— У белорусской обработки и машиностроения высокая добавленная стоимость. В теории Беларусь могла бы за счет них добавить в росте ВВП, но на практике это сейчас уже практически нереально, — считает главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
Среди основных торговых партнеров Беларуси нет стран, у которых был бы очень высокий экономический рост и не было бы избыточных мощностей в сегментах, на которые хотели бы выйти белорусские экспортеры. В подавляющем большинстве случаев белорусский экспорт ждет очень серьезная конкуренция. Причем не всегда честная.
— Посмотрите, что происходит вокруг: торговые войны, санкции, пошлины. Почти весь мир занят чем угодно, только не налаживанием торговых связей. Конкуренция последнее время происходит на уровне ограничений, регулирования и лозунгов «покупай национальное», — рассказывает эксперт.
Малоэффективны и попытки стимулирования экспорта государством. Льготные кредиты, предоставляемые покупателям белорусской продукции, в Европе не востребованы, признает председатель Правления Банка развития Республики Беларусь Андрей Жишкевич.
— У импортера в ЕС нет потребности в нашем экспортном кредитовании. Процентные ставки, которые очень выгодны на внутреннем рынке, на европейском — являются стандартными, — говорит глава Банка развития.
Однако основной причиной снижения конкурентоспособности белорусского экспорта является происходящий в мире технологический прорыв.
— БЕЛАЗы в том виде, как есть сейчас, уже не очень-то и нужны. Есть модульные беспилотные карьерные самосвалы, которые состыковываются, как вагоны в поезде, в зависимости от характера выполняемых работ, — рассказывает Евгений Надоршин.
При этом современные технологии радикально меняют производственный ландшафт.
— Tesla всего за 9 месяцев построила завод в Китае, и объемы, которые там будут производиться, нам и не снились. Мы просто лилипуты по сравнению с нынешними гигантами машиностроения, — говорит эксперт.
Аналогично выглядит ситуация и с абсолютным большинством иной белорусской техники и оборудования.
— Белорусское конвейерное производство обречено на смерть. И это произойдет уже в ближайшие годы, — считает Евгений Надоршин.
Читать полностью: https://news.tУt.by/economics/660645.html