Я хочу рассказать вам о своем очередном удивительном путешествии. Его идея появилась достаточно случайно и сформировалась в окончательном виде под влиянием многочисленных факторов, каждый из которых сыграл свою положительную роль в том, что в итоге я могу назвать это путешествие «идеальным». Порой, ты задумываешь какую-то вещь, планируешь ее, но потом что-то идет не так, все планы ломаются, и ты не достигаешь желаемого. Порой, наоборот, все идет четко по расписанию, без сбоев и, казалось бы, это же хорошо, но не совсем. Тут как с подарком, всегда более приятно, когда он является для тебя сюрпризом, и ты не знаешь, чего ожидать. Так и в этот раз, я отправился в путь за эмоциями и впечатлениями, которые раньше мог получить лишь за чтением книг или просмотром фильмов. Я отправился в путешествие, пропитанное духом странствий и открытий. О чем же все-таки речь? Позвольте же мне рассказать вам все как есть. Но перед этим у меня есть маленькая просьба, называйте мою поездку не путешествием, а экспедицией…
Кто такой Струве и что это за геодезическая дуга? Дуга представляет собой сеть из 265 триангуляционных пунктов, созданных с целью измерения размеров и параметров Земли. Она протянулась по территории 10 стран и имеет протяженность свыше 2800 км, а Василий Яковлевич Струве является российским астрономом, который занимался измерением и созданием дуги с 1816 по 1855 гг.
Мне удалось отыскать (а как, я расскажу позже) координаты 30 пунктов этой дуги на территории Беларуси, которые и составили основу моего маршрута. На все про все я отводил себе 4 дня. Оставалось лишь выбрать подходящее время и двинуться в путь. Изначально мне хотелось поймать пару солнечных дней и практически удалось это сделать, но к назначенной дате выезда я слегка приболел, решил не рисковать и отложил свой отъезд, а к тому моменту, когда мой организм восстановился, погода уже испортилась. Порой в событиях моей жизни прослеживается определенный фатализм, поэтому я не стал более ничего откладывать и двинулся в путь во вторник четвертой недели октября.
Дуга протянулась по западной части Беларуси, и я решил пройти ее с севера на юг. Она была главной моей целью, поэтому я стремился особо не тратить свое время на что-либо иное и первой моей задачей было как можно скорее достичь самой северной точки дуги. Поэтому первую часть пути я проделал в основном по асфальту и назвал ее для себя выходом на основной маршрут.
Тем не менее, я все же останавливался у кое-каких достопримечательностей на своем пути. Первой из которых стал Костел вознесения Девы Марии в поселке Красное, построенный в 1908-1911 гг. в стиле неоготики.
Затем я проехал через Молодечно, этот город тысячи светофоров, каждый из которых норовил загореться красным светом прямо у меня перед носом. А еще какое-то время спустя я просто остановился для того, чтобы снять своего иксёныша на фоне идущей на Сморгонь дороги. Уж сильно непривычно и скучно для меня слишком долго ехать по асфальту, и точно также непривычно просто ехать и не снимать ничего интересного.
Следующая моя остановка была сделана у очередного красивого костела, коих очень много в западной части Беларуси. Это Костел Богоматери Руженцовой в деревне Солы, построенный в 1926-1934 гг. в стиле модерн.
Я несколько отставал от намеченного мною графика, но просто не мог не остановиться у Троицкого костела в деревне Гервяты. Он был построен в 1903 году в неоготическом стиле и входит в тройку самых высоких храмов Беларуси.
Я уже был совсем близко от своей дуги, но хотел заехать по пути и посмотреть, как там обстоят дела с одним из самых значимых строящихся объектов нашей страны.
Вы абсолютно правы, речь идет о Белорусской АЭС. Сейчас наиболее эффектно там выглядят строящиеся градирни. Соответственно, вот и фото на их фоне.
Еще полтора десятка километров, въезд в пограничную зону и я, наконец, съезжаю с асфальта. Всё. Выход на маршрут закончен. Сейчас начинается самое интересное, моя экспедиция.
Я не успеваю проехать и нескольких сот метров, как окунаюсь в атмосферу осеннего леса.
Он зовет и манит в свои владения. Стоит облачная погода, создающая дополнительный чарующий антураж. Многие дорожки усыпаны листьями, которые мягко шуршат под колесами моего иксёныша.
Я еду по достаточно крупному лесному массиву, по которому проходит граница между Беларусью и Литвой. Людей не видно, лишь охотничьи вышки.
Свой маршрут я прокладывал по карте в надежде не перепутать реально существующую дорогу с давно заросшей вырубкой. Что ждет меня за поворотом?
Я подбираюсь все ближе и ближе к своей первой точке под названием Конрады. Она где-то там, в лесу, за теми холмами.
Пытаюсь подъехать поближе, но дорога, петляя, уходит в сторону. Сворачиваю с нее и проезжаю еще несколько десятков метров. Холмистая местность выглядит красиво.
Но я упираюсь в лесной массив. Дальше лучше идти пешком.
Через несколько сотен метров навигатор выводит меня к большому холму. Это место должно быть там, я чувствую.
И предчувствие меня не подводит.
Но эта вышка крупнее, чем я ожидал.
Да это прямо две вышки на одном месте.
Наверх ведут металлические ступени. Надо бы попробовать туда забраться.
Однако некоторых ступеней не хватает. Сыро, скользко. Лучше ка я не буду рисковать, а остановлюсь на середине и сделаю высотное селфи. Я – хитрый жук.
А теперь пора отметиться непосредственно у геодезического знака.
Есть, начало положено. Еще одно фото для пущей верности и в путь.
Возвращаюсь через лесные завалы к своему иксёнышу. Так, а как же это лучше отсюда выбраться. Пробую продолжить ехать по приведшей меня сюда дороге, но она ведет меня прямиком к границе. Впереди уже даже виднеется что-то похожее то ли на пограничную полосу, то ли на идущую вдоль границы дорогу.
Не хватало еще в очередной раз объясняться с пограничниками. Пытаюсь проехать еще через пару ответвлений, но понимаю, что лучше вернуться назад. Это безусловно верное решение. Я живо представляю себе, как за мной несется пограничный наряд, поэтому весьма резво уезжаю в сторону Гудогая. Напряжение спадает. Я спокойно проезжаю через простую деревнию Гроди, где простой мужик что-то ищет или ловит в местной сажелке.
Но у каждого свои заботы. Лично мне надо поскорее добраться до следующей точки, ибо блуждания по приграничным лесам окончательно выбили меня из графика. Вскоре я паркую своего иксёныша на краю поля с тем, чтобы вновь отправиться на поиски геодезического знака.
В этот раз долго искать не приходится. Он находится совсем рядом. Это пункт Дейбиси.
Стоит себе один одинешенек.
Ну и я тоже постою рядом.
Постоял и пора двигаться дальше. На первый день я запланировал отыскать и посетить 5 точек, а пока удалось доехать только до второй. Тем более, что в любую минуту мог начаться дождь. Если днем еще просматривалась структура облаков, то теперь небо представляло собой одну сплошную серую завесу. Но это не мешало мне наслаждаться нашими природными пейзажами.
Мне всегда нравятся вот такие отдельно стоящие деревья на полях. Каким-то же образом им удалось вырасти из маленького деревца и не быть при этом уничтоженным во время проведения сельскохозяйственных работ.
Дождь все же начинает потихоньку накрапывать. Да и при этом хорошо ощущается, что шел он здесь не только сегодня.
Я преодолеваю этот грязевой участок и вырываюсь на скоростную эндуро-дорожку, где мокрая трава делает свое дело, и на повороте заднее колесо уходит в занос, обгоняет меня, и мы с иксёнышем весело скользим вместе в падении.
Фотография снята по направлению моего движения, но в итоге мотоцикл совершил разворот на 180 градусов, жаль лишь, что мне при этом не удалось сохранить его в вертикальном положении.
Ну ничего, не беда, все на месте, все осталось целым. Еду дальше более аккуратно. И вскоре добираюсь до третьей точки. Она находится в весьма живописном месте.
Мне нравятся такие пейзажи.
А третья точка у нас – это Тупишки, одна из пяти точек дуги, которые включены в уже упомянутый мной список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Это сразу видно по ухоженности площадки и гранитному обелиску.
Ниже целя серия фотографий этого места.
Кстати, кто расшифрует, что это за знак?
Здесь хорошо, но день неумолимо идет к своему завершению, а ведь мне еще нужно подготовить место для своей ночевки, да и программа экспедиции на сегодня еще не выполнена до конца.
Проезжаю через Гольшаны, но на посещение замка времени уже нет. Да и ничего страшного. Во-первых, в этом замке, вернее, на его развалинах, я уже был. Во-вторых, на следующий год у меня уже запланировано комплексное путешествие по всем замкам Беларуси. Так что пускай ждет своего часа.
Движемся дальше. Вот вышка связи и линия электропередач. Где-то здесь должна быть дорога. Но её нет. Это не беда. Ведь линия куда-то ведет.
Действительно за линией виднеется поле. На нем я нашел тракторную колею и выехал по ней на асфальт. Небольшая гонка со временем, и выезжаю к своей четвертой точке – Лойти.
Она совсем близко, но находится на заросшем поле. Все вокруг мокрое, поэтому я, чтобы лишний раз не мочиться, решаю посетить ее завтра и сворачиваю в небольшой выдающийся вперед лесок, чтобы остановиться на ночевку.
Об этом и многом другом я расскажу в следующей части. А пока за спиной у меня остается уже практически достигнутый, но постепенно скрывающийся от меня пункт геодезической дуги, добраться до которого на следующий день, как оказалось, мне было не суждено.