Правительственные идеи по включению бензина в перечень товаров ограниченного экспорта (т.е. товаров, на экспорт которых в любой момент можно без дополнительных пояснений накладывать запрет) вызвало едва ли не панику. (Мы сообщали об этом ещё неделю назад (
https://t.me/Wek_ru/8338), - а сейчас об этом решился сказать «Коммерсантъ»). Ещё бы: после всех минэнерговских заявлений, что всё под контролем, что ничего подобного 18му году не случится и быть не может, что цена бензина растёт медленнее инфляции и т.д. Только почему-то сначала потребовалось менять правила демпфера (об эффективности этого механизма и битвах лоббистов вокруг него мы неоднократно писали (
https://t.me/Wek_ru/8215)), а теперь вот и прокладываться возможностью запретить экспорт.
Все отечественные НПЗ вместе производят в год 30-35 млн тонн бензина. Рынок кушает чуть меньше. На экспорт уходит порядка 5-6 млн тонн и остаются запасы 1-2 млн тонн.
Фокус в том, что потребление бензина за 20 год упало на 5,6%. А производство – на 6,5. Что уже некоторый неприятный дисбаланс. 1% производства – это, грубо, 300-350 тысяч тонн. А тут майские праздники. А они у нас такие теперь праздники, что треть месяца праздники. И потребление вырастет резко – сезонный фактор. А внутренняя биржа не работает – президент не велел. И куда крестьянину податься?
«Крестьянину», который производитель, - естественно, податься на экспорт, где цены повеселее, спрос восстанавливается после кризиса, который они прошли, конечно, куда как хуже, чем мы. А «барину», который минэнерго, - естественно, в регулировку цен, иначе сожрут. Демпфер ни от чего не помогает. Пустить дело на самотек нельзя – цены вырастут. А дефицит производства для внутреннего рынка крыть нечем – запасов с прошлогоднего падения нет.
Единственный путь разово и коротко запретить экспорт. Запрет у нас касается всех, кроме стран ЕАЭС, без стран ЕАЭС в месяц уходит на экспорт примерно 400 тыс. тонн. Вот те самые на прошлом ходу потерянные 300-350 тысяч и нашлись. Простой и эффективный выход.
На самом деле, это тушение пожара тем самым запрещаемым к экспорту бензином. Потому что дальше ориентированные на экспорт НПЗ теряют денежку, сокращают производство, ценник неумолимо лезет вверх, а спрос… Вот спрос тут – самая интересная и трудно прогнозируемая деталь. Он у нас на несколько процентов в год падает уже лет пять, как минимум (за исключением 18 года, когда на полпроцента где-то подрос). Но сейчас же мы эффективнее всех в мире из кризиса выходим, может и всерьёз вырасти. И тогда запрет экспорта придётся продлевать, что спасает на коротком периоде тактически, но стратегически – это удушение отрасли