Varjat_by, не очень удачный рисунок, т.к. на самом деле ролик вращается не вокруг самой оси, а вокруг втулки внутреннего звена цепи, в которую вставлена ось:
Каждое звено состоит из трёх (а не двух) соосных цилиндрических деталей. Именно такая конструкция позволяет герметично уплотнить ось звена. Ведь на твоём рисунке смазка оси просочилась бы в зазор между торцом ролика и внутренним звеном.
А вот щель между втулкой звена и наружным роликом не уплотнена ничем, и смазку туда надо постоянно подводить извне, что мы и делаем всякий раз, когда мажем цепь. Смазка консервирует о-ринги, но также и смазывает пары трения металл/металл - этой же смазкой смазывается пятно контакта зуба звезды с наружным роликом звена.
Недостаточная смазка внутри и снаружи ролика приводит к повышенному трению, износу, и главное - к перегреву цепи. В перегретой цепи смазка внутри звена расширяется и выдавливается через о-ринги; сами о-ринги теряют эластичность и быстро разрушаются; последствия понятны.
Наружную поверхность роликов и зубья звёзд ещё можно почистить тряпочкой, но зазор внутри ролика - место труднодоступное, грязь оттуда тряпкой не вытрешь - для этого надо регулярно (хотя бы при каждом снятии заднего колеса) мыть цепь методом погружения, а после мытья - продувать, сушить и мазать заново.
А ещё можно забить болт и нихуа не делать - 2..3 ткм до продажи мопеда следующему владельцу цепь уж как-нибудь отходит