Отследить каждый включенный телевизор в такой огромной стране не может ни одна исследовательская компания. Поэтому для измерения аудитории производится выборка. Так, TNS проводит выборку среди жителей городов с численностью населения 100 тысяч человек и более в возрасте от 4 лет и старше. Для 29 крупных городов России компания проводит отдельное исследование. Выборка должна соответствовать определенным характеристикам и по своему составу повторять социально-демографический состав населения страны.
В выборку TNS входит примерно 3,6 тысячи домохозяйств. Участникам исследований дарят подарки, в основном, мелкую бытовую технику.
Сегодня для измерения рейтингов используются специальные устройства – пиплметры, изобретенные фирмой The Nielsen Company, созданной американским маркетологом Артуром Нильсеном и занимающейся исследованиями поведения потребителей и аудитом.
Пиплметры устанавливаются дома у тех, кто согласился участвовать в исследовании и прошел отбор. Эти устройства регистрируют включение и выключение телевизора, а также переключение каналов. К ним прилагается специальный пульт, каждая кнопка которого закрепляется за одним из членов семьи.
Когда человек включает телевизор, он должен нажать свою кнопку на пульте и зарегистрироваться. Для этого потребуется указать свой возраст и пол. Затем пиплметр будет автоматически записывать всю информацию о переключении каналов. Если человек выходит из комнаты, где работает телевизор, он должен снова нажать закрепленную за ним кнопку и снять регистрацию. При выключении телевизора регистрация всех зрителей снимается.
Всю записанную за день информацию в течение ночи пиплметр передает на компьютер локального пункта сбора информации по телефонной или сотовой сети. Потом все данные передаются в московский офис для обработки. С 2011 года TNS внедряет пиплметры нового поколения Audio-Matching System, которые распознают содержание программ по аудиосигналу.
Пиплметры используются для исследования аудитории ТВ не только в России, но и во всем мире. Компания Arbitron, которая занимается измерением аудитории радиостанций и телеканалов, усовершенствовала их и создала портативные пиплметры. Их носят на поясе как пейджеры, на кнопки нажимать не надо – устройства сами находят и регистрируют сигналы различных каналов или радиостанций. Портативные пиплметры фиксируют и те сигналы, которые передаются через интернет, по спутнику или по кабелю. Вечером устройство нужно поставить на специальную базу, где оно одновременно будет заряжаться и передавать информацию о просмотренных телепрограммах и прослушанных радиопередачах. Считается, что портативные пиплметры дают более точную информацию, чем стационарные. Они также более удобны.
ВЦИОМ в своем исследовании обещал использовать не пиплметры, а специальную программу для смартфонов, которая должна распознавать аудиосигналы телеканалов и радиостанций.