Tomcat:
А давайте возьмем Довлатова, для которого алкоголь был способом добычи двух зайцев одним выстрелом. Благодаря алкоголю он входил в ситуативный контакт с собеседником и обнажал всю сущность своего визави. И в то же время его разум как бы парИл над ситуацией, анализируя её и облачая отношение к ней в словесность...
Так не один Довлатов.
Хэмингуэй специально ходил в бар пообщаться с людьми, чтобы найти для себя новую тему к своим рассказам. О выпивке он пишет с особым чувством. Да и Ремарк тоже.
На форумах нотдринка писателей не мало. И пишут в основном много сразу после запоя. Когда чувства расторможены и нет какого-то стеснения. А потом не пишут.
Для писателей, музыкантов, поэтов, художников каких-нибудь алкоголь безусловно является помошником, чтобы ярче выдать свои внутренние чувства, описать их в тексте, либо передать в музыке или на полотне.
Но если научиться делать это без алкоголя, то выглядит это ничуть не хуже. Например у Чехова, похожим на которого хотел быть Довлатов. Чехов не был алкоголиком, но, думаю, при желании мог бы им стать, так как два его брата, тоже, кстати, талантливые люди, дошли до такого состояния.
Мне нравится проза Довлатова, но представь, если бы он не умер в 49, а спился окончательно превратившись в забулдыгу. Это ведь на самом деле не так сложно. Главное, чтобы все сложилось. Вначале тебя оставляет семья потому что с тобой невозможно жить, потом друзья и близкие отворачиваются. И ты остаешься один. Все просто. И работать уже некогда, потому что сил нету. Либо пьян, либо пьешь, либо выходишь.
Я думаю, что Довлатов просто не успел бросить. Он человек думающий и понимал скорее всего, что уже пора завязывать, просто обстоятельства так сложились, что тот запой оборвал его жизнь. А так, возможно, мы увидели бы и поздние его вещи. Как у Бродского или у других великих.