ЗАЯВЛЕНИЕ
Ранее мною направлялось в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минприроды) обращение по вопросу срока действия заключения государственной экологической экспертизы по градостроительному проекту детального планирования «Детального плана жилой усадебной застройки в границах пр. Дзержинского–пр. Жукова–ул. Железнодорожная» (далее – ПДП).
В обращении содержался, в том числе, следующий вопрос:
«2. Истек ли срок действия выданного заключения государственной экологической экспертизы по вышеуказанному ПДП?»
Обращение было рассмотрено по существу Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды. Однако в полученном ответе заявитель не обнаружил ответов на вышеуказанные вопросы.
В ответе от 06.11.2015 г сказано:
«По проекту детального планирования реконструкции жилой усадебной застройки г. Минска в границах: пр. Дзержинского - пр. Жукова - ул. Железнодорожная (далее – ПДП) Минприроды выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы от 29.08.2003 г. № 241.
Справочно: В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2442-XII «О государственной экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы действительно в течение пяти лет. Для объектов государственной экологической экспертизы, на которых реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности началась до истечения указанного срока, не требуется повторного представления документов на государственную экологическую экспертизу до окончания реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности при условии, что срок их реализации не превышает нормативного. В настоящее время ведется реализация проектных решений вышеназванного ПДП и действие заключения государственной экологической экспертизы по вышеуказанному ПДП не прекращено».
На момент выдачи положительного заключения государственной экологической экспертизы от 29.08.2003 г. № 241 действовал Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2442-XII «О государственной экологической экспертизе» в редакции от 14.07.2000 г. (далее – Закон). Действительно, согласно ст. 15 Закона «Положительное заключение государственной экологической экспертизы действительно в течение пяти лет. Для объектов государственной экологической экспертизы, на которых реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности началась до истечения указанного срока, не требуется повторного представления документов на государственную экологическую экспертизу до окончания реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности при условии, что срок их реализации не превышает нормативного».
Возникает ряд вопросов:
1. Что именно понимается под «реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности» применительно к градостроительной документации, в том числе и «проектам детальной планировки»?
Согласно ст. 1 Закона «планируемая хозяйственная и иная деятельность – строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение, модернизация, изменение профиля производства, его ликвидация и другая деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую среду». Возникает вопрос: относится ли сама по себе деятельность по реализации градостроительной документации к «планируемой хозяйственной и иной деятельности»? Анализ определения термина «планируемая хозяйственная и иная деятельность», содержащегося в ст. 1 Законе, позволяет сделать вывод, что «деятельность по реализации градостроительной документации» является сама по себе «планируемой хозяйственной и иной деятельностью». В таком случае возникает вопрос: что именно понимается под «нормативным сроком» реализации «проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности» применительно к градостроительной документации.
Можно предположить, что «нормативным сроком» реализации «проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности» применительно к градостроительной документации является «нормативный срок» реализации градостроительной документации. Но существует ли такой срок?
2. Само наименование «нормативный срок» предполагает, что данный срок установлен (определен) законодательством Республики Беларусь. Между тем, законодательство Республики Беларусь ни на момент выдачи положительного заключения государственной экологической экспертизы по ПДП, ни в настоящее время не устанавливает «нормативного срока» для градостроительной документации.
Так, Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» не содержит упоминание о «нормативном сроке» реализации применительно к градостроительной документации (градостроительным проектам).
Не содержит ст. 44 и иные нормы Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» упоминания и о «сроке реализации» применительно к градостроительной документации детального планирования – такой срок упоминается только применительно к градостроительным проектам общего планирования (п. 3 ст. 41 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
В подп. 6.16.3 ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» упоминается «расчетный период реализации проекта». Однако, «расчетный период реализации проекта» и «нормативный срок» реализации проекта – не одно и тоже. При этом в ТКП 45-3.01-284-2014 отсутствуют какие либо требования к «расчетному периоду реализации проекта» – такие сроки могут быть любыми, самыми фантастическими (?!). Соответственно, ««расчетный период реализации проекта»» не может являться «нормативным сроком» реализации градостроительных проектов детального планирования.
Статья 44 и иные нормы Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» не содержат определения термина «срок действия» применительно к градостроительным проектам детального планирования и не устанавливает каких-либо требований (ограничений) в отношении данного срока. Не содержит определения данного срока и не устанавливает каких-либо требований к нему и ТКП 45-3.01-284-2014 .
Таим образом, ни на момент выдачи положительного заключения государственной экологической экспертизы по ПДП, ни в настоящее время законодательство Республики Беларусь не определяло и не определяет термины «нормативный срок», «срок реализации» и «срок действия» и не устанавливает каких либо требований к таким срокам в отношении градостроительной документации детального планирования. В Детальных планах указывается «расчетный период реализации проекта», однако он может быть любым, т.к. какие-либо требования к нему не установлены. В ответе упоминается действующий в настоящее время Закон Республики Беларусь от 09.11.2009 № 54-З «О государственной экологической экспертизе». Однако, на момент выдачи положительного заключения государственной экологической экспертизы от 29.08.2003 г. № 241 данный Закон даже не был принят.
Исходя из вышеизложенного, прошу высказать позицию министерства по следующим вопросам:
1. Что именно понимается в ст. 15 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2442-XII «О государственной экологической экспертизе» в редакции от 14.07.2000 г. под «нормативным сроком» реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности в отношении градостроительных проектов детального планирования?
2. Истек ли срок действия выданного заключения государственной экологической экспертизы от 29.08.2003 г. № 241 по указанному ПДП?
Приложение на 2 листах:
Копия ответа Минского городского комитета природных ресурсов и охраны
окружающей среды от 06.11.2015 г.