Сергей Ильич, насколько я вохищаюсь вашим гением, настолько поражаюсь размытости экономических терминов. Но все по порядку.
Сергей Ильич:
Rain, общественно-политический строй в РБ я бы определил как совмещение политического-капитализма (как формы коррумпированной, нерегулируемой рыночной экономики, обратной олигархической экономике) и нелиберального автократического строя (в политическом аспекте).
Насколько я понимаю, при нерегулируемой рыночной экономики, доля государственного сектора в экономики должна быть значительно ниже доли частного сектора. Вы можете сказать то же самое об РБ? Говоря о коррумпированной экономики, в чем по вашему заключается отличие коррумпированности экономики РБ от экономики Украины и России?
Сергей Ильич:
Насчет косвенных иждевенцев--смотрите глубже, возможно, есть в РБ, скажем аналоги красных директоров и др. заинтересованные в т.н. частичной реформе, которая дает им возможность арбитража и поиска рент. Фактически то, о чем писал Хеллман и Стиглитц.
В связи с этим--рациональный выбор некоторых групп интересов--отсутствие экономической либерализации.
Сложно провести логическую связь между заинтересованные в т.н. частичной реформе и рациональный выбор некоторых групп интересов--отсутствие экономической либерализации? Может быть поясните вашу мысль?
Сергей Ильич:
Эволюции системы нет--есть декомпозиция капитализма и демократизации в определенный непонятный гибрид.
Эволюция системы, в моем понимании, это процесс изменения значений факторов описывающих состояние системы, во время перехода системы из одного состояния в другое. Данный процес может быть инициирован как внешним воздействием, приводящим к изменению значений одного из факторов (в следствии чего могут начать изменятся и другие зависимые от него факторы) так и самопроизвольным изменением значений нескольких факторов по причине вероятностного распределения их значений в определенной области. Чем больше суммарное значение всех выходящих зависимостей для какого либо фактора в системе, и чем меньше значение входящих, тем больше вероятность, что изменение этого фактора (самопроизвольное либо инициированное извне системы) приведет к эволюции системы.
Проблема построения аналитической модели, адекватно описывающей систему, заключается в подборе факторов образующих более или менее замкнутую систему, в моделировании ситуации таким образом, что бы влиянием внешних факторов можно было принебречь . Именно это я имел в виду, когда говорил, что проблема с которой я столкнулся при попытке спрогнозировать развитие текущей ситуации в РБ путем создания аналитической модели, была как раз в определении конечного набора факторов описывающих текущее состояние системы в РБ и проведении зависимостей между ними. То есть декомпозиции системы. Это несколько другое понятие, чем вы имели в виду под термином "декомпозиция". Я вполне допускаю, что терминология может отличатся в различных областях знаний. По работе, очень часто приходится сталкиватся с тем, что для одной и той же области знания разные стандарты ее описывающие определяют используемую терминологию по разному. Именно по этому, если вы используете особую терминологию, советую принять во внимание тот факт, что люди могут работать совершенно в другой области знаний. Как следствие, терминология используемая вами может быть либо непонятно, либо иметь совсем другое значение, чем то, что вы имели в виду. Это увеличивает риск непонимания.
Сергей Ильич:
При этом, идеология окончательно девальвировала идею демократии (вообще-то, это всего лишь форма подотчетности власти народу и другим ветвям власти), как и идею либерализации экономики.
Cогласен. Однако в Советском Союзе тоже присутствовала идеология. В заключительном периоде существования СССР, фактор идеологии уже не определял существенно поведение людей. Почему в случае РБ должно быть иначе?
Сергей Ильич:
Будущего у такой системы нет--придется "отпускать" одно из двух направлений.
То есть, вы подразумеваете, что система сейчас находится в стадии перехода и следовательно эволюции? Есть примеры, когда вполне стабильные системы существуют без либерализации какого либо направления. Северная Корея, к примеру.
Сергей Ильич:
Либо демократизировать (на что, система не пойдет), в связи с определенным альянсом власти и экономических групп,
Золотые слова. Добавлю, что приход сильной группы не связанной альянсом с властью может нарушить балланс между интересами отдельных групп состоящих в данном альянсе.
Сергей Ильич:
либо либерализировать ее.
Третий вариант Северная Корея, как я уже говорил.
Сергей Ильич:
В итоге--все равно, РБ окажется в ситуации России--т.е. частичной олигархической демократии и достаточно коррумпированной экономики.
По поводу "частичной олигархической демократии", соглашусь что это было лет 10-12 назад. Cейчас, как мне кажется, нечто отдаленно напоминающее китайскую модель.
Сергей Ильич:
А по поводу политики в отношение классов--средний класс, как участник потенциального гражданского общества в РБ опасен. Поэтому, его и нет.
Так или иначе нарушается равновесие в существующем альянсе. Согласен. Опасна независимая группа людей обладающая влиянием на ситуацию в стране. Будь то финансовое влияние или численное.
Сергей Ильич:
А насчет факторов--я бы рассматривал с т.з. политэкономии реформ, которые начнутся когда-либо.
Что по вашему послужит триггером (или иннициирующим событием) к подобному изменению?
Сергей Ильич:
С одной стороны--сдерживание экономических прав и отсутствие их эффективности, с другой--отсутствие гражданских и политических прав. Да и отсутствие мобилизации населения и гражданского общества как такового.
Т.е. строится т.н. "гуляш-социализм", как в случае мечиаровской Словакии, когда есть гуляш-чарка-шкварка на столе, ничего больше не надо.
Сергей Ильич, при серьезном анализе всегда лучше избегать эмоцианальной окраски выводов. Нельзя обвинять одних людей в том, что им нужно для счастье меньше чем остальным. В Лихтенштейн людям тоже с князем привычней чем без оного.
В середине 1990-х годов возникли значительные разногласия юридического и административного характера между князем и ландтагом. Однако, когда князь выразил готовность отречься от престола, ландтаг единодушно проголосовал за сохранение монархии (1996).