cross «где-то между Ленинградом и Москвой», а точнее в городке Боровичи в 80 километрах от знаменитой станции Бологое. По сравнению с обычной версией Luxe пришлось доплатить 24 тысячи рублей за камеру заднего вида и «комбайн» с семидюймовым тачскрином, которые входят в комплектацию Luxe Multimedia. Еще 12 тысяч — за ярко-оранжевый металлик. Итого 792 тысячи рублей! Утешить себя можно только тем, что нынче SW Cross стал еще на 20 тысяч дороже.
В отличие от Весты-седана все без исключения приподнятые универсалы SW Cross имеют боковые подушки. Правда, они не защищают при фронтальном ударе. А вот большие легкосплавные колеса (17-дюймовые вместо 15-дюймовых штампованных у базового седана) могут ухудшить пассивную безопасность — вспомните, например, УАЗ Патриот.
Наши измерения показали, что Веста SW Cross весит 1298 кг, на 148 кг больше разбитого ранее седана в комплектации Comfort (1150 кг). То есть кинетическая энергия, которую должен поглотить кузов, увеличится почти на 13%, что эквивалентно росту скорости с «зачетных» 64 до 68 км/ч!
C другой стороны, за последние два года кузова всех Вест стали прочнее. По результатам нашего краш-теста седана толщину внутреннего усилителя порога увеличили почти вдвое, с 0,8 до 1,5 мм, стали прочнее передние стойки, а попутно (в былой погоне за звездами Euro NCAP) в порогах появились поперечные перегородки.
Скорость 64,3 км/ч, удар — и вздох облегчения.
Передняя стойка ушла назад на 10 мм, лишь на 6 мм сильнее, чем у седана, — и гораздо меньше, чем сместились левые передние стойки Калины или Гранты (50—80 мм). В любом случае результат отличный — в десять раз меньше зеленого норматива (100 мм). Специальный механизм отдалил руль на 30 мм от водителя, а подушки фирмы Takata, как и два года назад, приняли лица манекенов точно по центру, без пробоев и соскальзываний. Интегральный критерий повреждения головы для обоих манекенов (HIC) не превысил заведомо безопасные 650 единиц. Невысоки и изгибающие моменты, действовавшие на шею, хотя во время удара, как и в случае с седаном, водитель развернул голову на 90 градусов вправо. Но опасности нет: разворот происходит уже в конце активной фазы столкновения, непосредственно перед отскоком, а сама голова не выходит за контур подушки безопасности и надежно ею защищена.
Ремни с пиротехническим преднатягом и ограничителями усилия отработали даже лучше, чем два года назад: сжатие ребер водителя уменьшилось с желтых 28 мм до зеленых 18 мм. При этом, как и в прошлый раз, левое колено манекена даже не коснулось передней панели, а нагрузка на правое была минимальна.
Налицо все шансы набрать 16 баллов из 16 возможных — и занять высшую ступень пьедестала ARCAP, потеснив на ней новый Hyundai Solaris. Ведь, готовясь к этому удару, вазовцы решили доказать травмобезопасность передней панели Весты, представив нам протокол knee mapping, а это — плюс еще один балл! О том, что показывает «коленная карта» и почему автопроизводители ею иногда пренебрегают, читайте в конце статьи.
Но! На пороге — вздутия и заломы, а под ногами водителя — скомканный, рваный металл. Первое на языке протокола — «потеря структурной целостности кузова», а второе — «разрушение пространства для ног».
Эта пресловутая потеря структурной целостности кузова разом отняла два балла: один за защиту груди, еще один — за защиту ног. Обидно и то, что при этом протокол knee mapping уже не идет в зачет! А вздыбившийся пол, несмотря на минимальное перемещение педалей, увеличил риск для голеней — индексы их травмирования оказались оранжевыми и дали за защиту всего 1,7 балла из четырех. В итоге общий недобор составил 4,3 балла, и Веста SW Cross с результатом 11,7 балла получает лишь три звезды ARCAP.
Но на вазовцах лица не было! Они показывали нам фото заводских испытаний Кросса, на которых разрушения пола и вздутия порога отсутствовали, и в итоге пообещали во всем детально разобраться, попросив передать им машину для исследований...
Этот автомобиль в Тольятти разобрали на молекулы. Однако существенных отклонений в свойствах металла, прочности и позиционировании точек сварки не нашли. Тогда специалисты «оцифровали» наш удар, сопоставили с математическими моделями собственных краш-тестов, выявили любопытные закономерности — и проверили теорию практикой, разбив в собственной лаборатории еще два Кросса. Говорят, некоторым специалистам даже пришлось прервать новогодние каникулы...
Первая информация из Тольятти позволила уже нам вздохнуть с облегчением: вазовцы подтвердили, что и сам наш удар, и обработка данных проведены корректно. То есть в Тольятти получили практически те же результаты — и столкнулись с теми же неприятностями. А вот другой удар точно такого же автомобиля завершился для него более благоприятно...
Дело в том, что в нашем случае на полу за передними сиденьями был закреплен балласт в виде металлических болванок, а вазовцы бьют машины с находящимися на заднем сиденье «детьми» и их креслами.
Поясним, как и для чего используется балласт. В бак перед тестом заливают воду (эквивалент 90% массы топлива), а автомобиль догружают балластом: по 88 кг на каждое из передних сидений, а на задний диван — 18 и 14 кг вместо детей и еще 36 кг в багажник для имитации регистрирующей аппаратуры. Это так называемая эталонная полная масса автомобиля. Именно столько он должен весить и в момент удара.
Затем вместо балласта усаживают манекены, устанавливают аппаратуру, вновь взвешивают автомобиль — и, чтобы он не стал легче «эталона», оставляют какую-то часть балласта. В нашем случае этот балласт «компенсировал» еще и отсутствие на задних сиденьях манекенов и креслиц. Главное — расположить балласт так, чтобы его элементы не влияли на результаты испытаний.
До сих пор никто из специалистов, приглашенных на наши краш-тесты, внимания на эти прикрученные к полу болванки не обращал. Ни Эрнст Глас из Фольксвагена, ни Ким Ил Санг из Hyundai, ни Данило Барберис из Фиата... Считалось, что на результат удара это не влияет.
Но математическое моделирование, проведенное в Тольятти, показало, что в случае с Вестой всего 20 кг, закрепленные за сиденьем водителя, и столько же за пассажирским увеличивают нагрузку на точки сварки панелей и усилителей пола на внушительные 20%. Те не выдерживают, рвутся, тем самым «подставляя» и порог.
Когда же вместо болванок манекены, аналогичное усилие передается через точки крепления задних ремней безопасности, в том числе верхние, нагрузка распределяется иначе — и сварка на полу выдерживает!
Чтобы продемонстрировать это и нам, вазовцы решили разбить в Тольятти еще одну Весту SW Cross! А для пущей убедительности разогнали машину на 1,3 км/ч быстрее номинальных 64 км/ч.
Результат отличный: порог ровнехонький, пол в ногах водителя пошел небольшими волнами, но складок нет, уж не говоря о разрывах. Все точки сварки выдержали удар. А нагрузки, зафиксированные манекенами, оптимистично зеленые — за редким желтым исключением. Итоговая оценка — 13,9 балла из 16 возможных, а если — теперь уже на вполне законных основаниях (ведь не было нарушений структурной целостности!) — добавить балл за knee mapping, то получится 14,9.
И все же запас «по кузову» у Кросса меньше, чем у «просто» Весты, набравшей 14,1 балла. Ведь седан мы били не с манекенами на заднем сиденье, а с металлическими болванками! Не будем забывать и про 17-дюймовые колеса, которые увеличивали нагрузку на днище и порог Кросса.
И какой из результатов принять как зачетный? Ведь аргументы вазовцев в пользу более высокого результата звучат убедительно: вы же, говорят, загружая автомобиль в реальной жизни, едва ли будете намертво фиксировать на полу сумки с кирпичами...
Вопреки жанру, начнем с хорошей новости, причем касается она не универсала, а седана. Мы принимаем результаты вазовских испытаний на травмобезопасность передней панели Весты — и присваиваем ей дополнительный балл. Таким образом, в рейтинге ARCAP седан с оценкой 15,1 балла теперь опережает Volkswagen Polo (14,6 балла) и встает на вторую ступень вслед за новым Солярисом (16,0 балла).
А теперь — о Кроссе. В зачет пойдут итоги именно нашего удара, на Дмитровском автополигоне. В первую очередь потому, что все ближайшие конкуренты, разбитые нами за годы программы, были в таких же условиях: с металлическим балластом вместо манекенов на задних сиденьях. Веста SW Cross набирает три звезды и 11,7 балла — и занимает четвертое место рейтинга ARCAP, рядышком с Фокусом первого поколения (11,6 балла).
И вновь хорошая новость: специалисты АвтоВАЗа уже прикинули, как можно усилить днище приподнятого универсала, чтобы результат краш-теста был хорошим всегда, вне зависимости от того, сидят ли сзади манекены или к полу прикручены металлические болванки. Так что история не закончена — и будем надеяться, что хеппи-энд не за горами.