Сегодня тем нашей передачи - тезис, регулярно выдаваемый усредненным уксусом старого разлива, а именно:
Kekerio:кому то нравится почувствовать себя минут на пятнадцать пупом земли
Многим пассажирам убера, тихонько севшим в машину и проехавшим здасьте-досвидания, старнно слышать что он был "пупом земли". Однако тезис есть, и он регулярно поднимается, что несомненно являет собой любопытный культурный феномен.
В союзе, родом из которого добрая часть старых таксистов, машина была роскошью. Такси, соответственно, тоже. Машин не хватало, а каждый водитель был "шефом". С развалом союза многие социальные конструкции перешли на новый уровень, но не все. Авто был роскошью, хоть уже и более доступной.
Появились частные такси, которые все еще являлись калькой с "шефа", но с добавкой фактора личной собственности - авто был сакральным местом для владельца, куда за недопустимо малые деньги (это будет вечно) пускался пассажир, которому было разрешено временно осквернить храм передвижения своим присутствием. Водитель здесь был двулик - он одновременно был и царь и бог, самостоятельно развешивал иконы и включал владимирский централ. Никто ему был не указ. Пассажир находился в состоянии автомобильной нирваны - был безмерно благодарен, что храм едет примерно в направлении, нужном ему.
Процесс вычисления оплаты за проезд - наиболее сложная часть действия, она же самая загадочная. Никто не смел перечить озвученной цифре, ибо она лишь немного компенсировала страдания машины и водителя от передвижения по нашим дорогам.
Новое поколение таксистов аккуратно переняло традиции шефства, с поправкой на возросшую конкуренцию и выросший личный автопарк.
Проблема убера в том, что он как и любой сетевой сервис, ценящий ляльность, предложил пассажирам оценивать то, что десятилетиями оценке не подлежало в принципе: качество услуги. Тем самым низвергнув любимую машину-ласточку и аса-водителя с вечного пъедестала почета, а главное допускающего что оба этих элемента могут получить что-то, отличное от высшей оценки. Дополняет ситуацию с мясом вырванный таксометр, а вместе с ним и 101 способ честного обмана пассажира с его помощью. Кроме того пропала вечная кормушка - оплата налом.
Сейчас пассажир со своими оценками и водитель со своими образовали равновесие. С некоторым уклоном в сторону клиента, как и должно быть в любом сервисе для людей. Однако с точки зрения водителя старой школы, который мыслит исключительно в контексте себя-любимого, это не равновесие, а падение водителя и возвышение пассажира на недопустимую высоту. Ведь ты уже не шеф, ты должен обеспечить ххх и ххх, таксометр отняли, денег в руки не дают, половину забирают, и тебе при этом могут поставить плохую оценку!
С точки зрения таксиста, клиент получил кнопку и угрожает ему оценками, на что не должен иметь права, потому что в данном контексте у таксиста есть авто, а у пассажира нет. На самом деле здесь оба в равной ситуации. У пассажира есть деньги. Но раньше это было не важно, потому что пассажиров много а авто мало. Сейчас не просто такси стало много, теперь авто почти ничего не стоит - в этом и есть корень всех изменений.
С социально-культурной точки зрения, мы наблюдаем феномен процесса упаковывания сакрального "шефства" в типовую оболочку массовых услуг, что вызывает яростное негодование адептов старой школы. Явление вполне закономерное и интересное.
Спасибо за внимание, ждите следующий выпуск программы "веселый зоопарк"!