С 1995 г. вплоть до 1 октября 2000 г. в пределах таможенных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации товары могли перемещаться (в таможенном отношении) без каких-либо ограничений.
Впоследствии (с 1 октября 2000 г.) законодательством Республики Беларусь таможенным органам предписывалось обеспечить таможенный контроль и таможенное оформление товаров, ввозимых из Российской Федерации. Так, постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 20 сентября 2000 г. № 55 «О некоторых мерах по упорядочению таможенного оформления товаров, ввозимых из Российской Федерации» был определен порядок таможенного оформления ввозимых в Республику Беларусь товаров из Российской Федерации. Правда, касалось это только ввозимых в Республику Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в Российской Федерации (исключение из этой группы товаров составляли подакцизные товары).
Очередная новация появилась в связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2003 г. № 869 «О некоторых мерах по упорядочению таможенного оформления товаров, ввозимых из Российской Федерации» (далее - постановление № 869), в соответствии с которым со 2 июля 2003 г. товары, происходящие из Российской Федерации и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по внешнеэкономическим сделкам, участником которых является нерезидент одной из стран, указанных в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин», также подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению.
Приложение 1 к названному постановлению включает следующие страны, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли: Азербайджанская Республика, Грузия, Кыргызская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Российская Федерация, Туркменистан, Украина.
Таким образом, постановление № 869, начиная со 2 июля 2003 г., значительно расширило категорию товаров, подлежащих таможенному оформлению, определив для товаров, происходящих из Российской Федерации и ввозимых в Республику Беларусь, и такой критерий, как присутствие во внешнеэкономической сделке в качестве одного из ее участников нерезидента одной из стран СНГ. До этого, как уже отмечалось, такие товары не подлежали таможенному оформлению, а в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» и постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 10 июля 2001 г. № 33 «О статистическом декларировании товаров» требовалось представление статистической декларации.
В целях реализации постановления № 869 Государственный таможенный комитет Республики Беларусь 11 июля 2003 г. принял постановление № 53 «О внесении изменений в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 20 сентября 2000 г. № 55», определившее особенности таможенного оформления и взимания таможенных платежей в отношении указанных товаров.
Таким образом, исходя из той нормативной базы, которая сформировалась на сегодняшний день в части регламентации ввоза товаров из Российской Федерации, для целей таможенного контроля и таможенного оформления можно выделить следующие категории товаров:
1) товары, происходящие из третьих стран (т.е. иных, чем Республика Беларусь и Российская Федерация) и выпущенные в свободное обращение в Российской Федерации;
2) товары, происходящие из Российской Федерации и ввозимые по внешнеэкономическим сделкам, участником которых является нерезидент одной из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли;
3) товары, происходящие из Российской Федерации и ввозимые по внешнеэкономическим сделкам, участником которых является резидент одной из стран СНГ, либо происходящие из Республики Беларусь, либо находящиеся в свободном обращении в Республике Беларусь и перемещаемые в пределах таможенных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации.
Товары, отвечающие критериям, указанным как в первой, так и во второй условно выделенных категориях, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Это, как уже отмечалось, урегулировано постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 20 сентября 2000 г. № 55 (далее - постановление № 55). Так, п. 1 постановления № 55 устанавливает, что таможенному контролю и таможенному оформлению в установленном порядке подлежат ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с территории Российской Федерации следующие товары:
- происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в Российской Федерации, за исключением товаров, ввозимых индивидуальными предпринимателями и предназначенных для реализации потребителям в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». При этом данное исключение не распространяется на подакцизные товары, подлежащие маркировке акцизными марками;
- происходящие из Российской Федерации и ввозимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по внешнеэкономическим сделкам, участником которых является нерезидент одной из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли.
В таких случаях в соответствии с подл. 1.1 п. 1 постановления № 55 не позднее 15 календарных дней с даты поставки (дата прибытия транспортного средства в пункт разгрузки, которая отражается в товарно-транспортной накладной) должно быть осуществлено декларирование указанной категории товаров путем заявления таможенному органу соответствующего таможенного режима (т. е. представления грузовой таможенной декларации и всей совокупности документов, имеющих отношение к перемещаемому товару).
В соответствии с требованиями постановления № 869 такие товары подлежат таможенному оформлению во внутреннем таможенном органе, в зоне деятельности которого находится получатель товара. При этом предъявление самих ввезенных товаров таможенному органу Республики Беларусь при таможенном оформлении не требуется, за исключением случаев, когда ввозимые товары маркируются акцизными марками (например, алкогольная, табачная продукция).
Исходя из того, что указанная категория товаров подлежит таможенному оформлению, в отношении таких товаров в зависимости от содержания заявленного таможенного режима подлежат уплате таможенные сборы за таможенное оформление в размере 0,15 % от таможенной стоимости товаров, таможенная пошлина и акциз (в отношении подакцизных товаров). Перечень ставок таможенной пошлины по каждому товару и условия их применения определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин». При этом исчисление таможенных пошлин в зависимости от вида ставки может быть произведено либо в процентах от таможенной стоимости ввезенного товара, либо в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров.
Теперь что касается выделенной нами третьей категории товаров - происходящих из Российской Федерации и ввозимых по внешнеэкономическим сделкам, участником которых является резидент одной из стран СНГ, либо находящихся в свободном обращении в Республике Беларусь и перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации. Сюда же условно можно отнести и товары, ставшие исключением для двух первых рассмотренных нами категорий, а именно товары, происходящие из третьих стран, выпущенные в свободное обращение в Российской Федерации и ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации индивидуальными предпринимателями и предназначенные для реализации потребителям в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности».
Все перечисленные в предыдущем абзаце товары объединяет одна особенность: такие товары не подлежат таможенному оформлению, а следовательно, они и не облагаются таможенными платежами.
Вместе с тем в соответствии с п. 5 Положения о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7, постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 10 июля 2001 г. № 33 «О статистическом декларировании товаров» в целях обеспечения статистического учета экспорта (импорта) товаров и валютного контроля внешнеэкономических операций, при отсутствии их таможенного оформления, при осуществлении каждой экспортной (импортной) отгрузки (поставки) таких товаров общая стоимость которых по каждой отгрузке (поставке) превышает в эквиваленте 200 евро, экспортер (импортер) обязан в установленные сроки (при экспорте товаров - не позднее 5 календарных дней с даты отгрузки товаров со склада, при импорте - не позднее 5 календарных дней с даты оприходования товаров импортером) представить в таможенные органы статистическую декларацию (периодическую статистическую декларацию).
Таким образом, на сегодняшний день четко определено, что условием регистрации статистических деклараций при ввозе из Российской Федерации товаров, указанных в перечне (приложение к постановлению Государственного таможенного комитета от 10 июля 2001 г. № 33), является обязательное представление таможенному органу Республики Беларусь оригинала сертификата о происхождении товара формы СТ-1, выданного Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, и имеющихся товаросопроводительных документов (счета-фактуры, счета-проформы, товарных накладных, отгрузочных спецификаций, сертификатов: соответствия, качества, фитосанитарных, ветеринарных, а также других документов). Отсутствие оригинала сертификата о происхождении товара формы СТ-1, подтверждающего российское либо белорусское происхождение товаров, указанных в перечне, является основанием для отказа в регистрации статистической декларации в связи с тем, что такие товары подлежат таможенному оформлению в установленном порядке.
Вместе с тем необходимо различать случаи, когда:
а) обязательным к представлению таможенным органам является оригинал сертификата о происхождении товара формы СТ-1, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации;
б) представление оригинала последнего не является обязательным и страна происхождения определяется на основании иных документов.
В последнем случае это может иметь место, когда в Республику Беларусь ввозятся иные товары, чем поименованные выше. В таких случаях в качестве документов, позволяющих определить, что страной происхождения является Российская Федерация, могут выступать: счет-фактура с указанной в нем страной происхождения товаров, товарно-транспортные накладные, свидетельствующие об отгрузке с российского предприятия-изготовителя, сертификаты: соответствия, качества, фитосанитарные, ветеринарные, техническая документация, отгрузочные спецификации и др.
Но из правил о необходимости представления для целей регистрации статистической декларации оригинала сертификата о происхождении товара формы СТ-1 (в одном случае) либо иных документов, позволяющих определить что страной происхождения является Российская Федерация либо Республика Беларусь (в другом случае), существует исключение: указанные документы не представляются при регистрации статистических деклараций, подаваемых индивидуальными предпринимателями в отношении товаров, ввезенных из Российской Федерации и предназначенных для реализации в соответствии с подп. 1.30 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» (далее - Декрет № 4),
Иными словами, если субъект хозяйствования является плательщиком единого налога и ввозит на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками) и которые будут реализованы потребителям в соответствии с Декретом № 4, такие товары не подлежат таможенному оформлению (т. е. в отношении их не надо подавать таможенную декларацию и уплачивать таможенные платежи), а при регистрации статистической декларации - не представляются ни оригинал сертификата формы СТ-1, ни иные документы, предусмотренные в таких случаях для целей подтверждения российского либо белорусского происхождения товара.
И еще об одном исключении, которое закреплено нормами постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 27 июля 2004 г. № 63, внесшего изменения и дополнения в постановление ГТК от 10 июля 2001 г. № 33 (далее - постановление № 33). Согласно п. 5 постановления № 33 не требуется представление сертификата о происхождении товара формы СТ-1 при ввозе товаров, произведенных в Республике Беларусь, ранее вывезенных производителями в Российскую Федерацию и ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь в соответствии с кодом внешнеэкономической операции 292. При этом для целей статистического декларирования в таких случаях требуется представление оригинала и копии свидетельства регистрации статистической декларации о вывозе товаров в Российскую Федерацию.
Код 292 согласно Классификатору внешнеэкономических операций (приложение 4 к приказу ГТК Республики Беларусь от 9 июля 1998 г. № 246-ОД) означает получение резидентом Республики Беларусь ввезенных товаров от нерезидента, которые были вывезены за границу для передачи в собственность либо во владение нерезидента, но возвращаются в республику по причине обоснованного отказа от принятия их в собственность или действия обстоятельств, препятствующих исполнению сделки.
Если НДС, то плати ставку двойного единого налога в качестве НДС и торгуй без всяких документов