К четвёртому кварталу 2021 года, когда США объявили о первой большой распродаже нефти из стратегического нефтяного резерва (https://www.eia.gov/dnav/pet/hist/LeafHandler.ashx?n=PET&s=WCSSTUS1&f=W) (SPR), в SPR было накоплено порядка 617 млн баррелей. Сейчас там 371,6 млн баррелей. Попытка провести опытную закупку в 3 млн баррелей по фиксированной цене до 13 января, судя по молчанию минэнерго США и сообщениям в западных СМИ, успехом не увенчалась. Видимо, местные производители отнеслись к предложению продать по 70 долларов, когда рыночная цена 75-80, с непониманием.
Теперь у США новая затея, связанная с SPR. Во-первых, местные политики хотят добиться отмены дальнейшей распродажи. А, во-вторых, Палата представителей проголосовала за запрет продажи нефти из американского стратегического резерва Китаю. Спасибо им за это — поддерживают спрос на российской сырьё. Но всё ещё "демократический" Сенат, как утверждают сторонники (https://www.forbes.com/sites/daneberhart/2023/01/21/bidens-spr-dr ... 2719303677) республиканцев, эту идею отклонит.
Запасы в SPR давно стали предметом внутренней политической борьбы в США. А здесь он позволяет разыграть сразу две карты: "коварный Китай" и "страшная Россия". Примечательно, что для этого читателя даже вводят в заблуждение: "В то время как Соединенные Штаты и их союзники платят около 85 долларов за баррель нефти, Китай тратит около 45 долларов на импорт российских баррелей". Китай не тратит настолько смешные деньги на покупку российской нефти (Bloomberg (https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-01-09/russia-s-flags ... -of-buyers) и нефть ESPO в помощь).
Всё же российский Минфин сообщал (https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38339-o_srednei_tsene ... i_poshline) про 46,82 доллара за баррель. Да и эти 46,82 — это условная цена, которую подсчитало агентство Argus с учётом продажи нефти марки Urals в Роттердаме и на Средиземноморье. Это не реальная цена. И она не учитывает затраты на транспортировку до Индии и Китая. А с Северо-Запада России туда везти дороже, чем до Роттердама. Так что конечная цена в портах Китая (CIF) будет чуток побольше условной цены в Роттердаме. Соединённые Штаты могут не волноваться.
Хотя, пусть волнуются, вводят запреты на распродажу SPR и окончательно прекращают интервенции на мировом рынке. Это хорошо для реальных нефтяных цен.
О снижении экспортной пошлины на нефть. Она зависит от цены и корректирующего коэффициента. И то и другое снизилось (коэффициент планово снижен 1 января 2023 года). Но наиболее интересно не это. Ключевой момент в сообщении Минфина (https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomiches ... _goda.html), на наш взгляд, следующий:
"Мониторинг цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период с 15 декабря 2022 г. по 14 января 2023 года.*
* Расчет средней за период мониторинга цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) осуществляется с использованием данных, предоставленных Аргус Рус Лимитед / Argus Rus Limited, права на которые принадлежат Аргус Медиа Лимитед / Argus Media Limited".
Можно было бы поиронизировать над вопросом, а много ли нефти марки "Юралс" торговалось на средиземноморском и роттердамском рынках с 15 декабря 2022 года после введения эмбарго Евросоюзом 5 декабря 2022 года. Но там обнаружатся исключения (https://t.me/OilGasGame/579) в лице Венгрии, Чехии и т.д. Правда, на долю исключений в сумме за год набежит не более 15 млн т нефти. Так что вопрос о репрезентативности "средиземноморского и роттердамского" рынков сохраняется.
Примечательно, что минфин это заметил и пообещал (https://tass.ru/ekonomika/16811237) в первом квартале провести анализ альтернативных котировок.
Мне по наивности казалось, что такого рода анализ надо было проводить не позднее ноября прошлого года, а лучше сразу после принятия шестого пакета санкций Европейского союза. Кстати, насколько известно, агентство Argus схему расчёта (https://www.argusmedia.com/-/media/Files/methodology/argus-crude.ashx) стоимости российской нефти "Юралс" изменило ещё в ноябре. Но, по всей видимости, у бездействия минфина есть чёткое и непротиворечивое объяснение. Иначе и быть, конечно же, не может.
Отличить российскую Urals от казахстанской KEBCO очень легко:
Urals:
плотность (°API) - 30,2
содержание серы - 1,6%
коэффициент перевода из метрических тонн в баррели - 7,1880
а KEBCO наоборот:
плотность (°API) - 30,2
содержание серы - 1,6%
коэффициент перевода из метрических тонн в баррели - 7,1880
То что проблемы есть в нефтяной отрасли ни кто не оспаривает но и слепо верить цифрам с двух сторон не стоит.Одни вырывают сиюминутные и не учитывают много темных факторов,другие наоборот готовы подыгрывать,что бы не нарываться на новые ограничения и более тщательный контроль и поиск методов обхода санкций.Все это не быстро делается.Самый эффективный способ подвалить бюджет это снижение цен на нефть рыночные,т.е. по всему рынку в целом.