Кредитные сотрудники называются в банках по-разному: кредитные эксперты, менеджеры, инспекторы, специалисты - суть от этого не меняется. Это расходный материал банков, пушечное мясо. Кредитники, особенно по потребам и автокредитованию, одна из самых текучих должностей. Банку ничего не стоит взамен одного молодого "специалиста" найти другого прыщавого студента.
Помню, прыгал от радости, когда мне, сразу после окончания универа, Росбанк предложил должность кредитного эксперта. Первая мысль была: "Вау!!! Кредитный, да еще эксперт. Это мне-то, да без опыта работы!!!" Меня, к сожалению, не насторожил тот факт, что банк как бы не брал во внимание то, что образование у меня совсем не банковское (экономическое, но по другой сфере). Также мне стоило бы насторожиться, потому что банк откликнулся на мое резюме на вакансию "менеджер", а ведь профессия "менеджер" очень размыта и чем мне конкретно предстояло заниматья я понятия не имел. Когда отправлял резюме, хотелось лишь, чтобы взяли хоть кем-нибудь (вообще по поводу профессии "менеджер" я выскажусь чуть ниже). К тому же тогда в моей голове прочно сидели общераспространенные заблуждения: "банк - это престижно", "кредитный работник - это что-то связанное с финансами", "эксперт - значит большой и ценный специалист". Не будьте столь же наивны. Кредитный эксперт - это абсолютно бесперспективная и низкооплачиваемая работа. И вот почему...
Сейчас большинство банков применяют политику "не нравится - вы знаете где дверь". Конечно ни в каком выращивании кадров они при таком подходе не заинтересованы. Лучше нанять нового сотрудника, чем повышать зарплату старому. Поэтому многие банки превращаются в своего рода "финансовые McDonalds". Политика Росбанка как раз лучший пример воплощения этой стратегии. Берут на работу всех подряд, практически со студенческой скамьи. Особенно попадаются на удочку те, кто получил диплом экономиста, потому что без опыта на такую должность никто не берет, а в банках для них всегда открыты двери. Иллюзия того, что работа кредитного менеджера в финансовой организации, какой является банк, напрямую связана с полученным экономическим образованием, заставляет зеленых студентов окунуться в этот омут, из которого потом очень тяжело выбраться и стать профессионалом хоть в чем-то.
А причиной такого положения дел стала особая ситуация на рынке труда и в банковской сфере. В свое время излишнюю популярность имело экономическое образования, и этот период совпал с развитием банковской розницы и кредитного бума. В короткий период на рынок труда хлынул огромный поток "специалистов" с дипломами экономистов или менеджеров. Ни их количество, ни уровень профессиональной подготовки не отвечали реальным потребностям рынка. И что получилось - диплом финансиста, честно отсижено 5 лет на лекциях, а без опыта никто не берет. Идти работать на завод с высшим образованием - как-то западло. Кто-то подался в риэлторы, кто-то стал менеджером по продажам, кого-то засосала банковская сфера...
Развитие банковской конкуренции, когда уже не клиенты обивали пороги банков, а банки стали гоняться за клиентами, создало острый дефицит молодых сотрудников. Банки распахнули двери для всех желающих, и молодые "специалисты" побежали занимать должности кредитников, одурманенные возможностью работать в финансовой организации и мечтающих о "банковской карьере". Только вот в планы банков профессиональное развитие этой армии "кредитных экспертов" не входило. Тем более в планы Росбанка.
Я верю в знаки, которые иногда нам посылаются откуда-то сверху. Один раз мне был дан такой знак, что выбранная мной профессиональная тропинка не моя. Как-то, возвращаясь домой из METRO, где располагалась моя точка, ко мне обратился сидящий напротив меня в автобусе абсолютно незнакомый человек. "Вы выдаете кредиты?" - поинтересовался он. Получив утвердительный ответ, он спросил, работаю ли я по профессии? После ответа "Нет", он сказал: "Жаль, лучше бы вы работали по полученной профессии. Поймите, этот опыт работы - никакой." Я тогда не согласился. Как же!? Ведь я же "работаю в банке"!!! Прошли годы, и теперь я понял, что был неправ.
Конечно, фраза "опыт работы - никакой" не совсем верна, если понимать ее буквально, ведь чему-то вы на такой работе действительно научитесь: общаться с клиентами, ксерить бумажки, отправлять факсы, пользоваться почтой Outlook и т.д. Любой опыт - это действительно опыт. Даже работа дворника способствует получению неких навыков. Но станете ли вы профессионалом? Если рассматривать вопрос такого "опыта" в плане дальнейшего профессионального развития (особенно это касается тех, кто получил не банковское образование), то тут уже вырисовывается другая картина.
Подняться из рядового кредитного инспектора можно в идеале до начальника кредитного отдела. Еще неплохие варианты: перейти на кредитование юриков или стать спецом по ипотечному кредитованию. Есть еще межбанковское кредитование - это наверное вообще отличный опыт работы. Но зададим себе вопрос - реально ли это???
На хорошие кредитные должности банки, как правило, берут специалистов со стороны и с опытом работы, а не выращивают свой молодняк кредитников. У нас, к сожалению, не японская модель, где сотрудник полностью ассимилируется со своей организацией и растет в ней. Наш российский принцип "мы вас не держим" действует повсеместно. Это особенно касается"кредитных менеджеров". Чтобы получить шанс продвижения с начальной позиции кредитного менеджера, нужно наличие хотя бы одного из следующих преимуществ перед остальными:
1) либо хорошие связи в руководстве (ну, к примеру, хорошо быть чьим-нибудь родственником);
2) либо иметь отличные пробивные способности (у тех, кто их не имеет, это называется "уметь лизать ж...пу кому надо".
А если вы обычный сотрудник, т.е. трудолюбивы, ответственны, исполнительны и т.д., но двумя вышеперечисленными качествами не обладаете, то ваша карьера в этой должности будет выглядеть следующим образом: периодическое (через каждые 1-2 года) скакание с одного банка в другой в поисках большей зарплаты, более гуманного руководства, лучшего графика и т.д. и т.п. И в конечном итоге, когда вам все это наконец надоест, вы придете к следующему выводу: "На фига я вообще пошел работать в банк. Нужно идти переучиваться и получить хоть какую-то профессию". Ведь что вообще такое профессия "кредитного эксперта" или "кредитного менеджера"? Менеджер - это продавец. Кредитный менеджер - продавец кредитных продуктов банка (т.е. менеджер по продажам иными словами). Для существования банкам нужны две категории сотрудников: банковские специалисты и банковские "продавцы" (т.е. те, кто продает банковские продукты). Догадайтесь с трех раз, кто более ценен для банка?
Отличие банковского "продавца" от продавца колбасы или мыла - только в продаваемом продукте и "престижности" места работы. Ведь у многих (кто в банках еще не работал) действует стереотип: если человек работает в банке, это престижно, ведь в банках "хорошо" платят. Но это уже давно не так.
Еше раз хочу пройтись по этой новомодной "профессии" менеджера. Как вы думаете, сможет ли врач стать менеджером по продажам? А ювелир? А технолог? Я думаю, что скорее всего да. И для этого им не надо будет переучиваться. А теперь наоборот, сможет ли "профессиональный менеджер" за короткий срок стать врачом или ювелиром, или технологом, или даже каким-нибудь токарем. Вы сами ответите на этот вопрос...
Мой совет всем, кто только начинает свою трудовую деятельность - подумайте, прежде чем устроиться на работу в должности кредитного менеджера или вообще любого другого менеджера.
Должность "менеджер" означает отнюдь не универсальность, а отсутствие профессиональной принадлежности. Есть нормальные профессия врача, программиста, слесаря и т.д., а если вам в трудовой напишут "менеджер" - это значит, что вы человек без профессии. А развитие на должности кредитного менеджера сводится лишь к заучиванию кредитных продуктов очередного банка, который стал вашим новым пристанищем после ухода из предыдущего кошмара.
Для меня годы, отданные банкам в должностях кредитных экспертов, менеджеров, специалистов и т.д. - это потерянные годы, потому что в результате сейчас я ощущаю себя на рынке труда "никем", "менеджером"...