«Как-то так получилось, что недавно все принялись вспоминать Гран-при Абу-Даби-2021, и я с удивлением обнаружил, как много людей не понимает, что тогда произошло, каким был генезис и в чём проблема той гонки и того чемпионата. Каким-то удивительным образом реальность была побеждена мемами вроде "Нет, Майкл, нет", а из фразы "Верните Маси" исчез присущий ей изначально сарказм, и, кажется, многие сейчас принимают её за чистую монету. Ну что ж, давайте я расскажу, что же тогда случилось. Но для начала — немного о её главном герое, Майкле Маси.
Майкл Маси стал гоночным директором неожиданно, в начале 2019-го, после скоропостижной смерти занимавшего много лет этот пост Чарли Уайтинга. Так что поначалу ко многим его ошибкам, как в Турции-2020, где эвакуатор разъезжал по трассе одновременно с машинами Формулы-1, все относились с пониманием.
Но в 2021-м что-то такое произошло, и Майкл регулярно принимал решения, одно удивительнее другого. Одно из самых поразительных — Гран-при Бельгии. Первый и, надеюсь, последний случай в истории, когда гонщики получили очки за несостоявшуюся гонку.
Собственно, из-за ужасных погодных условий не должна была состояться и квалификация, но Маси её всё же провёл. Она была больше похожа на лотерею, и счастливый билетик в ней выиграл Ферстаппен, а вторым оказался Джордж Рассел на Williams.
В воскресенье погода была ещё хуже, ехать явно не было никакой возможности. Тем не менее, Маси начал подготовку к старту, хотя уже на прогревочном круге вылетел с трассы и разбил машину Перес. В конечном счёте, весь пелотон зачем-то проехал два круга позади автомобиля безопасности, вернулся в боксы, после чего гонку всё-таки отменили. Но из-за этих двух кругов в режиме SC гонка была признана состоявшейся, а пилоты получили половину очков. Таким удивительным образом без всякой гонки Макс сократил отставание от Хэмилтона на пять очков.
Но ещё до этого была гонка в Баку, которую Маси остановил красным флагом после аварии Ферстаппена, хотя многие считали, что в той ситуации можно было обойтись автомобилем безопасности. Собственно, за 15 кругов до этого точно такую же аварию потерпел Лэнс Стролл, и Маси обошёлся сэйфти-каром. Его спросили об этом после финиша, и Майкл заявил, что если бы он не остановил гонку, то она бы закончилась в режиме автомобиля безопасности, а он этого не хотел. Но умолчал о том, что вывесить красный флаг ему посоветовал Кристиан Хорнер, что попало в эфир.
Я не уверен, что Маси играл какую-то роль в безумных событиях Гран-при Сан-Паулу, где Хэмилтона дисквалифицировали перед спринтом за поломку планки DRS как за "непрошедшую проверку" (серьёзно, в решении стюардов прямо сказано, что у них нет сомнений в том, что это поломка, а не намеренные действия, но его всё равно оштрафовали), так как в результате с одной стороны DRS открывалась не на 85 мм, а на 85,2 мм.
Но вот в событиях Гран-при Саудовской Аравии Маси играл главную роль. В той гонке (в которой был один SC, четыре VSC и два красных флага), Ферстаппен обогнал Хэмилтона за пределами трассы, а их борьбой воспользовался также Окон, тоже опередивший Льюиса. Из-за этого Макс не мог вернуть позицию Льюису.
Штраф был неизбежен, но тут гонку остановили красным флагом. И Майкл Маси связался со спортивным директором Red Bull Racing Джонатоном Уитли и предложил ему на рестарте отправить машину Ферстаппена на третье место, позади Окона и Хэмилтона. А взамен стюарды не будут рассматривать инцидент, и Макс избежит штрафа.
Самое смешное, что хотя Ферстаппен от такой "сделки" явно выиграл, после финиша с критикой на Маси обрушился Хорнер. "Мы были словно на базаре, — сказал Кристиан. — Нам очень не хватает Чарли Уайтинга". А через неделю был тот самый Гран-при Абу-Даби. Давайте вспомним, как это было.
Перед финальным Гран-при у Хэмилтона и Ферстаппена было одинаковое количество очков (по 369,5). Квалификацию выиграл Ферстаппен (за счёт слипстрима от Переса), Хэмилтон стартовал вторым, но уже на старте прошёл Макса и начал уезжать. В Red Bull задействовали Переса, отложив его пит-стоп. Активно обороняясь, Серхио помог Максу сократить отставание с 11 до 1 секунды. Но после того, как Льюис всё же расправился с мексиканцем, он снова быстро оторвался.
На 36-м круге в Red Bull Racing воспользовались VSC, чтобы сменить шины. На свежих шинах Макс сокращал отрыв, но недостаточно быстро. За 16 кругов он отыграл у Льюиса всего 6 секунд из 17-и. До финиша оставалось лишь несколько кругов. В Red Bull уже понимали, что битва проиграна, их спасёт только чудо. И чудо произошло, но у него есть имя и фамилия.
На 52-м круге (из 58-и) в аварию попадает Латифи. На трассу выезжает автомобиль безопасности. Никакого выбора у стратегов тут нет — в Mercedes не имеют права зазывать Льюиса в боксы, так как в этом случае он потеряет лидерство, а SC может продержаться до финиша. Поэтому он остаётся на трассе.
Для Red Bull всё ещё проще — они должны "делать наоборот". Если бы Хэмилтон заехал в боксы, Ферстаппен бы остался на трассе. Так как он не заехал, Макс отправляется в боксы за свежим Soft. Он вернулся вторым, а автомобиль безопасности уничтожил отрывы. Однако из-за пит-стопа между Максом и Хэмилтоном оказалось пять круговых (Норрис, Алонсо, Окон, Леклер и Феттель).
В этот момент у Маси было несколько разумных и корректных решений. Самым простым было следовать обычной процедуре. Убрать разбитую машину, позволить круговым вернуться в круг с лидером, подождать, пока они догонят пелотон и дать рестарт. В этом случае, правда, скорее всего гонка продолжалась бы всего пару сотен метров, от заезда в боксы до линии финиша, но что поделаешь. Маси в этом не виноват, к нему никаких претензий бы не было.
Можно было бы не позволять круговым возвращаться в круг. Это сэкономило бы время и мы бы увидели один круг борьбы — правда, прежде, чем атаковать Хэмилтона, Максу пришлось бы обгонять пять круговых машин. Но с другой стороны, он же сам пошёл на это, заехав в боксы за свежей резиной, верно? Возможно, он успел бы их опередить и атаковать Льюиса, возможно — нет. Мы этого не знаем. Но такой результат можно было бы признать справедливым.
Наконец, можно было остановить гонку красным флагом, чтобы время не шло — как Маси сделал в Баку. Мы бы получили полноценный старт и целых пять кругов борьбы между лидерами на одинаковых шинах (так как под красным флагом их можно менять, и все бы поставили Soft). Наверное, кто-то бы поворчал, что гонку остановили ради борьбы, а не из-за безопасности. Но небольшая натяжка в трактовке правил была бы вполне понятна.
Однако Маси принял четвёртое, совершенно удивительное решение. Гонка продолжилась в режиме SC, Хорнер вышел на связь и потребовал убрать круговых. Но уже начинается 57-й круг... И тут Маси подряд объявляет, что SC покинет трассу на этом круге, и одновременно позволяет обогнать лидера только тем пятерым круговым, что разделяли Хэмилтона и Ферстаппена. Трём остальным, вопреки регламенту, обгонять пелотон не позволили.
Прошло три года, а я до сих пор не могу понять, как Маси удалось такое придумать. Я понимаю, когда строго следуют процедуре, даже если это вредит борьбе. Я понимаю, когда ради борьбы немного отступают от процедуры. Но Маси сделал удивительную вещь — он нарушил процедуру ради того, что навредило борьбе. С самого старта, 57 кругов гонки титул выигрывал Льюис Хэмилтон. А на 58-м Маси просто взял и подарил его Максу. Буквально назначил того чемпионом, своим единоличным решением, вопреки ходу борьбы.
Конечно, без круговых на старом Hard у Хэмилтона не было никаких шансов против Макса на свежем Soft. Макс легко вышел вперёд и финишировал в двух секундах впереди. И да, я понимаю, что Тото Вольфф, стучащий наушниками по столу, это очень забавно. Но на самом деле в несправедливости нет ничего смешного. Вполне нормальная реакция на одно из самых грубых и бесцеремонных ограблений в истории спорта.»
https://t.me/f1button