Земельный налог – налог уплачиваемый владельцами земельных участков. Обязанность его уплаты может быть законодательно обусловлена самим фактом владения земельным участков или возникать при наличии некоторых дополнительных условий.
Земельным налогом в Республике Беларусь, согласно статье 193 Налогового кодекса, облагаются расположенные на ее территории земли. В том числе:
Принадлежащие на правах частной собственности, пожизненного наследуемого владения или временного пользования физическим лицам, а также принятые ими по наследству;
Принадлежащие организациям на правах частной собственности, постоянного или временного пользования.
Плательщиками земельного налога признаются физические и юридические лица, перечисленные в статье 192 НК РБ. Там же определены условия, исходя из которых, наступает обязанность уплаты земельного налога, основания для освобождения от него.
Земельный налог собирается с целью регулирования экономическими методами рационального использования земельных ресурсов, накопления средств, для проведения мероприятий по землеустройству, повышению качества и охране земель, территориальному развитию.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется статьями Налогового кодекса Республики Беларусь. В качестве налогового периода для расчета суммы земельного налога принимается календарный год.
Земельный налог начисляется на основании:
государственного акта на земельный участок;
удостоверения, дающего право временного пользования земельным участком;
свидетельства о государственной регистрации прав на земельный участок;
решений соответствующих государственных органов о возникновении или переходе прав на земельные участки;
сведений о наличии в собственности земельных участков, содержащихся в регистре государственного земельного кадастра, в едином государственном регистре недвижимого имущества;
сведений, представляемых землеустроительными службами исполкомов;
сведений о предоставленных во временное пользование и не возвращенных в срок, самовольно занятых и/или используемых не по целевому назначению земельных участках;
сведений о земельных участках, на которых располагаются объекты сверхнормативного незавершенного строительства.
О решении, касательно возникновения или изменения прав на земельный участок, соответствующий государственный орган информирует налоговые органы по месту постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя, в отношении физического лица – по месту нахождения земельного участка. Сообщение содержит сведения о площади, кадастровой стоимости, целевом назначении и использовании земельного участка. Расчет подлежащей уплате суммы производится умножением налоговой базы на ставку налога.
Физические лица в настоящее время платят земельный налог по следующим ставкам:
Для земельных участков кадастровой стоимостью менее 160 миллионов рублей за гектар - ставка составит 160 тысяч рублей за гектар;
При стоимости 160 миллионов рублей и выше ставка - 0,1 процента от кадастровой стоимости.
Расчет земельного налога для юридических лиц сложнее, в нем учитываются многие факторы, в том числе стоимость участка, вид производимой на нем деятельности и пр.
Местные Советы депутатов вправе увеличивать или уменьшать ставки земельного налога некоторым категориям плательщиков.
В статье 193 Налогового кодекса перечислены виды земельных участков облагаемых налогом и освобожденных от него. Так обложению земельным налогом не полежат:
земли общего пользования на территории населенных пунктов;
территории кладбищ;
территории лесного фонда, на которых ведется лесное хозяйство;
территории водного фонда, кроме земель занятых посторонней деятельностью;
земли запаса;
земли общего пользования на территории дачных кооперативов садоводческих товариществ;
участки зарегистрированных религиозных организаций;
заповедники, национальные парки, ботанические сады;
земельная полоса, предназначенная для обеспечения Государственной границы;
земли сельскохозяйственного назначения занятые древесно-кустарниковой растительностью, но не включенные в лесной фонд;
территории болот;
участки, занятые историко-культурными ценностями, при соблюдении определенных государственным законодательством условий;
используемые для научной деятельности поля;
территории, занятые автодорогами и железнодорожными путями общего пользования, а также обслуживающими их сооружениями;
прибрежные полосы и природоохранные территории;
земельные участки организаций, занимающихся социальной и культурной деятельностью;
территории оздоровительных и санаторно-курортных организаций, детско-юношеских спортивных школ, используемые в основной деятельности;
земельные участки содержащихся за счет бюджета аэроклубов, аэродромов, аэропортов и объектов системы организации воздушного движения;
земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
земельные участки спортивных баз национальных и сборных команд Республики Беларусь;
участки производственных предприятий исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев;
земельные участки в пользовании учреждений образования, Национального банка Академии управления при Президенте Республики Беларусь;
земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, на период их строительства;
территории, занятые установками по использованию возобновляемых источников энергии;
участки общественных объединений инвалидов;
другие земельные участки, принадлежащие лицам, имеющим право на льготу при уплате земельного налога согласно статье 193 НК РБ.
Льготы по земельному налогу не распространяются на земельные участки, используемые для предпринимательства или ведения фермерского хозяйства.
Местные государственные органы вправе предоставлять отдельным плательщикам льготы по земельному налогу, исходя из их имущественного положения.
Налог на земельные участки, находящиеся в пользовании или долевой собственности нескольких лиц начисляется каждому плательщику отдельно пропорционально площади находящегося в пользовании недвижимого имущества или доле в совместном имуществе.
Следует заметить, что отсутствие у физических лиц документов на земельные участки не освобождает от уплаты налога. С другой стороны – уплата налога за земельный участок не является подтверждением прав на него.
Организации уплачивают земельный налог ежеквартально равными частями до 22-го числа второго месяца каждого квартала, в течение налогового периода, а за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере одной четверти годовой суммы; cадоводческие товарищества – раз в год до 22 августа; налог подлежит уплате физлицами на основании извещения налогового органа, вручаемого или переданного по почте заказным письмом до 1 августа текущего года.
Физические лица уплачивают налог в срок не позже 15 ноября текущего года. В случае получения извещения от налоговых органов после указанного срока, налог уплачивается не позднее тридцати дней со дня вручения извещения.
Участники гаражных кооперативов и садоводческих товариществ могут производить оплату земельного налога через управляющие органы этих организаций.
В сельской местности оплата земельного налога часто происходит через сельсоветы.
В 2015 году произошли некоторые изменения законодательства, касающиеся начисления земельного налога:
организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, вменено в обязанность платить земельный налог вне зависимости от площади земельных участков. В 2014 году за участки площадью менее 0,5 гектара налог не начислялся.
местные советы депутатов получили право увеличивать ставки земельного налога и в 2,5 раза (в 2014- только в 2 раза).
Как видно из вышеизложенного, правильное начисление земельного налога процесс довольно трудоемкий, сопряженный с множеством оговорок, ограничений и исключений. Однако большая часть работы в этом направлении ложится на государственные органы, потому риск ошибок и ответственности за них для плательщиков сравнительно не велик.