Точнее, так: двухподвес или хардтейл?
Потому что лично для меня хардтейл воспринимается как велосипед, у которого просто не хватает задней подвески. Почему их выпускают, продают, покупают, используют? Просто потому что так намного дешевле. И многие, повинуясь стадному инстинкту, даже не рассматривают двухподвес в качестве покупки. А чё, все нормальные пацаны на хардах катают, им не западло.
Сразу оговорюсь, речь о нормальных подвесах, не ашанах и обсуждаем применение в целях любительского катания (не профессиональный спорт).
После покупки двухподвеса единственное что я хочу сделать с хардтейлом - поскорее продать. Потому что эти два велосипеда можно сравнить как армейский табурет с шикарным кожаным диваном. В соседних темах я много ругал плохие минские дороги и тротуары, но на двухподвесе я реально практически забыл, что с ними что-то не так. Имея 10 честных сантиметров хода сзади, можно не вставать с седла при съезде с любых бордюров. И все остальные неровности по ощущениям легко проплываются, а не проезжаются со скрипом, как на задне-бесподвесочном аналоге.
Злые языки утверждают, что двухподвес раскачивается от педалирования, пусть даже и немного, и для них принципиально важно чтобы 100 % энергии педалирования уходило в разгон. Так вот, это ошибка, ложь, заблуждение и провокация - называйте как хотите! Во-первых, у меня подвеска не качается даже при заезде в крутую горку типа как 2 мостика на ВД по направлению к Дроздам. И во-вторых, на двухподвесе можно действительно сосредоточить свои усилия именно на кручении педалей, а не на отработке неровностей. Особенно это проявляется на сильном расколбасе: на хардтейле вся мышечная энергия уходит на гашение ударов, а сильнейшие колебания велосипеда просто не дадут вам при этом крутить педали, а то и вовсе могут выкинуть из седла. На двухподвесе отработкой неровностей занимается подвеска, а мышечная энергия ног тратится только на движение вперёд. Стоит ли ещё говорить, насколько выше безопасность езды на двухподвесе?
Если кто-то думает, что я категорически против хардтейлов - это не так. На них вполне можно ездить, если ваши пути и маршруты пролегают по ровным дорогам или если ваш дневной пробег не превышает 20-30 км. У многих велосипедистов именно такие условия, поэтому им наверное нет смысла тратить деньги на дорогущий двухподвес. Но если вы накатываете 50-100 км за день по убитым дорогам, тротуарам как после бомбёжки и по грунтовому расколбасу - выбор очевиден.
Также необходимо отметить, что двухподвес имеет и недостатки. Выше привлекательность для воров, не поставить нормальный багажник, труднее поставить полноразмерные крылья (как правило), сложнее и дороже обслуживание, геометрия не всегда удобная для обычной езды. В общем, в основном недостатки данного типа велосипедов упираются в финансовую сторону. Сам в прошлом году после ашана-подвеса купил хардтейл просто по причине нехватки денег на нормальный подвес, но не выдержал на нём и года.