В связи с событиями в Вашингтоне, сегодня директор (principal) школы, в которой учится мой сын, прислал письмо о том, как следует помогать детям уживаться с турбулентными событиями, происходящими в стране. Хотя сразу было понятно, что наш директор самостоятельно написал лишь вступительную часть письма, а остальное просто скопировал из стандартного текста NASP (легко находится и в Инете), я тем не менее взялся и прочитал его от начала до конца. Мне понравилось, возможно даже не как прямая инструкция к действию, а как некая успокаивающая мантра для родителей.
Подумал: в Беларуси имели место аналогичные события. И хотя белорусскому народу, во многом благодаря нашим силовикам, удалось отстоять свою страну от нашествия БЧБшной нечисти, я вижу по новостям, что какие-то их остатки по-прежнему продолжают безумно носиться по улицам и тыкать людям в лица коллаборационистской символикой. Все это, конечно же, не остаётся незамеченным детьми и требует соответствующей реакции со стороны родителей. В первую очередь успокаивающей реакции. Поэтому я решил сделать перевод на русский язык того текста, который я получил сегодня от директора калифорнийской школы. Может быть кому-нибудь он покажется таким же полезным, каким он показался мне. (Под катом спрятан английский исходник)
The unrest and violence that occurred in our nation's capital today can confuse and frighten students who may feel in danger or worry that their community, friends or loved-ones are at risk. They will look to adults for information and guidance on how to react.
Parents and guardians can help their child(ren) feel safe by establishing a sense of normalcy and security and talking with them about their fears. While not specific to today’s events, included here are some general guidelines for helping young people process similar situations.
1. Reassure children that they are safe. Emphasize that our schools and community are very safe. Validate their feelings. Explain that all feelings are okay when something so unsettling occurs. Let children talk about their feelings, help put them into perspective, and assist them in expressing these feelings appropriately.
2. Make time to talk. Let their questions be your guide as to how much information to provide. Be patient; children do not always talk about their feelings readily. Watch for clues that they may want to talk, such as hovering around while you do the dishes or yard work. Some children prefer writing, playing music, or doing an art project as an outlet.
3. Review safety procedures. This should include procedures and safeguards at school and at home. Help children identify at least one adult at school and in the community to whom they go if they feel threatened or at risk.
4. Observe children’s emotional state. Some children may not express their concerns verbally. Changes in behavior, appetite, and sleep patterns can also indicate a child’s level of anxiety or discomfort. In most children, these symptoms will ease with reassurance and time. However, some children may be at risk for more intense reactions. Children who have had a past traumatic experience or personal loss, suffer from depression or other mental illness, or with special needs may be at greater risk for severe reactions than others. Please use the following link to make a referral for mental health services via CASSY if your concerns persist. CASSY Referral
5. Engage with your children as they are consuming television and social media coverage of these events. Adults also need to be mindful of the content of conversations that they have with each other in front of children and limit their exposure to vengeful, hateful, and angry comments that might be misunderstood.
6. Maintain a normal routine. Keeping to a regular schedule can be reassuring and promote physical health. Ensure that children get plenty of sleep, regular meals, and exercise. Encourage them to keep up with their schoolwork and physical activity but don’t push them if they seem overwhelmed.
"Беспорядки и насилие, которые имели место в нашей столице сегодня могут сбивать с толку и пугать школьников, которые при этом могут беспокоиться о том, что их окружение, друзья или близкие находятся в опасности. Они будут ждать от взрослых информации и советов о том, как им следует реагировать на происходящее.
Родители и опекуны в состоянии помочь своим детям чувствовать себя в безопасности путем создания атмосферы нормальности и защищенности, а также разговаривая с ними об их страхах. Хоть это относится и не только к сегодняшним событиям, ниже приведены некоторые общие советы, которые могут помочь детям правильно воспринять подобные ситуации.
1. Заверьте детей в том, что они находятся вне опасности. Подчеркните то, что наши жилые районы и школы являются очень безопасными. Поддержите их чувства. Объясните им, что их беспокойства нормальны в ситуациях, когда вокруг происходит нечто из ряда вон выходящее. Путь они рассказывают о своих чувствах. Помогите им посмотреть на эти чувства в перспективе. Помогите им выразить свои чувства надлежащим образом.
2. Выделите время для того, чтобы поговорить с ними. Пусть задаваемые ими вопросы подскажут вам, сколько информации стоит предоставлять. Будьте терпеливы. Дети не всегда готовы говорить о своих чувствах в открытую. Умейте замечать скрытые признаки того, что они хотят поговорить, например, если они задерживаются рядом, когда вы моете посуду или работаете в палисаднике. Некоторые дети для того, чтобы дать выход своим чувствам, предпочитают заниматься письмом, исполнять музыку или рисовать.
3. Снова пройдитесь по правилам безопасности. Это должно включать в себя правила безопасного поведения как в школе, так и по месту жительства. Помогите детям обозначить хотя бы одного взрослого, к которому они могут обратиться, если они чувствуют себя в опасности или находятся в рискованной ситуации.
4. Наблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка. Некоторые дети не озвучивают свои беспокойства словами. Изменения в поведении, аппетите или регулярности сна могут служить индикаторами тревоги или дискомфорта. При вашей поддержке у большинства детей эти симптомы со временем пройдут. Однако некоторые дети могут демонстрировать более интенсивную реакцию. Дети, пережившие травматические события в прошлом или потерю родных и близких, дети страдающие депрессией или психическими заболеваниями, или дети с ограниченными возможностями имеют более высокий риск проявления сильно выраженных реакций, чем другие дети.
5. Взаимодействуйте со своими детьми в процессе просмотра телевидения или освещения этих событий в социальных сетях. Взрослым следует постоянно следить за тем, что они говорят в присутствии детей, и стараться избегать мстительных, ненавистнических или злых комментариев, которые могу быть неверно истолкованы детьми.
6. Ведите свой нормальный образ жизни. Приверженность установленному распорядку поддерживает и укрепляет здоровье. Убедитесь, что дети достаточно спят, регулярно питаются и ведут подвижный образ жизни. Поощряйте выполнение домашних заданий и физических упражнений, но не принуждайте их, когда они чувствуют себя перегруженными."
Вот и все. Еще раз: перевод мой, свободный.