Министерство здравоохранения
Республики Беларусь
от ФИО (полностью) заявителя
индекс, почтовый адрес заявителя
e-mail:
ЖАЛОБА
С 21 июня по 05 июля 2013 года состоялось общественное обсуждение концепции объекта «Застройка микрорайона Восток-2 в границах ул. Кедышко – ул. Калиновского – ул. Славинского с выносом высоковольтной линии ЛЭП 110кВ в кабельную канализацию» (далее – объект). Организатор общественного обсуждения – Администрация Первомайского района г.Минска.
Реализация проекта строительства объекта приведет к увеличению численности населения в микрорайоне, что ухудшит обеспеченность проживающих на данной территории общественными социально-гарантированными объектами обслуживания, к которым относятся и амбулаторно-поликлинические учреждения.
1. Взрослые поликлиники
Обеспеченность учреждениями и предприятиями социально-гарантированного обслуживания регламентирует п. 7.4 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки». В частности, радиус обслуживания (зона обслуживания) амбулаторно-поликлинических учреждений – до 1000 м. (п. 7.4.11 ТКП 45-3.01-116). В радиусе до 1000 м. от планируемого размещения объекта расположены взрослые поликлиники № 19 и № 27, а также детская поликлиника № 19.
1.1 Взрослая поликлиника № 19
УЗ «Центральная районная поликлиника Первомайского р-на г. Минска»: плановая мощность – 660 посещений в смену, утвержденная численность обслуживаемого населения на 2013 г. – 45 000 человек, фактическая численность обслуживаемого населения на 01.07.2013 г. – 46 333 человек.
1.1.1 Градостроительные нормативы
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений для городов следует определять исходя из 23 посещений в смену на 1000 чел. (п. 7.4.8 ТКП 45-3.01-116). При нормативе 23/1000 для обслуживания закрепленного населения необходимо иметь поликлинику на (45000х23)/1000=1035 посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения (46333х23)/1000=1066 посещений в смену.
Таким образом, для обеспечения норматива обеспеченности поликлиниками взрослого населения (23/1000) в настоящее время (без учета планируемого уплотнения микрорайона!) требуется строительство еще одной поликлиники мощностью не менее 1035-660=375 посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения 1066-660=406 посещений в смену.
Основные технико-экономические показатели Генерального плана г. Минска предусматривают обеспечение населения поликлиниками исходя из повышенного стандарта на 1000 человек: 30,2 посещений в смену к 2015 г. и 30,3 посещений в смену – к 2030 году. Соответственно, для обеспечения норматива Генерального плана г. Минска (30,2/1000) требуется строительство дополнительной поликлиники еще большей мощности.
1.1.2 Норматив обеспеченности населения врачами
Норматив обеспеченности населения участковыми врачами-терапевтами составляет 1 врач на 1,7 тыс. взрослого населения (п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724). При этом данный норматив определяется показателем числа обслуживаемого населения в расчете на одного участкового врача-терапевта по занятым должностям. Соответственно, для 45 000 обслуживаемого поликлиникой населения требуется 45000:1700=27 участковых врачей-терапевтов по занятым должностям. Имеется ли такое количество участковых врачей-терапевтов по занятым должностям для обслуживания «закрепленного» за поликлиникой № 19 населения?
1.1.3 Норматив кадрового обеспечения государственных учреждениях здравоохранения
Нормы и нормативы кадрового обеспечения в государственных учреждениях здравоохранения различных типов и видов являются государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения (абз. 4 ст. 9 Закона «О государственных минимальных социальных стандартах»)
Штатные нормативы должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета, установлены в Приложении 2 к Приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь 24.04.2003 № 76 «Об утверждении нормативов кадрового обеспечения и штатных нормативов должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета».
Штатная численность должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению (обеспечение приема взрослого и детского населения, включая консультативный прием в областных организациях здравоохранения; оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в дошкольных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического образования, на дому, в дневных стационарах, в медицинских комиссиях при военкоматах и др.) определяется исходя из штатных нормативов в расчете на 1000 жителей (взрослое и детское население). В частности, норматив по г. Минску:
врач-терапевт участковый, врач общей практики, врач-терапевт, врач-гериатр (суммарно) - 0,69 на 1000 взрослого населения;
врач-невролог – 0,07 на 1000 взрослого населения;
и др.
Соответственно, для 45000 обслуживаемого поликлиникой населения требуется (45000х0,69):1000=31,05 должностей врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики, врачей-терапевтов, врачей-гериатров (суммарно), (45000х0,07):1000=3,15 должности врача-невролога и т.д. Имеется ли такое количество должностей врачей для обслуживания «закрепленного» за поликлиникой № 19 населения? Если имеется, то в каких учреждениях при том, что необходимая мощность учреждений для обслуживания населения недостаточна?
1.1.4 Нормативы объемов медицинской помощи
Нормативы объемов медицинской помощи населению г. Минска на 2013 год (в расчете на 1000 жителей) установлены в Приложении к Территориальной программе государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием населения г. Минска на 2013 год, утвержденной Решением Минского городского совета депутатов от 6 февраля 2013 г. № 298. Так, медицинская помощь в амбулаторных условиях в учреждениях здравоохранения, подчиненных Комитету по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета – 11140 посещений в год на 1000 человек (подп. 1.2 п. 1 Приложения).
Соответственно, для выполнения норматива 11140/1000 для населения 46333 человек требуется оказать медицинскую помощь в объеме (11140х46333)/1000=516150 посещений поликлиник и посещений на дому в год.
Проектная мощность поликлиники № 19 составляет 660 посещений в смену. В 2013 г. – 252 рабочих дней. Соответственно, поликлиника № 19 теоретически может оказать в 2013 г. медицинскую помощь в объеме 660х2х252=332640 посещений поликлиники. Практически такой объем медицинской помощи поликлиника № 19 оказать не сможет из-за:
а) неполной укомплектованности штатов;
б) ухода персонала в отпуск, на больничные и т.д.
Для выполнения норматива в 516150 посещений в год даже с учетом посещений на дому и оказания иных медицинских услуг в амбулаторных условиях в учреждениях здравоохранения, подчиненных комитету по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, требуется строительство дополнительной поликлиники.
1.2 Взрослая поликлиника № 27
УЗ «27-ая городская поликлиника»: плановая мощность – 500 посещений в смену, утвержденная численность обслуживаемого населения на 2013 г. – 33500 человек, фактическая численность обслуживаемого населения на 01.07.2013 г. – 34111 человек.
1.2.1 Градостроительные нормативы
Проектная мощность поликлиники № 27 составляет 500 посещений в смену. Утвержденное Комитетом по здравоохранению Мингорисполкома население в зоне обслуживания поликлиники № 27 составляет 33500 человек. С учетом дополнительно закрепленного на обслуживание по заявлениям с разрешения главного врача 27-ая поликлиника оказывает медицинскую помощь 34111 человек.
При нормативе 23/1000 для обслуживания закрепленного населения необходимо иметь поликлинику на (33500х23)/1000=771 посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения (34111х23)/1000=785 посещений в смену.
Таким образом, для обеспечения норматива обеспеченности поликлиниками взрослого населения (23/1000) в настоящее время (без учета планируемого уплотнения микрорайона!) требуется строительство еще одной поликлиники мощностью не менее 771-500=271 посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения 785-500=285 посещений в смену.
Для обеспечения норматива Генерального плана г. Минска (30,2/1000 к 2015 г.) необходимо строительство дополнительной поликлиники еще большей мощности.
1.2.2 Норматив обеспеченности населения врачами
Для 33500 обслуживаемого поликлиникой населения требуется 33500:1700=20 участковых врачей-терапевтов по занятым должностям. Имеется ли такое количество участковых врачей-терапевтов по занятым должностям для обслуживания «закрепленного» за поликлиникой № 27 населения?
1.2.3 Норматив кадрового обеспечения в государственных учреждениях здравоохранения
Для 33500 обслуживаемого поликлиникой населения требуется (33500х0,69):1000=23,1 должностей врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики, врачей-терапевтов, врачей-гериатров (суммарно), (33500х0,07):1000=2,3 должности врача-невролога и т.д. Имеется ли такое количество должностей врачей для обслуживания «закрепленного» за поликлиникой № 19 населения? Если имеется, то в каких учреждениях при том, что необходимая мощность учреждений для обслуживания населения недостаточна?
1.2.4 Нормативы объемов медицинской помощи
Для выполнения норматива 11140/1000 для населения 34111 человек требуется оказать медицинскую помощь в объеме (11140х34111)/1000=379997 посещений поликлиник и посещений на дому в год.
Проектная мощность поликлиники № 27 составляет 500 посещений в смену. В 2013 г. – 252 рабочих дней. Соответственно, поликлиника № 19 теоретически может оказать в 2013 г. медицинскую помощь в объеме 500х2х252=252000 посещений поликлиники. Практически такой объем медицинской помощи поликлиника № 27 оказать не сможет из-за:
а) неполной укомплектованности штатов
б) ухода персонала в отпуск, на больничные и т.д.
Для выполнения норматива в 379997 посещений в год даже с учетом посещений на дому и оказания иных медицинских услуг в амбулаторных условиях в учреждениях здравоохранения, подчиненных комитету по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, требуется строительство дополнительной поликлиники.
2. Детская поликлиника № 19
УЗ «19-ая городская детская поликлиника»: плановая модность – 484 посещений в смену, утвержденная численность обслуживаемого населения на 2013 г. – 15000 человек, фактическая численность обслуживаемого поликлиникой населения на 01.07.2013 г. – 15665 человек.
2.1 Градостроительные нормативы
Проектная мощность детской поликлиники № 19 составляет 484 посещений в смену (с учетом ортодонтического отделения, которое обслуживает детей г. Минска). Утвержденное Комитетом по здравоохранению Мингорисполкома детское население в зоне обслуживания детской поликлиники № 19 составляет 15000 человек, всего обслуживается 15665 детей.
При нормативе 23/1000 необходимо иметь детскую поликлинику на (15000х23)/1000=345 посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения (15665х23)/1000=360 посещений в смену. Для выполнения показателя Генерального плана г. Минска (30,2/1000 к 2015 г.) резерв мощности детской поликлиники № 19 практически отсутствует.
2.1.2 Норматив обеспеченности населения врачами
Норматив обеспеченности населения участковыми врачами-педиатрами составляет 1 врач на 0,8 тыс. детского населения (п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724). При этом данный норматив определяется показателем числа обслуживаемого населения в расчете на одного участкового врача-педиатра по занятым должностям. Соответственно, для 15 000 обслуживаемого поликлиникой населения требуется 15000:800=19 участковых врачей-педиатров по занятым должностям. Имеется ли такое количество участковых врачей-педиатров по занятым должностям для обслуживания «закрепленного» за поликлиникой № 19 населения?
2.1.3 Норматив кадрового обеспечения в государственных учреждениях здравоохранения
Штатная численность должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению согласно Приложения 2 к Приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь 24.04.2003 № 76 по г. Минску:
врач-педиатр участковый, врач-подростковый (суммарно) – 1,25 на 1000 детей;
врач-педиатр – 0,616 на 1000 детей;
врач-невролог – 0,07 на 1000 детей
и др.
Соответственно, для 15000 обслуживаемого поликлиникой детей требуется:
(15000х1,25):1000=18,75 должностей врачей-педиатров участковых, врачей-подростковых (суммарно);
(15000х0,616):1000=9,24 должностей врачей-педиатров;
(15000х0,07):1000=1,05 должностей врачей-неврологов.
Имеется ли такое количество должностей врачей для обслуживания «закрепленного» за поликлиникой № 19 количества детей? Если имеется, то в каких учреждениях при том, что необходимая мощность учреждений для обслуживания детей недостаточна?
2.1.4 Нормативы объемов медицинской помощи
Для выполнения норматива 11140/1000 для 15665 детей требуется оказать медицинскую помощь в объеме (11140х15665)/1000=174508 посещений поликлиник и посещений на дому в год.
Проектная мощность поликлиники № 27 составляет 484 посещений в смену (с учетом ортодонтического отделения, которое обслуживает детей г. Минска). В 2013 г. – 252 рабочих дней. Соответственно, поликлиника № 19 теоретически может оказать в 2013 г. медицинскую помощь в объеме 484х2х252=243936 посещений поликлиники (с учетом ортодонтического отделения, которое обслуживает детей г. Минска). Практически такой объем медицинской помощи поликлиника № 19 оказать не сможет из-за:
а) неполной укомплектованности штатов;
б) ухода персонала в отпуск, на больничные и т.д.
Для выполнения норматива 174508 посещений в год без учета ортодонтического отделения, которое обслуживает детей г. Минска, даже с учетом посещений на дому и оказания иных медицинских услуг в амбулаторных условиях в учреждениях здравоохранения, подчиненных комитету по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, требуется строительство дополнительной поликлиники.
3. Прирост населения в результате уплотнения микрорайона
Необходимо учесть прирост населения в ближайшее время, связанный с осуществляемым и планируемым строительством жилых домов в радиусе до 1000 м. от взрослых поликлиник № 19 и № 27, а также детской поликлиники № 19:
- жилой по ул._________
- жилой по ул._________
Между тем, планировка и застройка территории населенных пунктов должны предусматривать создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов, предотвращение и устранение неблагоприятного воздействия факторов среды обитания человека на его здоровье (п. 6 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к проектированию, строительству, реконструкции и вводу объектов в эксплуатацию», утв. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.02.2011 № 12). О каких «благоприятных условиях для жизни и здоровья населения» может идти речь при безудержном уплотнении микрорайона жилыми домами повышенной этажности?
Исходя из вышеизложенного, ТРЕБУЮ:
1. Провести проверку соблюдения государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в отношении населения, обслуживающегося взрослыми поликлиниками № 19 и № 27, а также детской поликлиникой № 19:
а) Норматив обеспеченности населения врачами (п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724).
б) Норматив кадрового обеспечения государственных учреждениях здравоохранения, в т.ч. и взрослых поликлиник № 19 и № 27, а также детской поликлиники № 19 (Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь 24.04.2003 № 76 «Об утверждении нормативов кадрового обеспечения и штатных нормативов должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета»).
в) Нормативы объемов медицинской помощи (Приложение к Территориальной программе государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием населения г. Минска на 2013 год, утвержденной Решением Минского городского совета депутатов от 6 февраля 2013 г. № 298 ).
2. Принять меры реагирования, направленные на недопущение строительства объекта «Застройка микрорайона Восток-2 в границах ул. Кедышко – ул. Калиновского – ул. Славинского с выносом высоковольтной линии ЛЭП 110кВ в кабельную канализацию».
Приложения на __листах:
копия ответа Комитета по здравоохранению Мингорисполкома от 11.07.2013 г.
Ответ на данное электронное обращение прошу дать в письменной форме
«___»_____________2013 г.