Онлайнер, есть для тебя идея для статьи, касающаяся защиты прав потребителей.
Подобные ситуации довольно не однозначные, и я думаю, что многим людям, у которых были похожие ситуации, хотели бы знать кто же прав.
В общем, ситуация следующая.
Заказали через интернет-магазин дорогостоящий монитор в одной крупной сети магазинов электроники в нашей стране. Доставку оформили на адрес одного из магазинов, чтобы там на месте перед покупкой досконально проверить его, а потом уже оформить покупку. Пришли забирать, и тут на этапе проверки возникли разногласия. Дело в том, что любому покупателю хотелось бы при покупке мониторов, телевизоров и других подобных товаров (не из дешевой ценовой категории) быть уверенным, что ты платишь за хорошее качество, что там нету никаких сильно выделяющихся битых пикселей. Ясное дело, что по всем стандартам производителей допускается определенное кол-во битых пикселей, так сказать, от этого никто не застрахован. Но одно дело, когда эти пиксели разбросаны по матрице и их не видно, а другое дело, если они в одной области располагаются, где уже будет очень даже заметно. Так вот, помня о том, что есть такой закон РБ о защите прав потребителя, в котором написано что потребитель имеет право на проверку качества товара, мы попросили консультанта подключить к сети, вывести на монитор картинки, позволяющие оценить работоспособность матрицы монитора и оценить качество, а именно посмотреть есть ли битые пиксели. В ответ на это консультант этого магазина сказал, что в качестве проверки они могут только включить демонстрационный ролик, но у них есть платная услуга заключающаяся в проверке консультантом монитора на битые пиксели, якобы это относится к "глубокой проверке". Вот в связи с этим и возникает вопрос, с одной стороны они не отказывают покупателю в проверке качества товара, но с другой стороны оказывается существуют разного рода проверки. Честно говоря, это шокировало, так как в законе РБ от 9 января 2002 г. № 90-З О защите прав потребителя не сказано о таких нюансах.
Вот, к примеру, цитата из этого закона:
Статья 11. Право потребителя на надлежащие качество товара (работы, услуги), комплектность, количество товара (результата работы)
2. Потребитель имеет право на проверку качества товара (работы, услуги), комплектности, количества товара (результата работы), на проведение в его присутствии демонстрации работоспособности, правильного и безопасного использования товара (результата работы), если это не исключено ввиду характера товара (результата работы).
Продавец (исполнитель) обязан продемонстрировать работоспособность товара (результата работы) и передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует предоставленной информации о товаре (работе, услуге), требованиям законодательства, технических регламентов Таможенного союза, технических регламентов Евразийского экономического союза и условиям договора, а также по требованию потребителя предоставить ему необходимые средства измерений, прошедшие метрологический контроль в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений, документы, подтверждающие качество товара (результата работы, услуги), его комплектность, количество.
Статья 1. Основные термины и их определения
качество товара (работы, услуги) – совокупность свойств и характеристик товара (работы, услуги), определяющих соответствие товара (работы, услуги) установленным и (или) обычно предъявляемым к товару (работе, услуге) такого рода требованиям (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.);
В связи с этим у нас возникло недопонимание. Если потребитель имеет право на проверку качества товара, то почему в магазине существует платная доп.услуга? Ведь в статьях этого закона не сказано о разных "этапах/вариациях" проверки.
Можно было бы списать данную проверку на фразу в законе "не исключено ввиду характера товара", однако это сложно представить, так как если специалист готов продемонстрировать демонстрационный ролик, то почему не готов продемонстрировать набор картинок (на определение пикселей), т.е. технически это возможно, почему эта услуга является именно платной? Одно дело проверить работоспособность стиральной машины ( где технически сделать в магазине это невозможно, так как надо подключение водоснабжения), другое дело проверить качество матрицы монитора, где разница между обычно демонстрацией ролика и проверки пикселей - это набор определенных картинок, которые не требуют дополнительных технических средств. И проверка производится "на глаз", без каких-либо специализированных приборов.
Конечно, можно было бы предположить, что нам попался недобросовестный или некомпетентный сотрудник, но ведь, мы консультировались с 4-мя разными сотрудниками из их кол-центра. И действительно, такая платная услуга существует.
Помогите нам разобраться в этой ситуации. Может быть помимо этого закона есть ещё какие-то постановления, или мы неправильно интерпретируем этот закон. Хотело бы разобраться где зарыта "собака"
P.S. мы, кстати, нашли, что похожая ситуация уже обсуждалась у вас на форуме году этак в 2014, но там никто особо ничего не сказал как это интерпретируется со стороны прав потребителя. т.е. мы не первые кто столкнулся с таким видом проблемы.