Положительные посылы Директивы № 4 могут быть полностью нивелированы правоприменительной практикой Указа № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконных минимизаций сумм налоговых обязательств".
Анализ деятельности налоговых органов в начале 2013 года свидетельствует о том, что именно Указ № 488 становится "основным инструментом" пополнения бюджета вместо отмененной Директивой № 4 одиозной ответственности за порядок оформления товарно-транспортных накладных.
Обжаловать нереально.
При этом, как и в случае с товарно-транспортными накладными, наказание за "контакт" со лжепредпринимательскими структурами на практике неизбежно. По крайней мере, уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в Беларуси фактически отсутствует досудебный порядок урегулирования споров с налоговыми органами, а любая попытка обжаловать действия налогового инспектора напоминает хождение по лабиринту с постоянным попаданием в правовой тупик.
Начнем с того, что на практике почти невозможно обжаловать неправомерные действия налогового инспектора, связанные, например, с нарушениями при составлении акта проверки. Проверяющий инспектор может указать в акте любые неточности, как то: неверное указание наименования проверяемого предприятия, а также Ф.И.О. директора и главного бухгалтера проверяемого предприятия, неверное изложение фактов, относящихся к проверке (несуществующие платежные поручения и акты опросов свидетелей, неверные арифметические расчеты), и т. д.
При этом попытки обжалования в досудебном порядке данных нарушений законодательства, в частности, нарушения требований пунктов 59 и 61 Указа № 510, ни к чему не привели. Жалобы в вышестоящие органы (инспекцию МНС по г. Минску и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь) были "успешно перенаправлены" тому налоговому инспектору, который и проводил проверку.
Если не принимать во внимание положения Закона "Об обращениях граждан и юридических лиц" (который фактически нарушается в части направления материалов тому, на кого жалуются), то остается анализировать пункты 78 и 79 Указа № 510 и статьи 86 и 87 Налогового кодекса, на которые ссылаются вышестоящие налоговые органы. Данные нормативные документы наводят на мысль, что обжаловать можно только решения налоговых органов, а не акт налоговой проверки, вне зависимости от того, что в нем написано.
Кстати, данный вывод в устных разговорах подтверждают и сотрудники налоговых органов.
Почва для коррупции.
В этой ситуации возникает вопрос: что такое акт налоговой проверки? Это документ или нет? Составление акта налоговой проверки - это действие налогового инспектора или нет? Если акт налоговой проверки - это все же результат какого-то действия налогового инспектора, то его можно обжаловать в вышестоящем органе в соответствии с пунктом 79 Указа № 510 и статьей 86 Налогового кодекса.
Если составление акта налоговой проверки - это не действие налогового инспектора, то что тогда? И чем является акт налоговой проверки для контролеров, если его нельзя обжаловать?
К сожалению, практика показывает, что акт проверки является чем-то неопределенным и не подлежащим обжалованию. Зачем тогда в законодательстве предусмотрена возможность написания возражений по акту проверок, если на практике это ничего не изменит? Возникает правовой тупик, который может разрешить только хозяйственный суд.
С другой стороны, отсутствие возможности обжалования акта проверки означает, по сути, что в Беларуси отсутствует досудебный порядок урегулирования споров с налоговыми органами, так как после вынесения решения налогового органа предприятие фактически признается виновным, а деньги списываются с его счета на уплату налогов и штрафных санкций по результатам налоговой проверки. При этом обжалование решения в вышестоящем органе в свете описанных выше обстоятельств видится бессмысленным занятием, и единственной возможностью доказать свою правоту является обращение в хозяйственный суд.
С другой стороны, отсутствие правовой процедуры обжалования акта проверки на практике приводит к ситуации, когда единственной возможностью досудебного урегулирования спора с налоговой инспекцией является "договоренность" с проверяющим налоговым инспектором.
Именно эта мысль периодически витала в воздухе в разговорах с должностными лицами налоговых органов. При этом возникает вопрос о коррупционной и уголовной составляющей такой договоренности.
По сути, государство само создает почву для коррупции и подталкивает к этому предприятия, не согласные с результатами налоговой проверки.
Расширенное толкование.
Наряду с расширенным толкованием норм Указа № 488 в 2013 году налоговые органы стали широко толковать и положения указов № 267 и 359, регламентирующих порядок приостановления операций по счетам предприятия и порядок расчетов между субъектами хозяйствования.
По сути, силовой инструмент, связанный с принуждением нарушителей налогового законодательства (имеющим задолженность перед бюджетом) к уплате платежей в бюджет, на практике применяется в качестве элемента шантажа предприятий, не согласных с результатами проверки. Так, после подписания акта проверки и до момента вынесения решения по акту проверки у предприятия приостанавливаются все расходные операции по счету.
На практике это означает, что предприятие становится без вины виноватым. То есть еще до момента вынесения решения у предприятия отнимают право распоряжаться своими денежными средствами. Предприятие может использовать свои деньги только с разрешения налоговой инспекции в размере 20% от суммы выручки за прошлый месяц плюс 1,5 бюджета прожиточного минимума на каждого работника для выплаты заработной платы.
При этом налоговую инспекцию не смущает тот факт, что обязанности по уплате налогов и штрафных санкций у предприятия возникают только после вынесения решения налогового органа по акту проверки (статья 78 Налогового кодекса). Поэтому даже при фактическом отсутствии задолженности перед бюджетом (так как задолженность перед бюджетом даже по внутренней налоговой отчетности отражается только после вынесения решения по акту проверки) деятельность предприятия фактически будет заблокирована.
При этом досудебная попытка обжалования действия налогового органа по вопросу приостановки операций по счету имела такой же результат, как и процедура обжалования акта налоговой проверки. Таким образом, перед нами опять возникает правовой тупик, который может разрешить только хозяйственный суд.
Подходы не изменились.
Обобщая изложенное, можно отметить, что принятие Директивы № 4 не изменило подходы государства в контрольной деятельности. Заявленный в Директиве № 4 предупредительный характер контрольной работы на практике не работает.
Как и прежде, государство рассматривает контрольную работу, в первую очередь, в качестве дополнительного источника поступлений в бюджет и лишь затем - в качестве инструмента предупреждения нарушений.
Отсюда возникает закономерный вывод о преждевременности решения Всемирного банка о повышении рейтинга налоговой системы Республики Беларусь. Какой толк от снижения уровня налоговой нагрузки, если в отведенное координационным планом время к тебе придут на проверку и, по сути, спишут со счета столько налогов и штрафных санкций, сколько нужно для бюджета? При этом большой вопрос, сможешь ли ты доказать свою правоту в хозяйственном суде с учетом всего вышеизложенного.