Доброго дня всем!
Напишу свою историю, вдруг кому пригодится, хоть случай и не совсем типичный.
Входные данные: у меня была запланирована поездка в США, и было пару условно свободных недель, которые я решил уделить самостоятельному поиску авто. Хотел все сделать по максимуму сам, больше ради спортивного интереса.
Место: Калифорния.
К слову, Калифорния - один из штатов, где можно свободно купить авто туристу по обычной визе, с белорусскими правами. Какие еще штаты точно не уверен, вроде в NY тоже можно.
Я искал минивэн - Dodge Grand Caravan в приоритете, Toyota Sienna, Honda Odyssey в запасе. Заранее изучил реальные варианты на cargurus.com, cars.com, truecar.com, чтобы понимать порядок цен, Dodge выходил явно дешевле тойот и хонд, что логично, т.к. американцы стоят дешевле и вообще в береговых штатах котируются меньше.
Когда был на месте, объездил штук 10 дилеров, просмотрел около 15 вариантов. Всем объяснял ситуацию, что хочу машинку экспортировать, в принципе вопросов ни у кого не возникало.
Тут один важный нюанс, если берешь машину и хочешь покататься по США, то придется заплатить sales tax, 7.5% от стоимости авто для калифорнии. Если же сразу договариваешься оформлять авто на экспорт, то налог можно не платить, однако и машину придется загрузить с дилерской площадки сразу на лафет и отправить в порт. Вроде еще есть вариант с временным разрешением, чтобы доехать до порта, но так подробно я не вникал.
Все дилеры идут на торг довольно легко, крупные - хуже, однако и они со временем снижают цену. В мелких же достаточно сказать ок я подумаю и -500 у тебя сразу в кармане, дальше больше. 1-1.5к обычно можно срезать, при цене авто около 15к.
Сам процесс покупки до тупого прост. Отдаешь деньги, тебе отдают пачку бумажек, включая Contract of sales и временные бумажные номера, и ты свободен. Через 2-4 недели на любой указанный адрес, DMV (местное ГАИ) вышлет оригинал title. Если ждать не вариант, или есть риск не успеть, то лучше сразу указать адрес шиппинговой компании, что я и сделал.
Кстати по совету местных жителей, после поисков авто вокруг Сан-Франциско и т.п., проехался немного в глубинку - и там реально нашел вариант лучше и дешевле, там авто и купил у мелкого дилера в маленьком городке. У них стоял вариант в максималке, по цене меньше аналогов в Bay area. Само собой с чистой историей, без повреждений. Про экспорт они ничего не слышали, никогда не оформляли, и чтобы не заморачиваться, помимо хорошей скидки, сами оплатили и sales tax, так что я получил машину на местных бумажных номерах.
Оплата за авто возможна наличными и дебит картами - но иногда картами берут только до $3000, тогда придется снимать еще наличные на месте. Об этом стоит подумать заранее и сделать в РБ карту с бесплатным снятием нала заграницей, сейчас таких хватает.
Кстати чтобы выехать до дороги после покупки, нужна страховка. Проблема может быть в том, что не все страховые делают полисы туристам. Одна контора сказала что им нужна неделя, чтобы меня проверить. А я им звонил прямо сидя в уже купленной машине
В итоге обзвонил еще парочку контор и прямо по телефону в реальном времени оформил страховку на 3 месяца в Infinity Insurance Company.
Если уезжаешь раньше, то скидываешь им запрос на отмену полиса (cancel policy), и они пересчитывают и возвращают остаток денег, за вычетом пени, по моему около 20 или 40 баксов. В общем за 2 недели езды я отдал около $80. Сам полис на 3 месяца стоит 90$, так что тут явно упущенная выгода. Но я по любому планировал немного покататься по штату, так что вопрос особо и не стоял.
После покупки и путешествий, самостоятельно отогнал машинку в Лос Анджелес. Предварительно отписал в Intercargo по совету форумчан, и работал напрямую с ними. Доставка ЛА-Клайпеда стоит $1125 + взял у них страховку, т.к. авто было в идеале, без повреждений. Стоимость страховку - 1% от цены машины + $75 фикс. Минимум $175 в сумме.
Отдавать машину в порт тоже весьма непривычно для нас - все по сути на честном слове, просто завозишь ее на какую-то занюханную площадку, отдаешь ключ и до свидания Ни одной бумажки тебе не выдают. Когда машину погрузят и отправят, тогда просто по емейлу присылают договор (House Bill of Lading) в котором прописан контейнер и пр. Видно также какие еще машинки едут в твоем контейнере.
Кстати и оплату производишь только когда судно уже отправится. Т.к. я к тому времени уже был в РБ, то платил за доставку в БПС-Сбербанке на Мулявина, также по совету форумчан. Комиссию взяли то ли 35 то ли 45$, точно уже не помню. До этого попытался провернуть транзакцию в одном местном отделении Белинвеста, но меня послали в головной офис, я думаю так будет для всех наших банков, так что сразу едьте в главное отделение, чтобы не тратить время.
Итого ровно через 2 месяца машина прибыла в Клайпеду. К слову в Клайпеде это уже называется не Intercargo, а я так понимаю какие-то их партнеры. На разгрузке присутствовать уже не разрешают. Но как только судно прибыло, буквально через день мне уже начали звонить, чтоб приезжал и забирал свое корыто. Т.к. машину я собирался гнать в Минск своим ходом, то мне нужны были также литовские транзиты.
Предварительно скинул в контору инфу на кого делать инвойс и через какой пограничный пункт буду вывозить авто. Это нужно, т.к. тогда на границе литовские таможенники уже будут видеть все доки по машине.
Поездом и автобусом доехал до Клайпеды, в офисе уже все доки были готовы, забрал их и сразу поехал на терминал Smelte на проходную.
Пройти внутрь терминала своим ходом и посмотреть на авто не разрешили, пришлось дожидаться лафета и заехать вместе с ним. Также нужно иметь светоотражающий жилет (но по доброте душевной его могут выдать и на месте).
Машинка доехала в общем-то целой, но с парой новых царапин. Бензин не сливали, только скинули клемму с аккума и передние колеса были спущены. Как мне объяснили, это делается для экономии места в контейнере. Сказали также, что часто передние колеса вообще снимают, а потом кое-как закручивают на пару болтов, что я и наблюдал на площадке. Машина не подвела, накинул клемму, и сходу завелась. Водитель лафета помог подкачать колеса, чтоб не кататься на дисках.
Далее - Регитра (аналог ГАИ). Лафет скинул авто на площадку для осмотра, сказал куда идти и уехал. Сразу надо сделать страховку (около 15 евро) и взять талон на регистрацию (русский язык в терминале талонов есть). Либо можно записаться заранее на время через сайт https://www.regitra.lt/en/contacts-1/branch-offices
Офис у клайпедской Регитры небольшой, всего 5 минут ожидания и я оформляю транзиты. Минут 15-20, быстрая сверка номеров тем же инспектором, и у меня в руках картонные номера, которые, к слову, размокают на дожде, поэтому не выкидывайте пакетик из под них
Итого по Клайпеде: 210 евро контора в порту, 30 евро лафет из порта до Regita (ГАИ).
15 евро страховка, 55 евро транзиты.
Следующая точка - Каменный Лог. Красный коридор у литовцев - без вопросов, все оперативно. Суешь в обычное окошко таможни все доки, они все оформляют на месте и быстро.
Далее красный коридор в РБ, там же надо сделать белорусскую страховку на авто - около 11 евро.
После прохождения отгоняешь машину на парковку и идешь таможить в отдельное здание. Там начинается суровая РБшная действительность Зашел я на эту таможню в 2 ночи. Думал пройду за часик и свободен Но передо мной люди стояли там с 9 вечера и еще было пару человек в очереди В общем пару часов спустя выяснили, что у меня нет справки дилера, поэтому никто растаможить меня на месте не сможет, т.к. непонятна точная дата выпуска, а я был на грани до 3 лет или после 3 лет. Выпуск авто - декабрь 2016, но точной даты нигде нет, только в справке дилера.
В общем, мне выписали временное разрешение на экпедирование авто до СВХ Колядичи. Колядичи выбрали по моей просьбе, так-то можно было выбрать любой пункт в РБ. Срока прибытия указали до конца следующего дня.
Итого на границу я въехал в 12 ночи, а приехал в Минск ровно в 7 утра.
Хорошо девушка на таможне сразу предупредила, чтобы я купил Белтолл на ближайшей заправке, т.к. буду ехать на литовских номерах. Сам бы я и не подумал.
Белтолл до Минска стоит 106р - из них около 90 вернут когда вернешь прибор.
Следующий этап - пригнал машину в Колядичи. Сперва надо идти в маленькое двухэтажное здание в 3 кабинет. Собственно там отметят, что экспедирование я успешно завершил, и пригнал машину на хранение. Оплата за каждые сутки хранения - 7р. Сразу платишь за сутки и тебе дают пропуск, с ним через ворота загоняешь уже ставшую родной машинку за колючую проволоку, и паркуешь возле размотанного автопарка, которым уставлена вся площадка. Хотя и целых машин хватало, но судя по всему это в основном дилерские VW и др.
Важно: после того как запарковали, сразу обфоткайте машину со всех сторон, и номера на всех стеклах, и стикер (штрихкод) в проеме водительской двери. Чтобы номера стекол были видны, можно подложить за стекло бумагу. Эти фото у вас попросят в окошке таможни. Фото с аукционов и прочие не принимаются! Если фото нет или не хватает - пойдете снова на парковку, потратите дополнительных 20 мин и возможно потеряете очередь.
Далее идем в основное здание, первый этаж, любой специалист в окошках ТАМОЖНЯ. Подаешь все доки, включая доверенность, если надо, там девушка считает сумму растаможки, принимает на почту все фото, и печатает их. Все платежи можно либо заплатить в кассе БелВЭБ (в здании только их касса), либо по ЕРИП, включая растаможку. БелВЭБ без комиссии принимает либо карты своего банка, либо наличные. В общем ЕРИП это тема, я не знал что все платится через него, поэтому притащил с собой котлету денег для растаможки.
В субботу касса не работает, надо ехать в город, ближайшая годная точка это Гиппо, где есть касса Приорбанка и можно перекусить Приор берет фикс 5 руб за плату налом.
После оплаты снова возвращаемся к своему специалисту, снова в очередь и ждееем. Каждый человек обрабатывается минут 20. Электронной очереди тоже нет, что уже напрягает и вносит дополнительный стресс. Хочешь - не хочешь возникают вопросы кто за кем стоял, кто куда отошел и пр. В общем совок. Все не быстро. Там же есть буфет, правда в субботу он тоже закрыт. Есть туалет типа "голимый сортир". В принципе за одну только мою растаможку можно было провести косметический ремонт всего помещения, или поставить аппарат электронной очереди, но очевидно что наши денежки больше нужны в другом месте)
Единственное что сотрудницы молодцы, общался с тремя, все доброжелательные, все подсказывали и помогали, здесь зачет.
Когда подходит ваша очередь, подписываете пару бумажек, отдаете оригинал свид-ва льготника (если актуально). Ваш пакет документов забирают и вы можете ехать по своим делам - в течение 4-5 часов таможня отпроцессит ваше дело и вам позвонит все тот же специалист из окошка.
Здесь по ценам:
Сбор за таможенное оформление: 120р
Доп сборы (размещение авто, оформление доков и пр): 98р в сумме
Справка дилера dodge (это РМ Маркет, пр-т Независимости, 165А): 80р
Хранение авто: 7р / сут
Утильсбор, растаможка: ххх
Так получилось что мне позвонили перед закрытием, и я не успевал забрать авто в тот же день. Приехал только на следующий рабочий день, забрал папочку своих доков у все того же специалиста, в котором уже лежало Удостоверение на ввезенное в РБ транспортное средство. Мой главный документ до постановки на учет.
Казалось бы почти все, но чтобы просто забрать авто со стоянки, надо снова отметиться в 2 этажном здании в 3 кабинете, куда стояла дикая очередь из дальнобоев, и где я отстоял 2.5 часа. Опять-таки никакой электронной очередью и не пахнет, потерять там очередь легче легкого, кто-то куда-то отходит, и все, грусть печаль. Надо постоянно пасти 2 человек до себя и после себя, это реально напрягает.
В 3 кабинете все отмечают, ставят печать на пропуске, и наконец можно идти и выгонять свою машинку на волю!
Катаешься на литовских транзитах до 10 дней, в течение которых надо поставить машинку на нормальные номера.
Не забываем продолжать ездить с Белтоллом!
Всем кто помогал советом - спасибо!
С наступающим, и удачи на дорогах!